План–конспект интегрированного урока по элективному предмету «Личность в истории» и обществознанию на тему Княгиня Ольга и ее личность в истории

конспект интегрированного урока по элективному предмету «Личность в истории» и обществознанию
Тема: Княгиня Ольга и ее личность в истории
«Простой народ называл ее хитрой,
Церковь-святой,
История – мудрой»
Цели урока:
Образовательная цель: сформировать у учащихся представление о роли личности в истории. Дать общую целостную характеристику личности, раскрыть понятие « историческая личность», показать воздействие на общество княгини Ольги.
Развивающая цель: способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером (интернет-ресурсы)
Воспитательная цель: воспитать интерес к историческому прошлому своего Отечества, пониманию роли личности в истории
Межпредметные связи: обществознание, элективный курс «Личности в истории», история, литература, информатика.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, документальный фильм (фрагмент), фрагменты летописи, карточки с заданиями, словарь терминов к уроку, доска «fleepchart», раздаточный материал.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: интегрированный урок-исследование
Методы: интерактивные методы: «Мозговой штурм», синквейн, дебрифинг, работа в малых группах; эвристичевская беседа, работа с опорными конспектами и словарями, работа с историческими источниками, объяснительно-иллюстративные методы, методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка цели.
Актуализация знаний
Усвоение, осмысление новых знаний
Просмотр фрагмента документального фильма о княгине Ольги.
4.2 Работа в малых группах с историческими источниками (фрагментами летописи) и построение «дерева-личности в истории», доской «fleepchart»
4.3 Постановка проблемного вопроса: Можем ли мы назвать княгиню Ольгу исторической личностью?
4.4 Демонстрация презентации о качествах личности в истории
4.5Работа со словарем терминов и опорным конспектом, работа в группах с карточками – заданий, доской «fleepchart»
Составление синквейна:
Схема составления синквейна:
Кто? Что?
1 существительное

Какой?
2 прилагательных

Что делает?
3 глагола

Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов


Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
5.1Дискуссия по проблемному вопросу
Обсуждение эпиграфа
Дебрифинг, который содержит вопросы:
-Какую новую информацию (опыт) вы получили на уроке?
- Какие умения и знания вы хотели бы развить в большей степени?
6. Подведение тога. Заключительное слово учителя.
7.Выдача домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент
Поздороваться с классом.
Отметить отсутствующих.
Проверить готовность класса к уроку.
Постановка цели
Учитель элективного предмета: - Здравствуйте, тема нашего интегрированного урока по элективному предмету «Личность в истории» и обществознанию: «Княгиня Ольга и ее личность в истории»
На уроке мы изучим личность в истории княгини Ольги, составим исторический портрет и сформируем представление о качествах исторической личности.
Актуализация знаний
Учитель элективного предмета: - Княгиня Ольга вошла в историю как яркая личность, которая сформировала русскую государственность. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли высказывание «Простой народ называл ее хитрой, Церковь – святой, История- мудрой». А разобраться в этом и сформировать представление о качествах исторической личности нам поможет просмотр документального фильма, на основании которого мы будем выполнять различные задания.
Усвоение, осмысление новых знаний
4.1 Просмотр фрагмента документального фильма о княгине Ольги.
4.2 Работа в малых группах с историческими источниками (фрагментами летописи) и построение «дерева-личности в истории», доской «fleepchart»
Учитель элективного предмета: - Вы посмотрели фильм о периоде княжения княгини Ольги и на основе полученных сведений мы выполним следующие задания. Для этого мы заранее разделились на группы, каждая из которых должна выбрать своего капитана. Сейчас мы поработаем с историческими источниками, которые находятся в конвертах под № 1. Карточки - Задания в виде листьев. На них представлены фрагменты летописей, в которых описана жизнь и особенности правления русских князей. Из исторических источников вы должны выбрать именно те из них, которые будут характеризовать период княжения княгини Ольги. В конвертах приведены 3 листа-задания, два из которых будут правильными. Работая в группах капитаны команды должны зачитать правильные ответы, а потом прикрепить их к стволу дерева на магнитной доске, тем самым мы построим дерево –личности в истории. Мы рассмотрим княжение Ольги с 2-х аспектах: политической деятельности и ее вклад в распространение христианства. Во время работы можно использовать опорный конспект под буквой А. Время для выполнения задания 2 минуты.
(выполнение задания)
Учитель элективного предмета: - Таким образом, построенное дерево личности княгини Ольги позволяет нам с помощью летописных источников охарактеризовать особенности периода ее княжения.
4.3 Постановка проблемного вопроса
Учитель элективного предмета: - Работая с разными историческими источниками в конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос:
Можем ли мы назвать княгиню Ольгу исторической личностью?
Учитель обществознания: Для этого мы обратимся к понятию «личность» с точки зрения предмета обществознание. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность. Историческая личность может быть отрицательной, положительной и многозначной.

Демонстрация презентации о качествах личности в истории
Учитель обществознания: На сегодняшнем уроке мы можем увидеть, как происходило формирование и становление, княгини Ольги как исторической личности двух этапах ее жизни.
Первый этап – княгиня Ольга язычница.
(фоном проходит фрагмент фильма)

Ее действия как исторической личности с точки зрения христиан и жителей 21 века нам кажутся очень жестокими.
Но, события, связанные с древлянами, нельзя отрывать от общих примет времени и от той ситуации, в котором осталась княгиня. Ольга была ответственна за общее положение на Руси, за судьбу будущего государства и уже неразрывно связанного княжеского семейства. Не прими Ольга тех мер, жестоких, но «понятных» всем и каждому на просторах Руси, то безусловно, будущее для населявших ее территорию племен было бы другим. Княжеская власть утратила бы авторитет, начались кровавые междоусобицы, а судьба наследников Рюриков плачевна. Нельзя также забывать, что кровная месть была принята у язычников. Ольга поступила с древлянами «резко», но мудро. Достоинство и авторитет власти были восстановлены в полной мере.

И второй этап княгиня Ольга – христианка.
(фоном проходит фрагмент фильма)

Значение ее примера для общества было чрезвычайно велико. Приняв крещение, Ольга совершенно переменилась, изменились морально-этические, жизненные принципы княгини. Жестокость и мстительность остались в прошлом, уступив место милосердию, доброте, мудрости.
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства.

4.5 Работа со словарем терминов и опорным конспектом, работа в группах с карточками – заданий, доской «fleepchart»
Учитель обществознания: - Давайте мы с вами соберем образ Ольги, как личности в виде распустившегося цветка.
В конвертах №2 (возьмите их) представлены возможные характеристики личности. На основе полученной информации давайте выберем те из них, которые соответствуют личности княгини Ольги. Для работы можно использовать словарь терминов (под буквой Б).
В конвертах находятся 2 правильных варианта и два неправильных. Время вашей работы 2 минуты. Капитаны зачитывают результаты своей работы. Из верных характеристик мы соберем цветок (будет 8 лепестков).
Зачитывается общий результат личностных характеристик княгини Ольги.
Княгиня Ольга – это величественный образ женщины, да возможно неоднозначной, но большой воли, высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Это выдающаяся, цельная личность, заботившаяся о религиозном просвещении и о социально-политическом преуспевании Киевской Руси.

Составление синквейна
Учитель элективного предмета: Конечным результатом изучения характеристики княжения княгини Ольги является составление сжатого исторического портрета. Для этого мы составим синквейн, состоящий из 4-х строк.
Хочу напомнить, что синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, но это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно.
Алгоритм его составления представлен в опорном конспекте. Необходимо выбрать из предложенных вариантов, все черты, которые соответствуют княгине Ольги. Задание в конверте № 3. Для этого нам нужно выбрать: 1 сущ.- над этим будет работать команда 1 «Одуванчик», 2 прилагат.-команда 2 «Васильки», 3 глагола –команда 3 «Тюльпанчики», а команда 4 «Розочки» составит фразу, которая охарактеризует княгиню Ольгу.

1 существ.
Княгиня Ольга
Королева Ольга
Графиня Ольга
Императрица Ольга


2 прилагат.
дипломатичная
святая
корыстная
слабохарактерная


3 глагола
отомстила
воевала
Не крестилась
крестилась
установила

Составить фразу
слыть
мудрая
правительница
милосердная



Слыла мудрой и милосердной правительницей

Заключение из 1 слова
Достойная (говорит учитель, подведя итог)


Синквейн: Княгиня Ольга  Дипломатичная , Святая  Отомстила, установила, крестилась  Слыла мудрой и милосердной правительницей 
Схема составления синквейна:
Кто? Что?
1 существительное

Какой?
2 прилагательных

Что делает?
3 глагола

Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов

Учитель элективного предмета: данный синквейн помог нам составить сжатый исторический портрет княгини Ольги
Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
5.1Дискуссия по проблемному вопросу
Обсуждение эпиграфа
Учитель обществознания: Опираясь на полученные знания и возвращаясь к нашему эпиграфу мы можем ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы назвать княгиню Ольгу исторической личностью?
Ответ учеников: Княгиня Ольга является исторической личностью, так как ее период княжения связан с крупными историческими событиями, на ход которых она наложила свой индивидуальный отпечаток.
На примере княгини Ольги мы можем сказать, что лидерами и историческими личностями не рождаются ими становятся, у вас тоже есть такой шанс. Но помните выражение: «Дорогу осилит идущий».
Дебрифинг, который содержит вопросы:
-Какую новую информацию (опыт) вы получили на уроке?
- Какие умения и знания вы хотели бы развить в большей степени?
6. Подведение итога. Заключительное слово учителя.
Учитель обществознания: На примере княгини Ольги мы можем сказать, что лидерами и историческими личностями не рождаются ими становятся, у вас тоже есть такой шанс. Но помните выражение: «Дорогу осилит идущий».
7.Выдача домашнего задания: составить исторический портрет княгини Ольги



14ђ Заголовок 115