Обобщение педагогического опыта по физической культуре на тему Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 х. Родниковского
муниципального образования Новокубанский район

Обобщение
педагогического опыта
по физической культуре
"Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений"
Подготовил и провел:
Учитель физической культуры
Нартшаев Роман Рамазанович




2017год







Содержание

Введение
Информация об опыте
Теоретическое обоснование опыта.
Результативность опыта.
Заключение
Библиография




















Информация об опыте

Наименование опыта
Тема: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».

Основная идея: развивающее обучение, реализуемое через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол).

Цель: попытка решить проблемы активизации физической подготовленности учащихся, интенсификации учебного процесса и использования адекватных предмету средств контроля за результатами физической подготовленности ученика.

Сведения об авторе опыта Нартшаев Роман Рамазанович
хутор Родниковский муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 х. Родниковского
Занимаемая должность – учитель физической культуры и ОБЖ
Дата рождения 10 апреля 1979 г.р.
Образование Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета 2003 год.
Специальность : Физическая культура,
присвоена квалификация учитель физической культуры.



Педагогический стаж и квалификационная категория - стаж педагогической работы (по специальности) 1 год,
в должности учитель физической культуры и ОБЖ 1 год,
стаж в данном учреждении 1 год,
квалификационная категория нет
Тема педагогического опыта «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».
Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО –нет.
Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: нет
Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора – нет
Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: нет

Рабочий адрес, телефон автора 8(918)605-20-97
Домашний адрес х. Родниковский, ул. З. Космодемьянской, д.16, кв.2
Мобильный телефон автора 8(918)605-20-97
Адрес электронной почты – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Условия возникновения опыта и становления опыта.
Я работаю учителем физической культуры в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 18 х. Родниковского.






Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуации, но и прогноз на будущее. Трудовые



ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения.
Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка, а тем более подростка. Причем детские заболевания часто перерастают в хронические. Это чревато потерей нескольких поколений полноценных, трудоспособных людей: у хронически больных родителей дети почти никогда не рождаются здоровыми
Актуальность опыта.
В моей практике активно используются средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых у школьников формируют жизненно важные умения и навыки, воспитывают физические качества (силу, выносливость, ловкость, гибкость), развивают физические способности, повышают адаптивные свойства организма, восстанавливают раннее утраченные его функции, а также важными средствами физического воспитания являются естественные силы природы и гигиенические факторы. Систематическое и планомерное использование их способствует укреплению здоровья, повышению защитных функций организма.

































В течение трех лет я работаю над проблемой: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».

Целью данного опыта является попытка решить проблемы активизации физической подготовленности учащихся, интенсификации учебного процесса и использования адекватных предмету средств контроля за результатами физической подготовленности ученика.
В основе его лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол).
Средством реализации этих идей стали тестовые задания (сгибание разгибание рук в упоре лежа – девочки, подтягивание – мальчики, бег 30 м, прыжок с места, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., наклон туловища вперед из положения сидя и бег 1000 м), использование которых возможно как в контролирующем, так и в обучающем режиме, стимулирующих физическую подготовленность учащихся, развивающих физические качества.
Продуктивность опыта состоит в том, что при использовании двигательных действий в базовых видах спорта достигается:
развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности (овладение упражнений современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий).
формирование культуры движений (обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания, упражнениями базовых видов спорта и использование этих упражнений в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха).
укрепление здоровья (познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовки).
освоение основ знаний о физической культуре, ее истории, формах организации.




воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.



К авторским находкам следует отнести создание системы зачетных заданий для каждого вида спорта (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол), создающих условия для эффективной диагностики качества усвоения программного материала учащимися. Достоинством предлагаемых зачетных заданий



является системный подход к формированию, закреплению и совершенствованию основных двигательных умений и навыков самостоятельно и мотивированно организовывать свою двигательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Практическая востребованность опыта заключается в том, что в условиях гимназии материальная база позволяет не совсем глубоко, но освоить виды спорта, требующие специального спортивного оборудования.

Теоретическое обоснование опыта.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
Нужно любить то, что преподаёшь,
И любить тех, кому преподаёшь».
Василий Ключевский
В своей рабочей программе я распределил виды спорта по четвертям. В первой и четвертой четвертях учащиеся занимаются легкой атлетикой на свежем воздухе, во второй четверти – спортивной гимнастикой и в третьей четверти я включил спортивные игры, это волейбол и баскетбол. Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов. Чтобы добиться высокого эффекта обучения двигательным действиям я пользуюсь принципом систематичности и последовательности. Во время обучения я добиваюсь как бы слияния двух процессов – повторения старого материала и разучивание нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например, обучение перекатам на спине в группировке, а затем – обучение кувырку). Качество усвоения учебного материала, время его прохождения зависят от последовательности (преемственности) обучения. Реализации последовательности достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от



освоенного – к неосвоенному, от легкого – к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному. На каждую тему я отвожу столько часов, сколько требуется, чтобы двигательное действие было освоено всеми учениками. Только после этого перехожу к последующему.
Для усвоения учебного материала я пользуюсь словесными, наглядными и практическими методами. Словесный и наглядный метод я применяю в разучивании простого или сложного двигательного действия. У одних учащихся восприятие происходит с помощью зрения, у других – слуха. И поэтому я сначала объясняю технику выполнения двигательного действия, а потом
показываю разучиваемое двигательное действие. Когда учащиеся осваивают сложное двигательное действие, я пользуюсь методом расчлененного обучения. Разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где
обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.
















Также применяю метод целостного обучения. Этот метод приемлем для изучения двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школьную программу, настолько просты, что расчленять их нет необходимости.








Самым эффективным считаю соревновательно-игровой метод. Эффективность применения этого метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверочным средством активизации двигательной деятельности на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными. Этот метод оживляет уроки, поскольку соревнование и игра выступает одним из основных условий активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков, связанных с конкретной физкультурно-спортивной подготовкой.











Созданной мною системы зачетных заданий по каждому виду спорта (легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм: волейбол и баскетбол), создают условия для эффективной диагностики качества усвоения программного материала учащимися. В начале и конце учебного года я отслеживаю физическую подготовленность учащихся с помощью тестов: бег 30 м, сгибание разгибание рук в упоре лежа – девочки и подтягивание в висе – мальчики, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., наклон туловища вперед из положения сидя и бег 1000 м. Некоторые тесты я использую в течение всего учебного года, добавляя к ним новые: прыжки через скакалку за 30 сек., челночный бег 3 х 10 м, сгибание разгибание рук в упоре лежа – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.























Трудоемкость опыта.
Трудоемкость этого опыта заключаются в следующем:
Подход к каждому моменту обучения ребенка продумано и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения.
Надо разнообразить познавательную и физическую деятельность уроков, для этого необходимо увеличить количество часов на изучение народных подвижных и спортивных игр.
Включить в часть каждого урока физической культуры соревновательные элементы.
Применять новые способы обучения:
различные формы самостоятельной работы;
мультимедийные презентации;
компьютерное тестирование.
Рекомендации для учителей, которые будут использовать мой опыт:
быть неравнодушным к детям и своему предмету;
искать и широко применять методы и формы повышения учебной мотивации;
учитель должен быть уверенным пользователем, это облегчит поиск необходимой информации, снизит время подготовки к урокам.

Ведущая педагогическая идея опыта.
Политика государства в области образования ориентирует педагогов на выполнение конкретных задач:




Продолжение дальнейшего поиска эффективных приёмов обучения и воспитания в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению;
Активизация условий педагогического коллектива на дальнейшее внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;





Совершенствование процесса, направленного на формирование у обучающихся систематического мышления, устойчивой мотивации на дальнейшее познание во всех сферах деятельности, а значит и в области физической культуры и спорта.
Подходы к реализации содержания образования опираются на индивидуальное и дифференцированное обучение в зависимости от способностей и желания обучающихся. В связи с этим на протяжении трех лет я искала свои подходы в обучении предмета физической культуры и пришла к выводу, что надо разнообразить познавательную и физическую деятельность уроков, для этого необходимо проводить уроки с образовательно-познавательной направленностью (освоение знаний и способов деятельности), образовательно-обучающей направленностью (обучение двигательным и физическим упражнениям) и образовательно-тренировочной направленностью (развитие физических качеств). Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, рекомендуется широко использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях. Кроме этого, в условиях организации целостного образовательного процесса необходимо использовать




межпредметные связи, соотнося содержание предмета физической культуры с содержанием таких дисциплин, как история, биология, физика, искусство, технология, основы безопасности
жизнедеятельности. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в проблематике общеобразовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на раскрытие понятия «физическая культура» как явления культуры, на биологические закономерности развития организма человека и его физиологических систем в процессе мышечной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает обучающихся в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения должны формироваться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются.
В своей работе использую функции компьютера: использование его как источника наглядной информации.
Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстрационного материала в цифровой формат.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415





Создавая индивидуальное информационное пространство для оптимизации работы, применять возможности компьютера в качестве администратора своей работы.





В последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, преподаватели выполняют большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Office позволяет систематизировать всю эту работу.




Создаю общие папки по предмету, в которых весь материал распределить по нескольким направлениям учебной деятельности:
папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение;



папки с разработками уроков, сценариями спортивных праздников;
папки с презентациями обучающихся школы по теоретическим вопросам физической культуры;
папки с фотографиями соревнований, праздников уроков.


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения школьников предмету физическая культура и приводит к целому ряду положительных следствий:
обогащает обучающихся знаниями по физической культуре в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;



психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
расширяет общий кругозор;
возрастает уровень использования наглядности на уроке.
Все перечисленное способствует подведению обучающихся к самообразованию и саморазвитию, выявлению и развитию творческих способностей воспитанников, формирование устойчивого интереса обучающихся к физической культуре, повышения результативности процесса обучения и воспитания.

Длительность работы над опытом.
В течение 2015 – 2016 года работал над проблемой: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений», я изучал педагогическую, методическую и психологическую литературу, передовой опыт учителей-новаторов по интересующей меня проблеме. На уроках физической культуры основным средством физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых у школьников формируют жизненно важные умения и навыки, воспитывают физические качества (силу, выносливость, ловкость, гибкость), развивают физические способности.


Ведется постоянная работа по формированию жизненно-важных умений и навыков на основе использования самого эффективного соревновательно-игрового метода при изучении учебного материала, а также развитие двигательных способностей на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:





Повышение двигательной активности обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности;
Повышение уровня учебной мотивации.


Диапазон опыта.
Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему уроков, приложения к урокам. Диапазон опыта достаточно широк. Данный подход применим на уроках физической культуры как в начальных классах, так и в средних, и старших классах, во внеурочной деятельности обучающихся. Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича по физической культуре для 1-11 классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки. Поэтому стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными, все время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеурочной работе.
Опытом своей работы делюсь с коллегами гимназии, проводя открытые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия по физической культуре, выступаю на районных семинарах, где представляю опыт своей работы, делюсь своими методическими наработками. Представленный опыт работы является единой органичной системой: урок физической культуры – внеурочная работа – индивидуальная работа с обучающимися. Формируя жизненно-важные умения и навыки по средствам физических упражнений эффективно использую здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии и на уроках и во внеурочной деятельности:
упражнения на осанку;

общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, по музыку;







упражнениями базовых видов спорта и использование этих упражнений в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;

организация индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовки.


Степень новизны опыта.
Новизна моего опыта заключается не в создании новых методов и приемов двигательных действий в базовых видах спорта, а в преломлении уже известных технологий через всю цепь уроков физической культуры и внеурочную деятельность с целью развития интеллектуальных и физических качеств.
Самым эффективным считаю соревновательно-игровой метод. Эффективность применения этого метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверочным средством активизации двигательной деятельности на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решить широкий круг задач в самых различных




условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующих в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:
присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;





проявлений максимальных физических усилий и психического воздействия;
стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности к изучаемым видам физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Использование этого метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку обучающихся. При регулярном совершенствовании программного материала в соревновательно-игровой обстановке умения и навыки быстрее адаптируются к влиянию эмоционального фона состязаний или игры, а различные тактические действия лучше осваиваются в упрощенных условиях, позволяющих сконцентрировать внимание на главном двигательном действии за счет вычленения ведущих элементов из изучаемого умения или навыка.





Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процессе физических заданий с молодежью, безусловно, способствует успешному решению задач из любых разделов программы по физическому воспитанию.

Результативность опыта.
Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающихся учебных программ.
В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
раскрыть всесторонние способности учащихся;
повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
научить учащихся быть более уверенными в себе;



научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
повысить качество знаний учащихся;
Результатом достижений является качество планирования учебного процесса. Правильное планирование обеспечивает: необходимые направления, структура и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала, логическую организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и методической литературы, технических средств обучения и оборудования. Качество образования определяется следующими факторами: использованием различных видов учебной деятельности учащихся, моим личным опытом работы, новейшими образовательными технологиями, использованием оптимальных средств и методов оценки качества образовательного процесса и уровня подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС.



Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. В стандарте отмечается, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности учащихся.
Результаты и достижения учителя физической культуры отражены в результатах и достижениях его обучающихся. Мои ученики участвуют в различных соревнованиях, олимпиаде



по предмету разных уровней (школьный, муниципальный, региональный), конкурсах по предмету (основанных на теории физической культуры).
Заключение
Моя задача – помочь ребёнку преодолеть страх, тревожность перед решением его внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам сможет обеспечить себе успех. А его двигательная активность, любое её проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя. Нет какой-то одной уникальной технологии здоровья. Все описанные мною методы










выступают как задачи единого образовательного процесса. Ребята с удовольствием ходят на уроки физкультуры, занимаются физическими упражнениями, участвуют в спортивных и подвижных играх, эстафетах.
Нам, учителям, доверено самое ценное – наши дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и все вместе. Только через интересные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия можно зажечь спортивную искру в каждом ребёнке.
Библиография
Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Учебно-методическое пособие.- К.: Рад. шк., 1988.
Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/И. А. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1985. -256 с.
Знаменский Б.Т. Здоровье и окружающая среда/Б.Т. Знаменский. – М.: Просвещение, 1992. – 198 с.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010.
Майский А.Б., Лебедева М.А., Стук Н.С. Развитие, здоровье, гармоничность. Методическое пособие для учителя физической культуры, Архангельск, 1997.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие/Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 526 с.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности.-М.: Глобус, 2009
Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.





Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии/Ю.А. Янсон. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.-432 с.
Первое сентября [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













Директор МОБУСОШ № 18 И.Д. Пашуришвили
х. Родниковского









13PAGE 15


13PAGE 14215



ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

развивают физические способности

формируют жизненно важные умения и навыки

воспитывают физические
качества

повышают
адаптивные свойства организма

восстанавливают раннее утраченные функции организма

СИЛА

ГИБКОСТЬ

ВЫНОСЛИВОСТЬ

ЛОВКОСТЬ



image-20-02-16-06-05 (2)Рисунок 81Описание: H:\Фото СОГ\image-20-02-16-06-05 (2).jpegРисунок 84Описание: H:\ФОТО\Развлечение и спорт\P1000255.JPG