Планирование внеклассной работы, проект Культура-Нравственность-Патриотизм для учащихся 6-9 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
города Нижнекамска
Проект
«Культура-Нравственность-Патриотизм»
Автор: Раджапова Венера Васильевна,
учитель МБОУ «СОШ № 8»
г.Нижнекамска Республики Татарстан
2016 год
Содержание
I .Актуальность проекта………………………………………………………..3-4
II. Цели и задачи проекта………………………………………………………4-6
III. Функциональное обеспечение проекта……………………………………6-7
IV. Инновационный потенциал проекта…………………………………..........7
V. Стратегия достижения поставленных целей и задач.
1) Направление «Культура»……………………………………………….....8-13
2) Направление «Нравственность»………………………………………....13-16
3) Направление «Патриотизм»……………………………………………...16-20
VI. Ожидаемые результаты и их практическая значимость…………………..20
VII. Социальные партнёры проекта……………………………………………21
Актуальность проекта
«Культура-Нравственность-Патриотизм»
Сегодня патриотизм, как и во все времена существования нашей страны, был и остаётся духовной основой многонационального и многоконфессионального российского общества. В последние годы в России многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. Патриотизм как социальное явление включает в себя такие основополагающие составляющие, как любовь к Родине, гордость ее богатейшей культурой, знание и уважение истории своего Отечества, готовность отстаивать и защищать интересы Отечества, уважение к другим народам и культурам. В связи с этим сегодняшнее обращение к теме культуры, нравственности и патриотизма - это примета времени, отражающая потребность общества.
Нельзя быть патриотом, не зная историю семьи, родного города, края, своей родины-малой и большой. Также невозможно быть патриотом, не усвоив основных нравственных истин, не следуя им в своей жизни, в своей деятельности. Т.Шевченко говорил : «В ком нет любви к стране родной, те
сердцем нищие калеки». Это слова о том, что такие понятия, как «нравственность», «культура», «патриотизм» глубоко связаны между собой.
Культурное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Таким образом, данный проект направлен на утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Цель и задачи проекта:
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
-приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории Отечества, народа;
-воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, уважение к символике и традициям русского народа и российского государства;
-формирование и развитие потребности в нравственно-здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, коллегами, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе; оказывать помощь людям старшего поколения и нуждающимся в ней;
-воспитание положительного отношения к труду, как высшей ценности, на благо Отечества, государства, во имя служения и защиты Отечества, формирование социально-значимой, деятельной целеустремленности;
Проект предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Целевая группа: учащиеся 7 класса.
Сроки реализации: 1 год.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Директор.
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе. Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.Классный руководитель.
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; использование потенциала классных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Педагог-психолог
Функции: Осуществляет: психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психопросветительную работу, тесно взаимосвязанную с личностным, социальным и профессиональным развитием учащихся, исходя из целей и задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школы.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.Инновационный потенциал проекта
Практическая значимость данного социального проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер.
Полученные результаты находят применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования проектной деятельности в школе, для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся, интенсивного личностного развития учащихся.
Апробация и внедрение проекта «Культура-Нравственность-Патриотизм»» осуществляется на базе МБОУ «СОШ № 8» города Нижнекамска Республики Татарстан. Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят - участников проекта в конкурсах, соревнованиях, общественных акциях и митингах.
СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Направление «Культура»
№ п/пДеятельность Сроки реализации Ответственные
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Разработка проекта. Первая половина
Сентября
Вторая неделя сентября
Вторая неделя сентября. Классный руководитель
2. Планирование деятельности. Классный руководитель
3. Выборы совета. Классный руководитель
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
3. Конкурс газет-поздравлений, посвящённых Дню учителя. Октябрь
Октябрь
Октябрь Совет творчества
4. Участие в концерте, посвящённом Дню учителя. Совет творчества
5. Участие в концерте, посвящённом Дню пожилых людей. Совет творчества
6. Посещение библиотеки.
Участие в заседаниях литературного клуба «Данко». В течение всего года Классный руководитель
7. Чудеса у новогодней елки. Декабрь Совет творчества
8. Новогодняя мастерская Декабрь Совет творчества
9. Встреча с Н.Г.Бочкарёвой, нижнекамской поэтессой. Январь Классный руководитель
10. Конкурс чтецов, посвящённый Международному женскому дню. Март Совет творчества
Читательская конференция по повести А.Гайдара «Тимур и его команда». Март Учитель русского языка и литературы
11. Конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества. Февраль Классный руководитель
12. Участие в научно-практических конференциях. В течение года. Классный руководитель, желающие
13. Оформление стенда в школьном музее. Февраль Совет творчества
14. Конкурс инсценированной патриотической песни. Февраль Совет творчества
15 Организация экскурсий в Музей народного образования. Март Классный руководитель
16 Выставка рисунков «Мы читаем…». Март Совет творчества
17 Участие в Республиканском конкурсе «Пушкинские чтения» Март Классный руководитель
18 Литературная гостиная «О любви пою я…» Февраль Учитель русского языка и литературы
19 Организация выставок книг к юбилейным датам.
А) 3 октября — 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина —признанного певца крестьянской России.
Б) 22 октября — 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина.
В) 23 октября — 95-летний юбилей со дня рождения Джанни Родари.
Г) 5 декабря — 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
Д) 12 декабря — 110 лет со дня рождения Василия Семеновича Гроссмана. Отечественный писатель, посвятивший свое творчество военной теме.
Е) 27 января — 190 лет со дня рождения популярного писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Ж) 15 февраля — 110 лет со дня рождения Мусы Джалиля, татарского поэта.
З) 17 февраля — 110 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто. Русская поэтесса, детские стихи которой знают наизусть и современные дети.
И) 15 апреля — 130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева. По календарю Библиотекарь
20 Конкурс газет на литературные темы. Апрель Учитель русского языка и литературы
21 Просмотр и обсуждение фильма «Судьба человека» Апрель Классный руководитель
22 Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый Дню Победы. Май Совет творчества
23 Экскурсия на Красный Ключ в дом Стахеева. Май Родители
24 Экскурсия в городской музей. Май Классный руководитель
25 Классный час «Обычаи русского и татарского народа» в Доме дружбы народов. Май Актив класса
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Заседание актива класса.Анализ работы за период. Май Актив класса
2 Анкетирование о работе. Май Актив.
НАПРАВЛЕНИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 Разработка деятельности и планирование работы. Сентябрь Весь класс
2 Выборы актива. Сентябрь Весь класс
ОСНОВНОЙ ЭТАП
3 «Татарстан-моя родина» Октябрь Совет творчества
4 Сочинение «Дорогие мои старики…». Составление альбома сочинений. Октябрь Весь класс
5 Участие в благотворительной акции «Дом без одиночества». Посещение реабилитационного центра «Надежда» и Дома ветеранов. Октябрь Весь класс
6 Праздник белых журавлей. Октябрь Весь класс
7 Всероссийский урок безопасности в сети интернет. Октябрь Совет права
8 День пожилых людей. Октябрь Весь класс
9 Участие в осеннем кроссе. Совет спорта
10 Просмотр фильма «Дорогами войны» о нижнекамских поисковиках. 11 День народного единства. 3 ноября Совет права
12 Всемирный день ребёнка.
Оформление стенда. 20 ноября Совет права
13 «Что значит быть толерантным» Совет милосердия
14 Всероссийский словарный урок, посвящённый дню рождения В.Даля. 22 ноября 15 Экскурсия в редакцию газеты «Нижнекамское время» Январь Классный руководитель
16 Международный день отказа от курения. Декабрь 17 Акция добра. Сентябрь 18 Классный час «В чём заключается дружба». Октябрь Классный руководитель
19 Классный час «Жизнь замечательный людей» ( о творчестве В.Шаинского).
Ноябрь Совет творчества
20 Экскурсия в музей педагогического училища. Классный руководитель
22 Классный час «Умеем ли мы быть благодарными». Классный руководитель
23 Участие в акции «Поделись теплом» декабрь Воспитательный отдел
24 День Героев Отечества. Январь Воспитательный отдел
25 Беседа «Умеем ли мы быть благодарными».
Январь Совет милосердия
26 Выставка фотографий «Остановись, мгновение» (фотографии о родном крае). Январь Совет творчества
27 Подготовка и участие в
республиканской конференции
«Жить, помня о корнях своих...» (к -с рисунков, видеофильмов, научно-исслед. работ)
Гайсина Диана, 8б класс
Февраль Учитель русского языка и литературы
28 Конкурс проектов «Я горжусь своим папой!» Февраль Мамы
29 День Защитника Отечества. Поздравление учителей-мужчин и мальчиков. Февраль Девочки
30 Концертная программа для пап Февраль Девочки
31 Конкурс открыток для пап Февраль Девочки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
32 Заседание актива класса. Отчёт о проделанной работе. Актив класса
33 Анкетирование. Актив класса
НАПРАВЛЕНИЕ «ПАТРИОТИЗМ»
1 Мероприятия, посвященные 110-летию М.Джалиль.
Апрель Совет творчества
2 Классный час из серии «Жизнь замечательных людей»( о жизни и творчестве М.Джалиля).
Апрель Классный руководитель
3 Акция «Ветеран живет рядом». Поздравление
ветеранов педагогического труда с праздником.
Май Библиотекарь
4 Изготовление открыток для ветеранов
педагогического труда к празднику 8марта
Май Классный руководитель
5 Встреча с ветеранами педагогического труда, работавших в 8 школе. Октябрь Классный руководитель
6 Проект «Учителя-ветераны». Составление папки о ветеранах для школьного музея. Сентябрь-май Классный руководитель
7 Конкурс стихов о маме
до 5 марта. Март Библиотекарь
8 Концерт для наших мам. 9 Акция «Наш сквер самый чистый!» Марш парков.
Апрель Воспитательный отдел
10 Подготовка к празднованию Дня Победы.
Посещение ветеранов на дому. Акции «Забота»,
«Ветеран живет рядом»
Май Классный руководитель
11 Организация конкурса рисунков на асфальте, посвящённом Дню Победы, среди учащихся 5-7 классов. 8 мая
8 б класс 12 Участие в школьном конкурсе «Самый лучший класс» Сентябрь-май Усманова Айзиля,
Асянова Дарина13 Классные часы-встречи с интересными людьми «Расскажи о своей профессии»
А) Мастер-класс флориста.
Б)Мастер-класс «Удивительные и практичные причёски»
Мама Герасимова Эдика
Мама Давлетшиной Виктории Классный руководитель
14 Экскурсия в военно-патриотический центр «Патриот» Сентябрь Военрук
15 Встреча с поисковым отрядом «Нефтехимик» Октябрь Классный руководитель
16 Участие в смотре строя и песни. Февраль Классный руководитель
17 Составление презентаций о пионерах-героях. Ноябрь Совет права
18 «Города-герои на карте нашей Родины». Цикл классных часов. Октябрь-Май Весь класс
19 Беседа» «Герои-земляки». Январь Совет права
20 Экскурсия в село Прости, на родику Героя Советского Союза Н.Ф.Кайманова. Май 21 Просмотр и обсуждение фильма «Судьба человека». Февраль Учитель русского языка и литературы.
22 «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».(Н.Г. Чернышевский). Диспут.
Апрель Классный руководитель
23 Классный час «Люди, прославившие наш город» в области культур, науки, спорта. Оформление альбома. Весь год Актив класса
24 Участие в Бессмертном полку. Май Весь класс
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
44 Заседание актива. Отчёт о проделанной работе. Май Классный руководитель, актив класса
45 Анкетирование класса. Май Актив класса
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
- сформированность гражданской позиции учащихся, понимания прав и свобод личности;
-сформированность нравственных основ личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформированность гуманистического отношения к окружающему миру и людям; внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании; -сформированность патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики,экономики, науки, культуры, спорта;
- повышение активности подростков и молодежи, привлечение большего числа детей, подростков и молодёжи к участию в общественно-политической и социально-значимой деятельности;
- участие подростков и молодёжи в разработке и реализации перспективных общественно-полезных инициатив и программ, связанных с жизнью детей, подростков и молодежи города.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА.