Фрагмент урока по окружающему миру (исследовательское обучение)


Приложение
к выступлению на заседании МО начальных классов на тему : «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании»
(фрагмент урока)
Солянова Татьяна Владимировна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Автор учебника: А.А. Плешаков
Тема: «Водоёмы нашего края»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления информации по теме: «Водоёмы нашего края»
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Задачи, развивающие:
предметные результаты:
- знать изучаемые водоёмы края,
- уметь показывать на физической карте, изучаемые объект
регулятивные результаты:
- формировать умение самостоятельно формулировать цель действий,
- составлять план работы
коммуникативные:
- формировать умение  сотрудничать в поиске и сборе информации
личностные результаты (воспитательные):
- формировать умение оценивать усваиваемый материал
Методы и формы организации познавательной деятельности: исследовательский, групповой
Средства обучения: учебники, тетради на печатной основе, презентация учителя по теме урока, компьютер, мультимедийный проектор, листочки для групповой работы, с названиями групп.
IV этап урока «открытия» нового знания: «Самостоятельная работа и самопроверка»на материале презентации, подготовленной учителем, в которой используются «выжимки» данных о Волге, видео, фотографии с экологической направленностью, песни.
1-й слайд: (на фоне фото реки Волги)
Во все времена существования России Волга была и остается великой русской рекой, от которой во многом зависит жизнь всего Поволжья.
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Её медлительные волны,
Тяжелые как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Люблю её всю в нитках света,
Всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России — это
Гораздо больше, чем река.
И жить мне молодо и звонко,
И вечно мне шуметь и цвесть,
Покуда ты, Россия, есть.
Е. Евтушенко.
- О чём это стихотворение?
- Волга – жизнь для русского человека, а сама Волга нуждается в помощи человека? - Поскольку мы не смогли дать один ответ на поставленный вопрос, предлагаю провести исследование на тему: «Река Волга – великая русская река. Нужна ли ей помощь человека?»
- Что такое исследование? - Кто его проводит?
- Когда учёный начинает своё исследование?
- Какая проблема возникла у нас?
- А у учёного существует кокой – либо план работы? – А для чего он ему?
- В какой последовательности работает учёный над проблемой?
- Как проверить правильность ответа?
2- й слайд (план работы учёного, порядок работы надо восстановить)
- Сможет ли нам помочь этот слайд?
- Что на этом слайде? – Попробуйте восстановить план работы учёного-исследователя:
1. Определение темы, проблемы исследования.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Составление плана исследования.
4. Сбор, обработка информации.
5. Анализ и обобщение полученных материалов
6. Подготовка отчёта исследования.
7. Защита сообщений.
8. Обсуждение итогов завершённой работы.
- Прочитайте составленный план. – Все согласны? – О каких этапах не должны забыть?
- Итак, тема: «Река Волга – великая русская река»
- Проблема: «Нуждается ли река Волга в помощи человека?»
- Гипотезы: «Да, нуждается», «Нет, не нуждается»
Методы исследования
- Для того, чтобы ответить на вопрос, вы, давайте выберем методы исследования. - Что это такое?
(как, с помощью каких способов можно будет проверить высказанные гипотезы) - Кто их помнит?
Подумать и задать себе вопрос. 2. Спросить у взрослых. 3. Понаблюдать. 4. Провести эксперимент. 5. Посмотреть в книге (учебнике, энциклопедии, справочной литературе, компьютере.)
План исследования.
- Какие из способов исследования будем использовать для сегодняшнего исследования? (1, 2, 5)
- Каков же тогда план нашего исследования?
Сбор, обработка информации.
- Давайте разделимся на 9 групп и попытаемся доказать наши научные предположения (гипотезы): «Нужна или не нужна помощь великой русской реке Волге?» - В каждой группе вы можете составить свой план работы.
Группы: 1. «Географы», 2. «Историки», 3. «Экономисты», 4. «Рыболовы», 5. «Нефтяники»,
6. «Работники ГЭС», 7. «Судоходы», 8. «Экскурсоводы», 9. «Культуроведы», 10. «Экологи»
(материал на слайдах расположен согласно названию групп)
В ходе групповой работы, в результате увиденного материала, предоставленного учителем, дети делают необходимые записи, рисунки, схемы, выписывают названия городов и т.п., отмечают, какую пользу приносит река человеку и как при этом человек вредит реке)Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрите внимательно, нет ли среди материалов вашей группы, которые вы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования
- оставьте только нужное, определите главное и второстепенное, что поможет приготовить краткий отчёт
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся
В этом могут помочь, составленные схемы, названия, рисунки, образная речь ( с использованием определений)
Защита сообщений
(С одной стороны дети говорят о том, как красива и величава река Волга, как используются её красота и богатства, а с другой стороны как это всё используется человеком, сравнивают с историческими данными и приходят к выводу, что великая русская река Волга нуждается в срочной помощи со стороны человека)
Обсуждение итогов завершённой работы.
- Смогли ли ребята доказать свою гипотезу?
- Какие вопросы возникли?
- Изменилось ли в ходе работы отношение к этой проблеме?
(поощряются и выступающие, и те ребята, которые задавали вопросы)
Использованные материалы с сайтов:
http://geosfera.info/ Река Волга – самая большая река в Европе. Видео «Вверх по Волге»
http://nemiga.info/ Карта Волги. Река Волга. Города на Волге.http://ru.wikipedia.org/ Волга - река
http://interfisher.ru/ ИФ – Река Волга. Описание реки Волга. Рыболовные фотографии. Рыбалка на Волге.
http://www.factruz.ru/ Река Волга