Урок по литературе на тему Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике (9 класс)


Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике
(обобщение изученного материала)
Учитель – Захарова А.Я.
Цель: показать разнообразные взгляды русских критиков на комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Задачи:
показать роль комедии в русской литературе;
развитие речи учащихся, творческих способностей;
прививать навык конспектирования критических статей;
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения;
способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы и критических статей.
Методы и приемы: исследовательский (беседа), метод проблемного изложения (проблемный вопрос).
Оборудование: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», портрет А.С. Грибоедова, критические статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», А.А. Григорьева «По поводу нового издания старой вещи», Ю.М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни».
Литература: Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975;
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе XIX  века. 9 класс. Изд.3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2011.;
Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие для 9 класса. М: Просвещение, 1994.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о комедии Грибоедава. И тема нашего сегодняшнего урока «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике». Вы все прекрасно знаете, что, когда это произведение Грибоедова было только в черновом варианте, оно возымело огромный успех у читателей. Вскоре после его публикации появились разнообразные отзывы критиков.
Проверка домашнего задания (10 мин.)
Учитель: Ребята, дома вы должны были составить конспекты статей: «Мильон терзаний», «Декабрист в повседневной жизни», «По поводу нового издания старой вещи».
Желающие зачитывают выдержки из конспекта, далее идет обсуждение.
Беседа (28 мин.)
Учитель: Как вы отнесетесь к такому высказыванию А. Григорьева: «Грибоедов казнит невежество и хамство во имя высших законов христианского и человечески-народного взгляда»?
Пиксанов писал: «Оптимизм – основная настроенность «Горя от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю».
-Скажите, какова развязка «Горя от ума»? Она оптимистична или пессимистична?
Ученики: Развязку этой комедии можно считать оптимистичной хотя бы потому, что происходит прозрение главных героев: Софья узнает правду о Молчалине, Чацкий понимает, что Софья его не любит, а значит и делать в этом чуждом и противном ему обществе больше нечего. И он покидает этот город, чтобы в других местах найти своих единомышленников.
-Какие 2 конфликта здесь можно выделить?
Ученики: Общественный и любовный конфликты, которые развиваются параллельно.
-Имеет ли развязку общественный и любовный конфликты?
Ученики: Общественный конфликт не имеет развязки, он слишком глубок, выходит за рамки произведения, а любовный имеет.
-Ребята, как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
Ученики: Скорее всего нет. Она узнала, какой он на самом деле, поняла, что он совсем далек от ее идеала скромного, тихого, милого, честного юноши.
-Раз мы начали разговор о развязке конфликтов, давайте обсудим дальнейшие судьбы героев. Итак, какова же судьба Софьи?
Ученики: В финале мы видим, что ей стыдно за любовь к Молчалину, за то, что она была так слепа, во всем винит себя: она отказалась от Молчалина, лишилась Чацкого, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, который не может и не хочет понять свою дочь. Ее положение ужасно своей безысходностью.
-Можно назвать ее образ трагическим?
Ученики: Да, ведь она так же ,как и Чацкий, одинока в этом бездушном и безнравственном обществе.
-Какой выход для нее вы видите? Чем ей грозит отец? («В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!») Как вы думаете, изгнание из Москвы будет ли для нее наказанием?
-Что дальше ожидает Молчалина? Сокрушит ли его произошедшее?
Ученики: На первый взгляд, в финале с ним происходит катастрофа: разрушена сооруженная с большим трудом лестница к чинам и знатности, погибла надежда на то, что притворная любовь к Софье выведет его из «безвестности». Но выбросят ли его из дома, где он незаменим? Откажется ли от него общество, которое его любит и в котором он для всех свой? Вряд ли…
-Какова дальнейшая судьба Чацкого? Какие последние слова он произносит?
Ученики: «Вон из Москвы!.. Карету мне! Карету!» Чацкий уезжает в гордом одиночестве, высмеянный обществом, покинувший свою любовь.
-Согласны ли вы с мыслью Пиксанова о внутреннем бессилии фамусовского общества?
Ученики: С этой мыслю можно согласиться, так как это невежественное и безнравственное общество, отношения которого построены на лжи, обречено на вымирание. В начале 19 века уже повсеместно распространяется просвещение, и мы понимаем, что фамусовскому обществу недолго осталось существовать. Самое интересное, что данное общество само уже начинает это осознавать, смотря на представителей молодого поколения (таких как Софья и Чацкий), понимает, что реформ не избежать. И ему становится страшно, потому что предотвратить это оно не в силах.
-Почему фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
Ученики: Оно объявляет Чацкого сумасшедшим от своего бессилия, от страха за свою дальнейшую судьбу. Таким образом фамусовское общество пытается избавиться от нарушителя их спокойствия.
-Совершенно верно. В то время обвинение в сумасшествии было средством избавления от «неугодных» людей. Таким оружием воспользовалось общество и против Чаадаева, знаменитого поэта и мыслителя 19 века, друга А.С. Пушкина. Именно он и стал прототипом Чацкого.
-Ребята, а можем ли мы сказать, Чацкий одинок?
Ученики: Нет. Если читать между строк, мы увидим, что есть такие же, как он ( например, брат Скалозуба, который дослужился до высокого чина, но «пост свой вдруг оставил»). И, изучая в дальнейшем русскую литературу 19 века, мы увидим, что единомышленники Чацкого будут появляться и дальше, их будет все больше, и в результате их объединение приведет к революции.
-Гончаров в своей знаменитой статье «Мильон терзаний» писал о Чацком: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва».
-Вы согласны с этим суждением? Считаете ли вы его победителем? В чем заключается его очевидная сила?
Ученики: Чацкий – ярчайший представитель новых проповедей, новых нравственных мыслей и политических идей, которые уже витают в воздухе.
-Скажите, пожалуйста, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума»?
Ученики: В центре всех событий стоит умный человек, который противостоит обществу лицемеров, лжецов, карьеристов. Он не понимает, что в этом глупом и безнравственном обществе счастья ему не видать.
-То есть можно сказать, что Чацкий здесь лишний именно потому, что мыслит. От этого он и страдает. Потом эти два слова поставит вместе Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». А позже Ф.М. Достоевский вложит в уста Раскольникова дорогую ему самому мысль: «Страдание и боль обязательно для широкого сознания и глубокого сердца».
-Ребята, как вы думаете, образ Чацкого романтический или реалистический?
Ученики: Образ Чацкого сложен: его можно назвать романтическим героем, потому что он противостоит фамусовскому обществу, в комедии он одинок; но это и реалистический образ, так как Чацкий своими мыслями и суждениями напоминает нам декабриста, революционера, а это уже отголоски насыщенной событиями русской истории 19 века.
-Верно, Грибоедов в своей комедии отразил то недовольство образованных людей общественным и политическим строем страны, которое появилось у декабристов после победы в Отечественной войне и которое на протяжении всего 19 века только нарастало.
А.А. Григорьев в своей статье дает яркую характеристику Чацкому: «Чацкий, кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое. Он – порождение первой четверти русского XIX столетия, прямой сын и наследник Новиковых и Радищевых, товарищ людей вечной памяти двенадцатого года, могущественная, еще глубоко верящая в себя и потому упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении с средою, погибнуть хотя бы из-за того, чтобы оставить по себе «страницу в истории»…».
4. Подведение итогов (3 мин.)
Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать в завершении нашего урока?
Ученики: Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» затрагивает нравственные и общественные проблемы, которые волновали в то время его современников. Поэтому это произведение, еще будучи в черновом виде, сразу же обратило на себя общественное внимание и стало очень популярным именно своей острой общественно-нравственной и общественно-политической проблематикой.
5. Выставление оценок, задавание домашней работы (3 мин.)
Учитель: Ребята, на этом наш урок подходит к концу, всем спасибо за работу!
Дома вам надо будет написать сочинение по комедии «Горе от ума» на одну из выбранных вами тем:
«Сравнительная характеристика двух героев: Чацкий и Молчалин»;
«Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
«Век нынешний и век минувший…»