Развивающее занятие со старшеклассниками «Моя личность — это моя личность, и это здорово!».


Развивающее занятие с элементами тренинга
для старшеклассников по развитию самоуважения
«Моя личность — это моя личность, и это здорово!».
Цель: развитие умений формировать самоуважение, понимание условий, формирующих самоуважение.
Упражнение «Добрые дела».
Цель: создание комфортной атмосферы взаимодействия, повышение уровня самоуважения.
Доброе отношение к людям, к своим близким, знакомым проявляется не на словах, а на конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто это был за человек? Что вы при этом чувствовали? Вас отблагодарили? Вы ждали благодарности? Что мешает вам делать добрые дела?
Упражнение «Бег ассоциаций».
Цель: понимание отношения к себе своих одноклассников.
Выбирают по желанию «аналитика», он выходит, загадывают в его отсутствие одного из учащихся класса. «Аналитик» заходит и задает наводящие вопросы, сравнивая героя с миром вещей, растительного, животного миров, с явлениями природы, и т.д.
Рефлексия.
Упражнение «Мой идеал».
Цель: осознание, каких качеств не хватает и над чем необходимо работать.
У каждого из вас есть один или несколько героев, киноактеров, образ которого часто помогает вам принимать важные решения. Что вас объединяет с героем? Почему хочется на него быть похожим? Есть ли качества, которые вам не нравятся?
Рефлексия.
Упражнение «Брачное объявление».
Цель: осознать отношение к себе.
Составьте некое брачное объявление, указав все свои достоинства: характер, привычки, увлечения, любимые занятия, устремления.
Объявления, по желанию, зачитываются и анализируются.
Прослушайте высказывание американского психотерапевта Вирджинии Сейтир. О каком важном качестве личности идет речь?
«Во всей Вселенной нет другого человека, подобного мне.
Существуют люди, имеющие черты, аналогичные моим, но нет того, кто повторял бы меня в точности. Поэтому все мои проявления уникальны, и я выбрал это. Я обладаю моим телом и всеми его возможностями; моим сознанием, мыслями и целями; совершенно разнообразными, — напряжением, тревогой, любовью, удовольствием, радостью, раздражением; моими страхами, надеждами и мечтами. Мне принадлежат мои грёзы, фантазии, тревоги и надежды.
Мне принадлежат мои достижения и победы, ошибки и поражения.
Всё это относится ко мне. Это позволяет мне стать себе ближе. Я могу подружиться с каждой своей частью и полюбить себя. Я могу научиться сотрудничеству со всеми своими частями так, чтобы все они устремлялись к удовлетворению моих интересов.
Некоторые мои части вызывают во мне вопросы. Я пока не всё знаю о себе. Но, полюбив себя и подружившись с собой, я могу терпеливо и бережно открывать в себе сокровенное и получать новые знания о себе.
Я могу слышать, видеть, думать, чувствовать и действовать. У меня имеется всё, чтобы быть успешным, а также вносить порядок и смысл в мир людей и предметов вокруг меня.

Моя личность — это моя личность, и это здорово!»
Да, речь идет о самоуважении, а это понятие хрупкое и изменчивое, оно возрастает, если мы живем, уважая собственные убеждения, и понижается всякий раз, когда наше поведение идее вразрез с нами.

Как формируется самоуважение? В ходе общения с людьми. Кто принимал участие в формировании вашего самоуважения? Ответы учащихся и обсуждение.
Нарисуйте себя на листе бумаги схематически, а вокруг исходящие от вас лучи, на концах которых вы напишите высказывания людей, которые повышали ваше самоуважение.
А от кого исходили негативные сигналы, кто понижал ваше самоуважение? Что говорили вам при этом?
Рефлексия.
В конце занятия я хочу прочитать вам одну притчу.
В одном царстве жил простой ремесленник по имени Гась. Он делал великолепную утварь и продавал ее на базаре. Он был доволен жизнью и обладал большим уважением к себе. Единственное, что ему оставалось, это найти себе жену на всю жизнь. Однажды от царя явился гонец и объявил, что царь желает выдать свою дочь за юношу, который уважает себя больше, чем остальные. В назначенный день Гась пришел во дворец и оказался среди многих сотен претендентов на руку царевны. Царь оглядел их всех и попросил своего придворного выдать каждому юноше по пять цветочный семян, а потом попросил всех вернуться весной с горшком цветов, выращенных из этих самых семян. Гась посадил семена и заботливо ухаживал за ними, не появилось ни ростков, ни цветов. В назначенный день Гась взял свой горшок с землей и отправился во дворец. Сотни других претендентов несли горшки с роскошными цветами, посмеиваясь над Гасем и его горшком, полным земли, но не цветов. Итак, царь попросил чтобы каждый прошел перед ним со своим горшком. Настала очередь Гася, чуть робея, подошел он к царю и сказал: «Ваше Величество, ни одно семя не проросло». Царь ответил: «Гась, постой здесь подле меня!» После того как все претенденты чередой прошли перед царем, он отослал обратно всех, кроме Гася, о объявил на все царство, что летом Гась женится на его дочери. Было устроено необыкновенное торжество! Гась и царевна полюбили друг друга и жилили очень счастливо. Однажды Гась спросил царя, своего тестя: «Ваше Величество, как случилось, что вы выбрали меня в зятья? Ведь из моих семян не выросло цветов». «А они и не могли вырасти, я их варил в кипятке целую ночь! И ты оказался единственным, у кого оказалось достаточно уважения к себе и к другим, чтобы не солгать! Именно такого человека я и хотел получить в зятья!»
Рефлексия.