Статья на тему Патриотическое воспитание гимназистов через духовность и семью (из опыта работы)


Патриотическое воспитание гимназистов через духовность и семью
«Патриотизм – убеждение,
что твоя страна лучше других потому,
что именно ты в ней родился».

                                                     Бернард Шоу
Важнейшей составной частью воспитательного процесса ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1» является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. Решающим фактором становления патриотических чувств в раннем возрасте является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей.
Далее патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, города, республики.
Говоря о патриотическом воспитании не нужно забывать о том, что то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Исходя из вышеизложенного, в ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1» разработана программа «Я – патриот».
Целью программы является воспитание патриотов своей Родины, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские и республиканские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, республиканских конкурсах.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными и духовными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы ЛНР, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам ЛНР, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
изучение военной истории ЛНР, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил ЛНР, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
День Победы;
День вывода войск из Афганистана;
День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
«Солдатские письма»;
«Герои живут рядом»;
«От сердца к сердцу».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
«А ну-ка, парни!»;
«Веселые старты»;
«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
смотр строя и песни;
проведение спортивных секций;
работа отрядов «Юные инспектора движения», «Дружина юных спасателей».
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
линейки, посвященные памятным датам истории;
общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
организация помощи ветеранам, детям войны, семьям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
туристические поездки;
экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
благоустройство территории школы;
уход за памятниками и мемориалами.
6. Организация конкурсов:
«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
конкурс чтецов;
конкурс патриотической песни;
конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Для младших школьников – формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны начинается с изучения государственных символов, гимна Родины, воинских традиций и выработки уважительного к ним отношения.
Также в рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят тематические классные часы, игры и беседы со школьниками, конкурсы. Важное место здесь занимают встречи с ветеранами войны и труда, с участниками войн и “горячих” точек, ведь ничто не может заменить живого общения с теми, кто прошел через войну, кто сделал все, чтобы защитить родной край, кто не на словах понимает ценность жизни человека на земле. В течение учебного года проводятся встречи, посвященные знаменательным победам Советской Армии в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, большая программа готовится ко Дню Победы. На встречи с ребятами приходят ветераны, труженики тыла, дети войны.
Педагоги нашей гимназии прилагают все усилия, чтобы воспитать в своих учениках понимание и милосердие, умение делиться сердечным теплом. Одним из направлений такой работы является подготовка детей к участию в школьной научно-практической конференции, где ученики представляют работы из истории своей семьи, рассказывают о своих близких, внесших вклад в боевую и трудовую историю нашей Родины. Это позволяет ребятам лучше узнать прошлое своей Родины, ощутить цену настоящего и проникнуться ответственностью за будущее.
В условиях открытого информационного общества патриотическое воспитание носит особый характер. И здесь стоит перед учителем особая задача: научить ребят находить и использовать достоверную информацию.
Учащиеся с удовольствием исследуют семейные корни, составляя древо своей родословной, собирают малоизвестные факты, хранимые народной памятью, особенно старшим поколением. А активное применение инновационных технологий позволяет соединить временные пространства и придать результатам исследований неповторимость и индивидуальность. Для этого ребята используют интерактивные средства, применяют разнообразные компьютерные программы.
Также ещё одним из направлений деятельности по патриотическому воспитанию стало проведение внеклассных мероприятий с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.) и краеведения: “Рождественские каникулы”, фольклорных праздников “Рождество”, “Масленица”, посиделки “Мы у самовара”, “История варежки”. Учащиеся с большим интересом вели подготовку к мероприятиям. С удовольствием все включались в игры, конкурсы: приглашенные на праздник бабушки, мамы.
Патриотическую направленность должна носить и трудовая деятельность гимназистов. Одним из основных начал воспитания Патриота представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Каждый год ребята нашей гимназии оказывают безвозмездную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны наводя порядок в доме, очищая снег с крыш и во дворе, заготавливая дрова на зиму и скидывая уголь, помогая в посадке и уборке выращенного урожая, поздравляя с праздниками открытками и художественными номерами.
Не маловажным направлением в патриотическом воспитании являются военно-спортивные игры. Прежде всего, это “Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического, физического и духовного воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует моральные и духовные качества, необходимые будущему защитнику Родины.
Не менее важную роль в патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
Учащиеся гимназии, участвуя в школьных, городских, республиканских мероприятиях военно-патриотической направленности, показывают хорошие результаты, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты за занятые призовые места, благодарности
Так, команда гимназии с 23 по 25 марта 2016 года принимает участие в VI всероссийском молодежном военно-историческом форуме «Александровский Стяг» в г. Санкт-петербург. Для участия в заочном этапе была подготовлена исследовательская работа «Создание Балтийского военно-морского флота (от струга до фрегата)». По результатам заочного этапа работу оценили на высоком уровне, и команда гимназии была приглашена для участия в Форуме. Участники команды подготовили «действо» в стиле представлений петровской эпохи продолжительностью 5 минут, примут участие в викторине.
С целью расширения кругозора и воспитания подрастающего поколения, развития духовно-нравственных качеств, бережного хранения и уважения истории нашей школы, республики, памяти тех людей, чьим подвигом стало честное исполнение своего служебного и гражданского долга, обучения навыкам поисковой деятельности в гимназии действует музей «Тропинками родного края». Это уникальный и единственный в городе школьный музей, который был создан благодаря выигранному гранту от Корпуса Мира США в Украине. Ребята очень любят свой музей. Озорные, шумные в реальной жизни, в музее они преображаются, становятся серьезными и сосредоточенными, а в глазах – целый сонм чувств – от восторга и восхищения до легкой грусти и печали. А для учителей музей стал центром по патриотическому воспитанию учащихся. Ведь в музее представлены различные материалы: документы, фотографии, карты и личные вещи воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, вооружение. Некоторые экспонаты даже можно подержать в руках, ощутить некую сопричастность к славной истории родного края, истории своей страны, жизни, о которой нужно знать и всегда помнить.
Необходимость патриотического и духовно-нравственного развития ребенка диктует обогащение содержания учебно-воспитательного процесса материалом патриотического характера. Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма является краеведение. Оно направлено на всестороннее изучение какой-либо небольшой территории. Знание своей малой Родины, её истории, быта, верований, традиций и быта – это путь, метод и процесс познания. Поэтому для школьников в нашей гимназии работает кружок «Краевед», на котором дети знакомятся с историей города, его природой, с животным миром. Учащиеся гимназии совершают экскурсии, посещают музеи. Дети создают свои информационные проекты. Благодаря этой работе дети узнают, какие лекарственные растения растут в родном городе, легенды, связанные с названиями этих растений, какие животные и насекомые занесены в Красную книгу. Ученики с большим удовольствием работают над этими темами, в результате у них расширяется кругозор, появляется потребность узнать больше, любовь к родной природе, краю.
Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины гимназия использует разнообразные пути, формы и средства.
Традиционно, каждой осенью в нашей гимназии проходит ярмарка «Дары осени», а весной – ярмарка "Весенние мотивы". Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие классы отмечаются грамотами. Всё это формирует у школьников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях народа.
Замечательной практикой в нашей гимназии стала организация досуговой деятельности на тему "День Защитника Отечества", традиционно в преддверии этого праздника в классах проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам - защитникам Отечества.
Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний "Боевая тревога", "Полоса препятствий", "Меткие стрелки" и т.д. Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, её традициям.
В нашем учебном заведении традиционно в рамках Международного дня общественно-активных школ проходит «Семейная спартакиада», в которой принимают участие дружные и спортивные семьи, дети из которых учатся в нашем учебном заведении. На празднике традиционно присутствует Перова С.Г., заведующая сектором по делам молодёжи и спорта Администрации города Ровеньки. Дети и их родители всегда активны и спортивны, принимают участие в различных эстафетах, папы пробуют свои силы в бросках мяча в баскетбольную корзину, мамы – в прыжках на скакалке. В зале всегда царит хорошая атмосфера, болельщики поддерживают свои команды. По окончанию спартакиады все семьи награждаются грамотами и кубками.
Несомненно, проводя такие мероприятия, мы воспитываем чувство гордости за своих родителей. Также данные мероприятия способствуют установлению тесной связи с семьей.
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес родителей вызвали рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Недаром помнит вся страна». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни класса», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Были оформлены семейные и классные альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни», «Моя большая и дружная семья».
С детьми и родителями проводились совместные экскурсии «Любимые уголки нашего города», «Славное прошлое», посещение исторического музея города. Дети обогащаются новыми впечатлениями и как результат оформили выставку совместного творчества с родителями: "Моя Родина".
Кроме вышеперечисленных мероприятий в гимназии проводятся также
Как видно из работы гимназии по патриотическому воспитанию школьников, основой воспитания являются общечеловеческие духовные ценности, идеалы, законы нравственности, тесная связь с семьей. Мы считаем, что проводимая в гимназии работа способствует приобретению у школьников определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта. Хочется верить, что из наших учащихся вырастут настоящие граждане нашей страны, которые будут выполнять свои гражданские обязанности, служить обществу, совершать поступки, направленные на защиту большинства людей.
Руководители и педагоги нашего образовательного учреждения убеждены, что работа по патриотическому воспитанию позволяет сделать воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым, а самое главное, эффективным. Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию подтверждает тот факт, что многие выпускники нашей гимназии выбрали местом своей будущей работы органы внутренних дел, вооруженных сил, МЧС.