Вфступление на семинаре на тему Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.


Выступление на семинаре.
Тема: Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.Сегодняшнюю Россию снова именуют Великой, и даже дети с удовольствием называют себя «россиянами», «русскими», а подростки и юноши собирают подтверждения гордости за державу в социальных сетях, где тысячи положительно комментируют посты, гласящие «Я горжусь своей страной!» Такие настроения у молодого поколения появились после блестящих побед на Олимпийских и Параолимпийских играх, чемпионата по хоккею, и возвращению Крыма домой. А мы, взрослые, хорошо понимаем, какие подводные течения разрушают нашу Россию, как пытаются всех нас столкнуть лбами. Стратегически  спланированные варианты развала процветающей и Великой державы можно нейтрализовать только разумным, жёстко выверенным противодействием. Прежде всего, информационным, пропагандистским, разъясняющим, всеми доступными способами, важность консолидации. В этом процессе педагог – это один из главных глашатаев духовно-нравственной консолидации такого многонационального, многоконфессионального, разобщенного российского общества. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В настоящее время в школу приходят дети, имеющие некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка. Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности через систему классных часов и в проектной деятельности обучающихся, а также в работе с родителями (беседы, консультации, тематические родительские собрания).
Организацию духовно-нравственного развития обучающихся необходимо осуществлять посредством воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, к прекрасному. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
Наше общество, бросившись в пучину так называемой демократии, за призраком развитого капитализма не сберегло выстроенную десятилетиями систему воспитания молодёжи через пионерские и комсомольские организации. И, как следствие, растеряло духовно-нравственные ориентиры, что самым пагубным образом сказалось на  воспитании патриотизма у молодёжи. 
Теодор Рузвельт утверждал, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит выстроить угрозу для общества». Образование признается фактором духовно-нравственной консолидации российского общества и его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Большие надежды возлагаются на систему образования в вопросе консолидации общества и есть все основания верить, что все сбудется, ведь учитель – большой трудяга, он сможет вложить все силы в осуществление идеи во имя блага общества, народа, страны в целом.
Автор: Мартынюк Наталья Евгеньевна