Практические работы для учащихся сельских школ (для изучение на факультативах, всего 16 работ)


Практические работы для учащихся сельских школ (использован материал пособия А.А.Сударкиной «Химия в сельском хозяйстве»)
Практическая работа № 1
«Предварительное знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв»
Опыт Наблюдения Выводы
Определение структуры почвы Ножом вырежьте образец почвы и подбросьте его на лопате .
Рассмотрите их:
-определите степень однородности;
- определите форму комочков (комки, призмы, пластинки и т.п.) ;
- определите линейкой размер структурных отдельностей.
Является ли почва структурной?
Каков размер структурных отдельностей?
Какова форма структурных отдельностей?
Определение водопрочности структурных агрегатов Поместите несколько структурных отдельностей в стакан с водой.
Взболтайте.
Если при лёгком взбалтывании структурные отдельности быстро разрушаются, то это свидетельствует о их непрочности; а если сохраняют форму, значит, почва обладает водопрочной структурой. 1. Какова водопрочность структурных агрегатов?
Определение окраски почвы Отметьте степень увлажнения почвы.
Определите окраску почвы
1. Какова окраска почвы при высоком стоянии Солнца?
Определение плотности почвы Определите плотность почвы, пользуясь Таб. 1 Какова плотность почвы?
Определение влажности почвы 1. Определите влажность почвы, пользуясь Таб. 2 Какова влажность почвы?
Результаты наблюдений оформите в таблицу:
Морфологические признаки и физические свойства почвы
Структура почвы Водопрочность структурных агрегатов Окраска почвы Плотность почвы Влажность почвы Таб. 1
Виды плотности почвы в сухом состоянии
Очень плотная Лопата при сильном ударе входит в почву на глубину не более 1 смПлотная Лопата при большом усилии входит в почву на глубину 2-3 см, почва с трудом разламывается руками
Рыхлая Лопата входит в почву на глубину 3-5 см, почва легко разламывается руками
Рассыпчатая Лопата легко входит в почву, почва без усилия рассыпается
Таб. 2
Степени влажности почвы
Сухая Почва пылит, не холодит руку, присутствие в неё влаги не ощущается
Слегка увлажнённая Почвы холодит руку, не пылит, при подсыхании немного светлеет
Влажная Почва при подсыхании светлеет и сохраняет форму, фильтровальная бумага от комочков почвы становится влажной
Сырая Почва при сжатии в руке превращается в тестообразную массу, вода смачивает руку
Мокрая Почва при сжимании выделяет капельно-жидкую воду, почвенная масса обнаруживает текучесть.
Практическая работа № 2
«Качественное определение химических элементов почвы»
Название опыта. Наблюдения. Уравнения реакций. Выводы.
Качественное определение содержания карбонат -иона Небольшое количество почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте пипеткой несколько капель 10% соляной кислоты.
Запишите сокращённое ионное уравнение между соляной кислотой и карбонат - ионом По интенсивности выделения пузырьков определите содержание карбонатов в почве (значительное, незначительное, не содержится)
Приготовление водной вытяжки почвы Пробу почвы тщательно разотрите в ступке.
25 г. почвы перенесите в колбу и прилейте 50 мл дистиллированной воды.
Содержимое колбы тщательно перемешайте, дайте отстояться в течение 5 мин.
Взболтайте, отфильтруйте, стараясь перенести всю почву на фильтр
Первые мутные капли фильтрата соберите в другую пробирку (они не нужны) Качественное определение содержания хлорид - иона В пробирку с фильтратом добавьте несколько капель 10% азотной кислоты.
По каплям прилейте раствор нитрата серебра
Наблюдайте за изменениями Запишите уравнение реакции между нитратом серебра и хлоридом натрия По характеру выпадения осадка определите долю содержания хлоридов в почве (Таб. 1)
Качественное определение содержания сульфат - иона В пробирку с фильтратом (5 мл) добавьте несколько капель конц.соляной кислоты и 2 мл раствора хлорида бария (20%)
Наблюдайте за изменениями Запишите уравнение реакции между сульфатом натрия и хлоридом бария По характеру выпадения осадка определите долю содержания сульфатов в почве (Таб. 2)
Качественное определение содержания нитрат -иона В пробирку с фильтратом (5 мл) добавьте по каплям раствор дифениламина в серной кислоте
Наблюдайте за изменением окраски По интенсивности синего окрашивания сделайте вывод о доле нитратов в почве (при наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет)
Качественное определение содержания натрий -ионов Каплю водной вытяжки на стеклянной палочке введите в пламя спиртовки
Наблюдайте за окрашиванием пламени По характеру окраски определите наличие натрия в почве (об этом говорит ярко-жёлтое окрашивание)
Качественное определение содержания оксидов железа (2 и 3) В две пробирки внесите по 3 мл солянокислой вытяжки.
В 1 пробирку прилейте р.красной кровяной соли.
Появление синеватого окрашивания говорит о присутствии оксида железа (2)
Во 2 пробирку добавьте несколько капель р.роданида калия.
Приобретение раствором красного цвета говорит о наличии оксида железа (3) По характеру окраски сделайте вывод о присутствии в почве оксидов железа (2 и 3)
Таб. 1
Доля содержания хлоридов в почве
Белый хлопьевидный осадок Присутствие хлоридов в количестве 10-х долей процента и более
Осадок не выпадает, но раствор мутнеет Присутствие хлоридов в количестве 100-х и 1000- х долей процента
Таб. 2
Белый мелкокристаллический осадок Присутствие сульфатов в количестве десятых долей процента
Помутнение раствора Присутствие сульфатов в количестве сотых долей процента
Слабое помутнение раствора, заметное лишь на чёрном фоне Присутствие сульфатов в количестве тысячных долей процента
Практическая работа № 3
«Определение полной полевой влагоёмкости почвы Практическая работа»
Опыт Наблюдения Выводы
Определение полной полевой влагоёмкости почвы Стеклянную трубку снизу обвяжите марлей с прокладкой из фильтровальной бумаги.
Взвесьте трубку.
Всыпьте в трубку до 12 см слегка влажной почвы, уплотните её постукиванием трубки о стол.
Взвесьте трубку с почвой
В алюминиевый стакан насыпьте 15 г. такой же почвы.
Взвесьте стакан с почвой
Трубку с почвой поставьте на влажную фильтровальную бумагу, концы которой опущены в воду.
Когда вся почва смочится водой, трубку взвесьте Рассчитайте влажность почвы Y по формуле:
Y=m1/m2* 100, где m1 – масса исходной почвы, m2 – почвы в алюминиевом стакане.
Рассчитайте влагоёмкость почвы Z по формулам:
X= m1* 100/(100+y), где х – масса сухой почвы в стеклянной трубке.
Z= m3*100/x, где m3 – масса всей воды во взятой навеске почвы (m3= m1- m2)
Результаты измерений и вычислений оформите в таблицу:

Масса исходной почвы, m1 Масса сухой почвы в алюминиевом стакане, m2 Масса всей воды во взятой навеске почвы, m3 Влажность почвы, у Масса сухой почвы в стеклянной трубке, х Влагоёмкость почвы, z
Практическая работа № 4
«Определение гидролитической кислотности по Каппену»
Опыт Наблюдения Выводы
Определение гидролитической кислотности Профильтруйте выданную учителем суспензию, первые порции фильтрата отбросьте
50 мл фильтрата перенесите в коническую колбу
Оттитруйте вытяжку р.гидроксида натрия в присутствии 3 капель фенолфталеина.
Закончите титрование, если розовый цвет раствора не исчезает в течение минуты Вычислите значение гидролитической кислотности по формуле:
X=V*T*5*1.75*10-2/10, где X – величина гидролитической кислотности (в г/моль), V – объём (в мл) 0.1н р.щелочи, израсходованной на титрование, T -поправка к титру 0.1н р.щёлочи, 5 – множитель для пересчёта на 100 г. почвы (для титрования берут 50 мл вытяжки, что соответствует 20 Гидроксид почвы), 1.75 –условно принятый коэффициент на неполноту вытеснения иона водорода, 10 -для перевода 0.1 р.щёлочи, израсходованной на титрование 1 н.р.гидроксида натрия (1 мл 1н.р.гидроксида натрия соответствует 0.001 г/моль)
Практическая работа № 5
«Расчёт дозы извести для внесения в почву при известковании при величине гидролитической кислотности»
Ход работы:
Объедините данные о кислотности почв, полученные всеми группами в предыдущей практической работе.
Рассчитайте количество извести, необходимое для нейтрализации пахотного слоя почвы на площади 1 га по формуле: Х =Н *0.15, где Х – норма карбоната кальция на 1 га (в т), Н – гидролитическая кислотность (г/моль на 1 кг почвы), 0.15 -коэффициент для перерасчёта.
Результаты вычислений оформите в таблицу:
Номер участка Гидролитическая кислотность в г/моль на 100 Г почвы Полная доза извести (в т/га)
1 2 3 4 Практическая работа № 6
Подготовка почвы для определения гумуса и общего азота
Ход работы:
Отберите из почвенного образца среднюю пробу. Для этого почву пересыпьте на чистый лист бумаги и разровняйте.
Шпателем измельчите крупные комки.
Возьмите небольшие порции из разных мест так, чтобы масса средней пробы была 25-30 г.
Отобранную среднюю пробу пересыпьте на чистый лист бумаги, разровняйте.
Пинцетом удалите все видимые органические остатки.
Комочки почвы осторожно разотрите пестиком.
Возьмите ещё раз среднюю пробу (10 г)
Разотрите пробу в фарфоровой ступке, просейте через сито.
оставшиеся на сите комочки разотрите и вновь просейте.
Практическая работа № 7
«Определение гумуса в почве»
Опыт Наблюдения Выводы
Приготовление раствора хромовой кислоты 2 г. измельчённого дихромата калия растворить в 30 мл дистиллированной воды.
Перенести раствор в мерную колбу (50 мл), долить воды до метки.
Раствор перелить в емкость, объёмом 500 мл.
Осторожно добавить 50 мл конц.серной кислоты. ___
Приготовление соли Мора Растворите в минимальном объёме воды 139 мас. ч. FeSO4 и 66 мас. ч. (NH4)2SO4.
Профильтруйте, если необходимо раствор
Нагрейте до 60-70оС, подкислите разбавленной серной кислотой и охладите ___
Определение гумуса в почве В сухую пробирку поместите 0.3 г почвы, взвесьте
Пересыпьте почву на дно конической колбы.
К колбу прилейте 10 мл хромовой смеси
Осторожно, вращая колбу круговыми движениями, смочите смесью почву.
Закройте колбу воронкой.
Поставьте колбу на электроплитку, кипятите смесь 5 мин (без активного выделения пара)
Наблюдайте, произойдёт ли изменение оранжево-красного цвета раствора в зелёный раствор.
Если изменение цвета произошло, опыт повторить, уменьшив навеску почвы.
Охладите колбу
Смойте с воронки капли хромовой кислоты в колбу.
Добавьте в колбу 4-5 капель фенилантраниловой кислоты.
Оттитруйте раствор р.соли Мора
Отметьте объём соли Мора, израсходованной на титрование.
Когда раствор окрасится в синий цвет, титруйте осторожно: прибавляя р.соли Мора по каплям, и перемешивайте жидкость.
По объёму соли Мора определите количество дихромата калия, оставшегося после взаимодействия с органическим веществом.
Для установления общего объёма соли Мора, идущего на титрование, проведите контрольный анализ: вместо навески почвы в колбу возьмите небольшое количестве прокалённого песка; проделайте все вышеописанные действия.
Почему изменился цвет раствора?
Результаты анализа вычислите по формуле:
X=((V1-V2)*k*T*100)/m, где X – гумус (в % от воздушно-сухой почвы), V1- объём р.соли Мора (в мл), которая пошла на титрование в контрольном определении, V2 – объём р.соли Мора (в мл), израсходованной на титрование дихромата калия, оставшегося после окисления гумуса навески почвы (в г), k – коэффициент перевода в гумус (0.00052), T – поправка к титру для пересчёта объёма раствора с.Мора на идеальный раствор соли Мора, имеющий точную концентрацию 0.1н., m –навеска почвы (в г)
Результаты измерений и вычислений оформите в таблицу:
Масса пробирки (в г) Навеска почвы (в г) Объём раствора соли Мора, израсходованной на титрование Поправка к титру раствора соли Мора Коэффициент перевода в гумус Содержание гумуса (в %)
Практическая работа № 8.
«Подготовка растительных образцов к анализу»
Ход работы:
Отберите 150 г. семян фасоли, гороха, пшеницы, подсолнечника
Подсушите их в течение 15 часов
Не охлаждая семена, измельчите их в мясорубке, вынув из неё ножи (можно измельчать в мельнице для размола).
Практическая работа № 9.
«Определение обеспеченности растений азотом по методу Церлинг»
Ход работы:
Свежеприготовленные поперечные срезы растений положите на стекло.
Добавьте каплю 1%-ного раствора сернокислого дифениламина.
Сравните интенсивность появляющегося окрашивания с данными Таб.1
Сделайте вывод о потребности растений в азоте.
В какие соединения, содержащиеся в растении , входит азот?
Таб. 1
Шкала потребности растений в азотных удобрениях.

балл Характер окрашивания Потребность в азотных удобрениях.
6 Срез и раствор быстро и интенсивно окрашиваются в чёрный цвет, окраска устойчивая Не нуждается, избыток нитратов
5 Срез и раствор сразу окрашиваются в тёмно-синий цвет, окраска сохраняется некоторое время Не нуждае6тся, достаточное количество нитратов
4 Срез и раствор окрашиваются в синий цвет, окраска наступает сразу Слабо нуждается
3 Срез и раствор окрашиваются в светло-синий цвет; окраска исчезает через 2-3 мин. Средне нуждается
2 Проводящие пучки окрашиваются в голубой цвет, окраска быстро исчезает Нуждается
1 Следы светло-голубой быстро исчезающей окраски Сильно нуждается
0 Синей окраски нет, порозовение и почернение ткани вследствие её обугливания от серной кислоты Сильно нуждается
Практическая работа № 10
«Определение содержания крахмала в картофельных клубнях по плотности»
Ход работы:
Приготовьте 20%-ный раствор хлорида натрия, перелейте его в большой стеклянный стакан (2-3 л)
Поместите в раствор 3-5 клубней картофеля.
Осторожно приливайте воду до тех пор, пока клубни не будут плавать среди раствора, т.е. когда их плотность будет равна плотности раствора данной концентрации.
Выньте клубни и определите плотность раствора с помощью ареометра.
В Таб.1 найдите крахмальное число в испытуемых клубнях.
Проделайте опыт с другими образцами картофеля
Результаты анализа оформите в таблицу:
Сорт картофеля Плотность Содержание крахмала (в %)
Таб. 1
плотность Содержание крахмала (в %) плотность Содержание крахмала (в %) плотность Содержание крахмала (в %)
1.095 17.1 1.109 20.1 1.123 23.1
1.096 17.3 1.110 20.3 1.124 23.3
1.097 17.5 1.111 20.5 1.125 23.5
1.098 17.7 1.112 20.7 1.126 23.7
1.099 17.9 1.113 20.9 1.127 24.0
1.100 18.2 1.114 21.1 1.128 24.2
1.101 18.4 1.115 21.4 1.129 24.4
1.102 18.6 1.116 21.6 1.130 24.6
1.103 18.8 1.117 21.8 1.131 24.8
1.104 19.0 1.118 22.0 1.132 25.0
1.105 19.2 1.119 22.2 1.133 25.2
1.106 19.4 1.120 22.5 1.134 25.5
1.107 19.7 1.121 22.7 1.135 25.7
1.108 19.9 1.122 22.9 1.136 25.9
Практическая работа № 11
«Определение содержания каротина в моркови»
Приготовление шкалы образцовых растворов
Для приготовления стандартного раствора растворите 3.6 г дихромата калия в 1 л дистиллированной воды. 1 мл раствора соответствует по окраске 0.0208 мг каротина.
Возьмите 20 пробирок.
Налейте в первую пробирку 0.2 мл раствора дихромата калия, долейте водой до 10 мл.
В каждую последующую пробирку наливайте на 0.2 мл раствора больше, доливая водой до 10 мл.
Закройте пробирки пробками, пронумеруйте.
Ход анализа:
Вымойте и насухо вытрите морковь.
Протрите корнеплод на мелкой тёрке.
Перемешайте массу и возьмите навеску 1 г.
Перенесите е1 в фарфоровую ступку, добавьте чистого прокалённого песка, прилейте 1 мл 96%-ного этанола, перетрите массу пестиком.
Налейте 5 мл бензина и вновь перетрите.
Полученный жёлтый раствор слейте в мерный цилиндр, придерживая твёрдую массу пестиком.
Повторите операцию бензина до тех пор, пока в цилиндре не наберётся 30 мл вытяжки (последние порции должны быть серыми)
Из вытяжки возьмите в пробирку 10 мл и сравните окраску вытяжки в пробирке с пробирками шкалы на фоне белой бумаги.
Повторите опыт с другими сортами моркови.
Вычислите содержание каротина в свежей моркови по Таб. 1.
Результаты анализа оформите в таблицу:
Сорт моркови Каротина (в %)
Таб. 1
№ пробирки объём Каротина (в мг %) № пробирки объём Каротина (в мг %)
Стандартного раствора дихромата калия (в мл) Воды (в мл) Стандартного раствора дихромата калия (в мл) Воды (в мл) 1 0.2 9.8 1.08 11 2.2 7.8 11.81
2 0.4 9.6 2.15 12 2.4 7.6 12.88
3 0.6 9.4 3.22 13 2.6 7.4 13.95
4 0.8 9.2 4.29 14 2.8 7.2 15.02
5 1.0 9.0 5.37 15 3.0 7.0 16.10
6 1.2 8.8 6.44 16 3.2 6.8 17.17
7 1.4 8.6 7.52 17 3.4 6.6 18.25
8 1.6 8.4 8.58 18 3.6 6.4 19.32
9 1.8 8.2 9.65 19 3.8 6.2 20.39
10 2.0 8.0 10.73 20 4.0 6.0 21.47
Практическая работа № 12
«Подготовка к анализу образцов минеральных удобрений»
Ход работы:
Возьмите пробу удобрения из 20 мест в ёмкости.
Взятую пробу перемешайте, разотрите комки в ступке, пересыпьте в чистую сухую склянку с притёртой пробкой.
Перед анализом пробу высыпьте на чистый лист бумаги, перемешайте, распределите тонким слоем.
Отберите из разных мест необходимое количество удобрений.
Практическая работа № 13
«Качественный анализ минеральных удобрений» - 2 ч.
1 час
Опыт Наблюдения Выводы
Изучение физических свойств удобрений Определите цвет удобрения
Определите запах удобрения
Определите влажность удобрения
Определите характер кристаллов удобрения
Насыпьте 1 г удобрения в пробирку, добавьте 5 мл дистиллированной воды, встряхните.
Хорошо растворимые удобрения разлейте (каждое) в три пробирки
Закройте пробирки пробками, подпишите их
Частично растворимое в воде удобрение отфильтруйте, разлейте каждое в три пробирки.
Закройте пробирки пробками, подпишите их Сделайте выводы о цвете, запахе, влажности, характере кристаллов удобрения и степени его растворимости.
2 час
Качественный анализ минеральных удобрений В первую пробирку прилейте р.гидроксида натрия (10%). Нагрейте жидкость, понюхайте выделяющийся газ.
Смоченную дистиллированной водой лакмусовую бумажку опустите в верхнюю часть пробирки, не касаясь её стенок.
Отметьте изменения (если они есть) Какой газ выделяется? (если он выделяется)
О чём свидетельствует изменение цвета лакмусовой бумажки?
Во вторую пробирку с раствором удобрения прилейте 3 капли раствора хлорида бария.
Наблюдайте за изменениями.
Отметьте характер изменений (помутнение, выпадение осадка, изменений нет) О чём свидетельствует помутнение раствора или выпадение осадка?
В третью пробирку прибавьте 3 капли раствора нитрата серебра.
Наблюдайте за изменениями.
Отметьте характер изменений (помутнение, выпадение осадка, изменений нет) О чём свидетельствует помутнение раствора или выпадение осадка?
Возьмите в петлю небольшое количество удобрения, внесите его в бесцветную часть пламени спиртовки. Определите по цвету пламени наличие ионов (Таб. 1)
На раскалённый уголь насыпьте немного сухого и некрупного кристаллического удобрения.
Наблюдайте за быстротой сгорания, цветом пламени и дыма, запахом и осадком после сгорания Результаты измерений и вычислений оформите в таблицу.
Результаты работы:
Название удобрения, формула Внешний вид и запах Растворимость в воде Реакция с гидроксидом натрия Реакция с хлоридом бария Реакция с нитратом серебра Реакция с соляной кислотой Реакция на окрашивание пламени Отношение к раскалённому углю
Таб.1
Цвет пламени Присутствие ионов
Кирпично-красный Кальция
Жёлтый Натрия
Фиолетовый Калия
Практическая работа № 14
«Определение минеральных удобрений по Петербургскому»
Ход работы:
Проведите определение катионно - анионного состава удобрения. Удобрение в воде нацело или почти нацело растворяется (см. п.2)
Удобрение в воде не растворяется или растворяется незначительно (см. п.14)
Из раствора удобрения при добавлении гидроксида натрия и нагревании выделяется аммиак (см. п.3)
Из раствора удобрения при добавлении гидроксида натрия аммиак не выделяется (см. п. 8)
Раствор удобрения с нитратом серебра образует нерастворимый в слабой кислоте осадок (см. п. 4)
При добавлении к раствору удобрения нитрата серебра осадок не образуется, но раствор мутнеет ( см.п. 6)
Цвет осадка белый (см.п.5)
Цвет осадка жёлтый – это удобрение аммофос и диаммофос
Сухое удобрение белого или желтоватого цвета на раскалённом угле не трещит, но выделяется белый дым, запах аммиака и соляной кислоты – это удобрение хлорид аммония.
При добавлении хлорида бария образуется белый осадок, не растворимый в слабой соляной кислоте (см.п.7)
При добавлении хлорида бария к раствору удобрения осадок не образуется, но раствор мутнеет; на раскалённом угле сухое вещество быстро плавится, кипит, выделяется белый дым и запах аммиака- это аммиачная селитра.
Сухое удобрение в ложечке на огне плавится, на раскалённом угле вспышки не образуются, но выделяется запах аммиака – это сульфат аммония.
При взаимодействии раствора удобрения с нитратом серебра образуется белый творожистый осадок, не растворимый в слабой азотной кислоте (см.п. 9)
При добавлении нитрата серебра осадок не образуется, но раствор мутнеет (см.п. 11)
Удобрение крупнокристаллическое, розоватого цвета, с примесью красных кристаллов – это сильвинит.
Удобрение мелкокристаллическое (см.п.10)
Кристаллы белого цвета, удобрение сухое – это хлорид калия.
Кристаллы грязно –серого цвета – это калийные соли (KCl, KCl.NaCl, примеси)
Раствор удобрения с щавелекислым аммонием образует белый осадок, на раскалённом угле плавится, ярко раскаляется и сгорает, оставляя белый налёт извести – кальциевая селитра.
Раствор удобрения от прибавления оксалата аммония осадка не образует, но может помутнеть (см.п 12)
При сгорании на угле сухого удобрения выделяется резкий запах аммиака – мочевина.
При нагревании сухого удобрения аммиак не выделяется (см.п 13)
Кристаллы удобрения крупные, влажные, на раскалённом угле вспыхивают и с шипением сгорают, цвет пламени – жёлтый. Это натриевая селитра.
Кристаллы удобрения мелкие, сухие, на раскалённом угле вспыхивают и с шипением сгорают, цвет пламени фиолетовый (рассматривать пламя надо через синее стекло) - это калийная селитра.
При добавлении соляной кислоты содержимое пробирки пенится (см.п.15)
Содержимое не пенится или пенится незначительно (см.п. 16)
Удобрение имеет вид белого или грязноватого порошка – это известняк.
Удобрение имеет вид серого пылящего порошка с кусочками угля – это печная зола.
Цвет сухого удобрения белый (см.п. 17)
Удобрение другого цвета (см.п. 18)
При приливании к удобрению раствора нитрата серебра верхний слой осадка желтеет – это преципиат (CaHPO4.H2O)
Верхний слой осадка не желтеет – гипс.
Удобрение светло-серого или серого цвета (см. п. 19)
Удобрение другого цвета (см. п. 22)
Удобрение даёт кислую реакцию (проба универсальным индикатором) – суперфосфат.
Удобрение не даёт кислую реакцию (см.п. 20)
Сухое удобрение на раскалённом угле быстро темнеет и издаёт запах жжёного рога – костяная мука и примеси.
Удобрение на раскалённом угле не изменяется (см.п. 21)
Удобрение в виде голубовато-серого, тонкого, плохо смачивающегося порошка, похожего на толчёное стекло – апатитовый концентрат и примеси.
Удобрение в виде серо – коричневого землистого порошка, грубого размола – фосфоритная мука.
Удобрение тёмно-коричневого цвета, тяжёлый порошок – это томасшлак (Са3(РО4)2.СаО.
После проведённого анализа запишите результаты испытаний в таблицу
Номер удобрения Физические свойства Реакция с гидроксидом натрия Реакция с хлоридом бария Реакция с нитратом серебра и кислотой Отношение к раскалённому углю Реакция на окрашивание пламени Реакция сухого удобрения с кислотой Реакция с оксолатом аммония Заключение о химическом составе удобрения
Запишите сокращённые ионные уравнения реакции для ст. 3, 4, 5.
Практическая работа № 15
«Определение содержания азота в аммиачных, аммиачно-нитратных удобрениях формалиновым методом»
Опыт Наблюдения Выводы
Определение содержания азота в удобрениях Растворите в 50 мл воды 2 г аммиачной селитры
Отфильтруйте раствор в мерную колбу ёмкостью 250 мл, доведите объём водой до метки.
Перемешайте.
12.5. мл фильтрата поместите коническую колбу ёмкостью 250 мл.
Прибавьте 2 капли метилового красного и нейтрализуйте 0.1 н.р.гидроксида натрия до перехода розовой окраски в золотисто-жёлтую.
10 мл 25%-ного раствора формалина поместите в другую колбу, прибавьте 2 капли метилового красного и 0.1. н.р. гидроксида натрия, не допуская его избытка.
Влейте раствор формалина в нейтральный раствор анализируемого удобрения, перемешайте.
К полученному раствору прибавьте 2 капли фенолфталеина
Титруйте образовавшуюся кислоту 0.1.н.р. гидроксида натрия.
Розовая окраска переходит в золотисто-жёлтую, затем – в слаборозовую. Появление слабо – розовой окраски указывает на конец титрования. Объясните, чем обусловлено постепенное изменение окраски при титровании.
Результат анализа вычислите по формуле:
Х= V*Е*0.0014*100/ m, где Х – общее содержание азота в удобрении (в %), V – объём в мл 0.1.н.р. гидроксида натрия, затраченного на титрование, Т – поправка к титру, m- навеска удобрения (в г), 0.0014 – количество азота (в г), соответствующее 1 мл 0.1.н.р. щёлочи.
Результаты работы оформите в таблицу:
Навеска удобрения, m (в г) объём в мл 0.1.н.р. гидроксида натрия, затраченного на титрование, V Общее содержание азота в удобрении (в %)
Х
Практическая работа № 16
«Проведение вегетационного опыта на водных питательных смесях»
Ход работы:
Приготовьте концентрированные растворы солей из расчёта, чтобы для приготовления питательной смеси брать по 5 мл каждого раствора на 1 л воды.
Отберите зрелые пророщенные семена пшеницы
Проросшие семена (с корешками 1-1.5 см) поместите в специальную крышку. Изготовление крышки: погрузить кусок марли в расплавленный парафин, быстро натяните на края чашки Петри. После затвердевания парафина, сделайте в марле отверстия.
Пинцетом осторожно поместите в отверстия корешки проростков. В чашку Петри налейте воды.
Когда корни проростков достигнут 8-10 см, выберите наиболее развитые и здоровые растения, поместите их в сосуды с питательными смесями (литровые банки с крышками).
Просверлите в крышке 3 отверстия (1- для растения, 2- для продувания воздуха, 3 – для деревянной палочки).
Оберните банки тёмной бумагой.
Приготовьте питательные смеси, используя концентрированные растворы солей. В банку на 1/3 объёма налейте дистиллированную воду, затем 5 мл раствора согласно схеме опыта. Растворы наливают так, чтобы между уровнем раствора и крышкой было пространство 2-3 см.
Проростки, отобранные для опыта, оберните ватой и поместите в среднее отверстие крышки.
Раствор надо менять через 8-12 дней.
Привяжите растения к палочке.
Ежедневно продувайте воздух при помощи стеклянной трубочки.
В течение опыта ведите наблюдения и записывайте в журнал
К последнему занятию растение срежьте, взвесьте отдельно надземную массу и корни.
Подготовьте отчёт в свободной форме с использованием презентации.