Статья на тему Исследовательское обучение как средство формирования УУД 1 ступени обучения.


Исследовательское обучение как средство формирования УУД 1 ступени обучения.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья, так, например, введены различные формы государственной аттестации обучающихся: единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация, в начальной школе проводятся всероссийские проверочные работы по ряду предметов, реализуются федеральные государственные образовательные стандарты. Пред Вами на слайде представлены документы, регламентирующие организацию и модернизацию российского образования. Главной их идеей является формирование новой личности, которая готова к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире. Какое место отведено начальной школе? Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
В документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» политика государства определена следующим образом: «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий». Отражение этого мы видим в ФГОС, как формирование универсальных учебных действий учащихся.
«Современная система образования должна быть интересной, устремленной в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А успешной формой реализации практических знаний может послужить исследовательская деятельность.
Исходя из этого, я пришла к выводу о том, что для организации работы учащихся младшего школьного возраста на уроках наиболее эффективным является организация исследовательского обучения как средства формирования УУД учащихся начальной школы.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в, Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.
В последние годы ученые разрабатывают различные аспекты формирования исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина); формирование научного стиля мышления (Л.П. Богоявленский, П.Я.Гальперин) и творческой активности учащихся (Р.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, А.М.Матюшкин), технологии развития умений исследовательской деятельности в рамках изучения отдельных дисциплин (А.Г.Иодко, Г.А.Дзида), формирование исследовательской культуры учащихся (Г.В.Макотрова). Необходимо подчеркнуть, что ученые указывают на физиологические предпосылки успешного развития самостоятельной исследовательской деятельности, в частности ориентировочно–исследовательский рефлекс, и подчеркивают, что исследовательское поведение выполняет Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.
Каждый самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту на формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека.
Исследовательское обучение, как один из видов обучения и воспитания, позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Данная форма обучения способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важнейшую функцию - функцию развития и является естественным и необходимым для детей.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая выводы, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п. С первого класса я веду пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений:
-  проблемное, частично-поисковая обучение под руководством учителя;
-  урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
-  кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя).
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1.  Знакомство с теоретическими понятиями исследовательского обучения, такими, как исследование, информация, знание и др.
2.  Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.
3.  Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4.  На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5.  На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множество предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6.  Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе работа строится следующим образом:
1.  Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2.  Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3.  Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4.  Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну-две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
На уроках математики организую мини-исследования, содержание которых отражено в виде проблемных вопросов: «Почему треугольник назван «треугольником?», «Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» (математика, 2 класс); «С помощью каких математических знаков можно показать, где предметов больше, а где меньше?» (математика, 1 класс) и др. Разрешение таких вопросов направлено на отработку элементов учебно-исследовательского обучения, в частности, на постановку гипотезы, сбор и анализ необходимой информации, моделирование и т.д.На уроках математики организую мини-исследования, содержание которых отражено в виде проблемных вопросов: «Почему треугольник назван «треугольником?», «Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»; «С помощью каких математических знаков можно показать, где предметов больше, а где меньше?» и др. Разрешение таких вопросов направлено на отработку элементов учебно-исследовательского обучения, в частности, на постановку гипотезы, сбор и анализ необходимой информации,
Предлагаю рассмотреть на примере урока математики мини-исследование по теме «Доли- это что?» И как видно из названия, уже предполагает проблему и нацеливает учащихся на выдвижение гипотез и поиск ответа. А задача учителя - быть помощником на всех этапах урока.
Какие же УУД формируются у учащихся в процессе исследовательского обучения. Первый этап –это выбор темы.
На втором этапе постановка цели и задачи.
Умение учащихся ставить цели, определять методы достижения цели.
Третий этап –гипотеза исследования.
На этапе выдвижения гипотезы исследования учащимся было предложено рассмотреть естественную, понятную детям ситуацию
Четвёртый этап-организация исследования
На организационной стадии исследования , учащиеся с интересом делили на части геометрические фигуры.
Пятом этапе. На стадии рефлексии был проведён математический диктант.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 класс) в объёме 135 часов. На изучение курса отводится 1 час в неделю. В настоящее время программа успешно реализуется в нашей школе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.. Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы можно условно объединить в три основные группы: фантастические, эмпирические и теоретические.
Фантастические –темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений.Экспериментальные – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения требуют большой изобретательности.
Мои третьеклассницы долго не могли выбрать тему для собственного исследования. И когда они, отчаявшись, обратились ко мне , я ограничилась советом быть наблюдательней. Девочки приняли совет буквально, и итогом их наблюдений стала замечательная работа, названная ими впоследствии «Книга рекордов нашего класса». Понаблюдав за каждым из своих одноклассников и одноклассниц, они определили, кто в какой области «самый-самый». Кто-то, таким образом, оказался самым спортивным, кто-то самым модным, кто-то лучшим футболистом, а кто-то лучше всех пел. Каждому нашлось своё определение, потому что каждый, по мнению исследователей, оказался замечательным в какой-то собственной области.
Теоретические –темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Вы, наверняка, со мной согласитесь, что трудно представить себе реализацию таких замыслов, если б не успешное взаимодействие как со школьными коллегами – это психолог школы, который помогает в составлении психолого-социальной характеристики класса, где у каждого учащегося подгруппы определяются его личностные, индивидные и субъектные свойства личности для успешной организации групповых форм работы; так и городскими организациями– это дом детского творчества. И, конечно же, долгосрочные исследования с последующим выступлением невозможны без поддержки родителей, которые принимают в технической подготовке активное Реализация исследовательского обучения в обучении даёт свои положительные результаты. Мои ученики подтверждают свои знания победами и призовыми местами как во всероссийских олимпиадах школьного уровня, так и городских. Ежегодно для учащихся своей школы я разрабатывала и проводила олимпиады для 2, 3 и 4 классов. Перед вами на слайде всё то, чего достигли мои дети и я в процессе работы.
Следуя мудрому наставлению К.Д. Ушинского «Без чувства стремления к самосовершенствованию в человеке умирает учитель.» я стараюсь не останавливаться на достигнутом. Успехи моих детей – это и мой успех.
Я считаю исследовательское обучение очень важным аспектом в преподавании всех предметов, поскольку она помогает ученику раскрыться в ситуации естественного общения, планировать и оценивать свою работу самостоятельно, успешно усваивать знания не отдельного предмета, а идет к метапредметному изучению жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Работая по данной технологии, мои ученики добились следующих результатов:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. Ребята стали более эрудированными в различных областях знания.
2. Уроки с исследовательским обучением развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, реализованных в ситуациях естественного общения.
3. Исследовательское обучение дало возможность для самореализации, самовыражения моего творчества, как учителя, а так же способствует раскрытию способностей учеников.
4. Уроки исследовательского обучения дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира культуры.
Но самое главное, на мой взгляд, ребята увлеклись поиском удивительного и необычного в простых окружающих их вещах и научились мыслить критически.
Подводя итоги, хочу еще раз вернуться к началу нашего разговора о том, какой же будет наша новая школа и каким будет выпускник начальной ступени обучения.
Уважаемые коллеги, у меня появилась уверенность, что изучение общеобразовательных предметов расширяет индивидуальную картину мира ребёнка; воспитывает толерантность, способствует становлению социокультурных образов, развивает мышление, внимание, память.
Для меня очень важно, чтобы результатом плодотворного сотрудничества всего педагогического коллектива начальной школы стали вот такие ученики.