Материалы исследовательской деятельности на тему Ярославский край в годы войны



Подготовка к интерактивной игре по истории родного края «Наследники Победы» в средней общеобразовательной школе № 3 г. Ярославля
Цели проекта:
Познакомить обучающихся6-7 классов с событиями Великой Отечественной войны и героизмом её участников,
Включить обучающихся в исследовательскую деятельность по изучению истории родного края,
Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение истории Ярославского края,
Воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
Развивать личностные качества детей и умение овладевать различными формами коммуникации.
Этап подготовки включает изучение исторических источников по темам, формирование файлов для подготовки «Ринга исследователей»
Ярославский край в годы Великой Отечественной войны

Тема. Ярославская прифронтовая зона.

Когда Ярославль стал прифронтовой зоной? Кто участвовал в строительстве оборонительных укреплений? Какая была цель создания лини обороны?
В связи с наступлением в октябре 1941 года немецких войск на Москву, Ярославская область стала прифронтовой зоной. Необходимо было создать линию обороны с севера и в крайнем случае, не дать противнику переправиться через Волгу. 70% людей мобилизованных на строительство укреплений составляли женщины. Работать приходилось на морозе, в условиях нехватки продовольствия, жилья, оборудования.
Стратегические объекты
Какое значение в годы войны имели Ярославские заводы для обороны страны?
Осенью 1941-го немецкий Генштаб определился с приоритетами и понял, какое большое значение имеет Ярославль для обороны страны. С началом войны промышленные предприятия перешли на выпуск продукции для фронта. Ярославская область сыграла большую роль в снабжении авиационных, танковых, артиллерийских заводов, предприятий по производству вооружений и боеприпасов, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности, то есть снабжала основные отрасли, работавшие на оборону страны.
Какую продукцию поставляли в красную армию?
Ярославский шинный завод сосредоточил 70% выпуска шин для авиации, артиллерии и автомобилей страны.
Ведь местный автозавод поставлял в армию машины ЯГ-6 и ЯГ-10.
Завод №777 (ныне «Красный Маяк») делал зажигательные бомбы, осветительные ракеты и минные взрыватели, а на авторемонтном заводе готовились запустить производство пистолетов-пулеметов Шпагина. С конвейеров «Красного Маяка» сходили корпуса кумулятивных бомб, предназначенных для авианалетов. Всего до ноября 1943 года завод изготовил 1 миллион 310 тысяч таких изделий. Кроме того, еще 238 тысяч корпусов выпустил местный Тормозной завод. Таким образом, ярославцы к зиме поставили фронту 1 миллион 548 тысяч корпусов для чудо-оружия. Это – четвертая часть всех противотанковых авиабомб типа «ПТАБ», выпущенных за переломный год в Советском Союзе.
Когда впервые были применены противотанковые кумулятивные авиабомбы?
Впервые кумулятивные бомбы применили 5 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги летчики 291-й штурмовой авиадивизии. Им удалось совершенно внезапно для противника вывести из строя сразу 30 танков. В тот же день еще около 90 единиц немецкой бронетехники было «прожжено» асами 17-й воздушной армии в районе переправ через реку Северный Донец. Успех быстро развивался, и 7 июля в районе деревни Большие Маячки от ударов кумулятивных авиабомб лишилась 270 единиц бронетехники печально известная 3-я танковая дивизия СС «Мертвая голова». на «Красном маяке» производились корпуса мини-бомб, которые помогли Красной Армии выиграть знаменитую Курскую битву.

Какие два важных объекта, имеющих особое стратегическое значение для оснащения Красной Армии, пытались разбомбить во время авианалетов на Ярославскую область?
Первым объектом был Ярославский резинокомбинат, который мы знаем сегодня как Ярославский шинный завод. Он считался крупнейшим предприятием этого профиля в Европе и весьма оперативно наладил производство 20 наименований шин для авиации и всех моделей военных автомобилей, включая американские «Студебеккеры US-6» и «Паккарды», а также катков для советских танков и бронемашин.
Вторым объектом, существование которого немцы мечтали прекратить как можно скорее, являлся железнодорожный мост через Волгу – важнейшая магистраль, соединяющая север страны с центральными регионами.
Ярославские зенитчицы
Какая воинская часть защищала подступы к Угличской ГЭС? Кто входил
в состав боевых расчетов зенитно-артиллерийского дивизиона и как они защищали подступы к Угличской ГЭС?
Для защиты от авианалетов начали действовать службы ПВО, защищающие райцентры Ярославской области. Особенно отличился 62-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, охранявший подступы к Угличской ГЭС, куда обычно направлялись немецкие самолеты которые не смогли сбросить бомбы на Ярославль или Рыбинск. Всего здесь стояло двенадцать зениток, обслуживаемых девушками. При налетах они доставляли 44-х килограммовые ящики со снарядами на своих спинах, которые обычно стирали до крови, но на эффективности стрельбы это не сказывалось.
Какие боевые успехи были у зенитчиц?
в июне 1942 года Угличская зенитчица Вера Кузьмина сбила разведчик-биплан «Хенкель-126», который был более известен у советских людей как «рама» и свалился за Дивной Горой. Еще четыре немецких самолета рухнули у села Василева, деревни Михали, деревни Подберезье и села Ильинское, а одного «фашиста» расстреляли прямо над Угличем – так, что он упал прямо на Октябрьскую улицу, разворотив крылом угол дома. Особенно вражеским самолетам, которые были сбиты, но не сгорели и не взорвались, радовались тогда наши женщины. Ведь все немецкие экипажи были укомплектованы парашютами, а из шелковой ткани каждого можно было сшить в тяжелое время целых 14 дамских платьев.
Защита октябрьского моста
Какие меры были предприняты для защиты железнодорожного моста через Волгу?
Железнодорожный мост через Волгу немцы пытались разрушить много раз - но им мешали установленные рядом зенитки. К счастью, вывести из строя зенитки германские асы ни разу не смогли. Однако вероятность того, что они однажды подавят огневое сопротивление и повредят мост, оставалась. Поэтому был придуман способ, как отвлечь внимание немцев от важного стратегического объекта. Для этого по особому заданию Государственного Комитета Обороны ярославский завод №50 соорудил у поселка Павловское так называемый «мост- дублер». Он был спроектирован под управлением молодого инженера Федора Козлянского. И по габаритам, и по внешним формам этот мост не отличался от настоящего - хотя на деле был почти полностью деревянным. Наверное, этот феномен быстрого восстановления конструкции, которую враг считал «стальной», вызывал головную боль у многих стратегов в штабе немецких Люфтваффе.
Статистика авианалетов ( в источниках информация разная)
Сколько вражеских самолетов было зафиксировано в годы войны над Ярославской областью? Сколько они совершили бомбардировок? Сколько самолетов было сбито?

Всего за годы войны над Ярославской областью было зафиксировано появление 1220 самолетов противника, которые совершили 55 бомбардировок, а сбить удалось 42 воздушных судна.
Повседневная жизнь и быт в тылу
Какие меры правительства были предприняты в тылу для оказания помощи Фронту? По какой системе осуществлялось распределение продуктов и в частности хлеба?
С 30 июня 1941г. Ярославские промышленные предприятия перешли на 11-ти – 13-ти часовой рабочий день. С первых дней войны были удвоены подоходный и сельскохозяйственный налоги; в конце 1941 года был введён особый военный налог. В августе - ноябре 1941 года в городах и рабочих посёлках была введена карточная система в распределении товаров. Основным продуктом питания стал хлеб. Нормы, не менявшиеся на протяжении войны, были низкими, и выдаваемых продуктов не хватало.