План — конспект урока по ОБЖ Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

План-конспект урока по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»

Тема урока:
«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»
Тип урока: традиционный.
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Вид урока: комбинированный.
Технология урока: запоминания материала, познавательный интерес к предмету.
Цель урока:
Воспитание ответственности, формирование гражданской и патриотической позиции, чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.
Задачи:
Образовательная задача: - Дать понятие, что такое воинский долг и патриотизм.
Развивающие задачи: - Сформировать уважение к боевому прошлому России;
- Познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и развивать у учащихся чувство личной ответственности за его защиту.
Воспитательные задачи:  - Воспитывать преданность к своей Родине, народу, истории;
- Воспитать основы гражданского сознания;
- Воспитать мужество, стойкость, отвагу;
- Сформировать стремление к здоровому образу жизни;
- Подготовить юношей к службе в рядах Российской Армии;
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, фотографии, презентации.
План урока.
Вступительная часть. (8 минут) 1. Организационный момент.
2. Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала
из предмета история. 3. Базовый термин - ПАТРИОТИЗМ.
4. Проблемный вопрос.
II. Основная часть. (34 минут)
1. Что такое Родина? 2. С кого берет пример молодежь России ?
3. С чего начинается Родина?
4. Что такое патриотизм?
5. Физкультминутка «Вождение на автомобиле».
6. Верность воинскому долгу?
7. Понятие высокого слова «Отечество».
8. Присяга, долг, патриотизм.
9. Патриотическое воспитание в гимназии.
10. Общероссийская гражданско – патриотическая акция в рамках гимназии «Бессмертный полк».
11. Экскурсия в парк победы.
12. Праздничные мероприятия.
13. Экскурсия в музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.
14. Соревнования посвященные Дням Воинской Славы России организованные «Центром патриотического воспитания молодежи» РБ городского округа города Уфы.
15. Пятидневные учебно - полевые сборы.
16. Картина. «Мы помним! Мы гордимся!»
III. Заключительная часть. (3 минут)
Актуальность урока. Домашнее задание.
Оценки обучающимся.
Прощание.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I. Вступительная часть.
1. Организационный момент.










Актуализация опорных знаний.




























2.Контроль знаний обучающихся по усвоению ранее изученного материала по предмету история.




3. Проблемный вопрос.







Строевые упражнения на месте.

Объявление темы урока.
Учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач.
- Патриотическое воспитание предполагает развитие личности, которой были бы присущи свойства гражданина – патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Каких великих полководцев России вы знаете? Почему мы считаем их героями?





Слайд № 5.
Базовый термин - ПАТРИОТИЗМ имеет несколько составляющих: - национально – патриотическое воспитание – часть патриотического воспитания, основанный на нравственных понятиях культуры, традиций русского народа;
- военно – патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины;
- гражданско – патриотическое воспитание – это вера в будущее России, гордость за свою страну;
- героико – патриотическое воспитание - это понятие ориентировано на осознание своей причастности к истории своего народа и страны.
Слайд № 6.
а) Оборона Севастополя во время Крымской войны связана с именем:  1. Ф. Ф. Ушакова 2. П. И. Багратиона 3. П. С. Нахимова 4. А. В. Суворова б) Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом?
в) Где и когда произошло крупнейшее во второй мировой войне танковое сражение?

Слайд № 7. Формулировка проблемы.
- Кто может нам объяснить: «Что сподвигло в годы Великой Отечественной войны рядового Александра Матросова перекрыть телом амбразуру, не щадя своей жизни ради победы, ради своей Родины, и чем руководствовался генерал майор Андрей Власов, переходя на сторону противника, тем самым предавая Родину?»





Класс строится в две шеренги, доклад дежурного, приветствие.
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.




Суворов, Кутузов, Нахимов, Пётр I, Жуков и т.д.
Эти люди не жалели жизни ради своей Родины. Безграничную славу они заслужили на полях сражений с неприятелем.

Обучающиеся формулируют примеры на каждый термин.
















Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
а) П. С. Нахимова
б) М. А. Егоров, М. В. Кантария.
в) В районе Прохоровки, 12 июля 1943г.
Выделение главного, четкость выводов
-Логика изложения;
- Убедительность; - Доказательность;
Наиболее интересные ответы, которые обучающиеся будут давать в ходе обсуждения, записывают в тетрадях.

II. Основная часть.
1. Что такое Родина?



Слайд № 8.
Родина – это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Где мы всегда можем быть самими собой. Оберегать и любить Родину – это долг каждого настоящего человека.



Родина – это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа. За которое человек готов постоять «горой» и, если придется, расстаться с жизнью.

2. С кого берет пример молодежь России?

Слайд № 9.
С древнейших времен молодежь России воспитывался на примере своих героев, гордились героями малой Родины. В Башкортостане городе Уфе Салавату Юлаеву воздвигнут памятник на берегу реки Белой.
И. В. Сталин тоже призывал в своё время брать пример с Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.

Примеры обучающихся записывают в тетрадях.


3. С чего начинается Родина?

Слайд № 10.
Какие песни о защитниках Родины вы можете вспомнить?
Анализируя широко известную советскую песню из кинофильма «Щит и меч» слова Михаила Матусова, обучающиеся пришли к выводу: на ней можно воспитывать не одно поколение молодежи, она вряд ли когда-нибудь устареет.
Каждый из нас носит образ Родины в своем сердце, и как не схожи, какие они разные – наши представления о ней!

Песни: - Три танкиста; -
·Журавли; - На безымянной высоте; - Широка страна моя родная и т.д.



Объяснение нового материала.
Военнослужащий – это гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.


Выступления и позволяют каждому выступающему обучающемуся реализовать свою индивидуальность и творческие успехи.


4. Что такое патриотизм?

Слайд № 11.
- Это нравственный принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины. Гражданин страны, прежде всего патриот.

Обучающиеся  учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общий вывод.

5. Физкультминутка «Вождение на автомобиле».

Слайд № 12.
- Нажали на педаль газ – наклоняемся назад.
- Поворот руля направо – наклоняемся направо;
- Поворот руля налево – наклоняемся налево;
- нажали на педаль тормоза – наклоняемся вперед.
Выполнение игровых упражнений для расслабления мышцы спины и эмоциальной разгрузки.
Наклоны: назад, вправо; влево; вперед.


6. Верность воинскому долгу?

Слайд № 13.
Воинский долг – нравственно – правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (1988г.).
История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родины, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.


7. Понятие высокого слова «Отечество».

Слайд № 14.
Отечество – это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.
Когда в 1941 – м пробил час и Родина позвала всех на поле брани, воевали прежде всего за Отчизну, за свободу и независимость всего советского народа.

Воины Вооруженных Сил являются прямыми наследниками всего лучшего, что было в традициях русской армии и флота.



8. Присяга, долг, патриотизм.

Слайд № 15.
Наша армия – неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач государственного строительства.
Вооруженные Силы РФ продолжают традиции русской армии и флота: храбрость и героизм солдат и матросов, их верность и беззаветное служение Родине и многое другое.

Самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.



9.
Патриотическое воспитание в гимназии.
Фотографии из архива.

























Фотоколлаж «Мы помним! Мы гордимся!»


Доказать необходимость внеклассных мероприятий о патриотическом воспитании. Которая из этих групп привела наиболее убедительные аргументы?
Слайд № 16.
Патриотическое воспитание в гимназии.
Слайд № 17.
Общероссийская гражданско – патриотическая акция в рамках гимназии «Бессмертный полк»

Слайд № 18.
Экскурсия по Парку Победы.

Слайд № 19.
Праздничные мероприятия.

Слайд № 20.
Посещение музея 112 - й Башкирской кавалерийской дивизии.

Слайд № 21.
Соревнования посвященные Дням Воинской Славы России организованные «Центром патриотического воспитания молодежи» РБ городского округа города Уфы.

Слайд № 22.
Пятидневные учебно - полевые сборы.
Слайд № 23.
Победа досталась нам, дорогой ценой! С годами, в памяти молодого поколения, постепенно стираются воспоминания о кровопролитной войне. Наш долг перед участниками и победителями войны 1941-1945 годов - сохранение в памяти, того, героического подвига наших земляков, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто отдал свою жизнь за счастье ныне живущих.


Работа в творческих группах.




















Чувство гордости за героическое прошлое нашей страны, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к людям, победившим войну.

III.
Заключительная часть. – 3 мин.
1. Итог урока. Рефлексия.


В заключении учитель даёт содержательную оценку результатов работы класса в целом и отдельных обучающихся, акцентируя внимание на самооценку положительных достижений. 



Обучение обучающихся приемам самооценивания.


2. Актуальность урока.


Слайды № 2;3;4.
О необходимости изучения данной темы в процессе общего познания.
Слайд № 24.
- в ходе урока сформировалось чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовность к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.











3. Домашнее задание.



Слайд № 25.
Для закрепления знаний и умений, полученных на уроке, предложить решить ситуационную задачу.
Подготовить сочинение – размышление на тему: «Сам погибай, а товарища выручай».

Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.

4. Прощание.
- Класс встать! Смирно! Вольно!
До свидания!




Список литературы.

1. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 7. 1999. стр. 14 - 15.;
2. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 10. 1999. стр. 10 - 20.;
3. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 2. 2002. стр. 11 - 19.;
4. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 5. 2003. стр. 14 - 15.;
5. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 10. 2004. стр. 32 - 33.;
6. Военные знания. Издательство ООО «Военные знания». № 11. 2004. стр. 8 - 11.;
7. Интернет ресурсы;
8. Преподаватель - организатор ОБЖ Р. Азнагулов. Презентация
Тема: «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».
9. Рисунок для презентации взято из открытых источников интернет.
10. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс. Ю.Л. Воробьев, Москва. «Астель». 2003. стр. 248 – 255.
11. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. 5 - е издание. Москва. «Просвещение». 2013. стр. 242 – 251.
12. Фотографии для презентации взято из архива.

15