Средства и методы развития прыгучести у юных волейболистов


МБОУ Зерносовхозская СШ им. М.Н. Костина п. Новосёлки муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области









«Средства и методы развития прыгучести
у юных волейболистов»













Выполнил:
учитель физической культуры
Николаев С.А.












п. Новосёлки
2017 г.




СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I 1.1 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ПРЫГУЧЕСТИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ...6

1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...18

ГЛАВА II 2.1 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ..24

ГЛАВА III 3.1 РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 5-7 КЛАССЫ..28

3.2 РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ В УЧЕБНО-
ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ 8-11 КЛАССЫ.30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.34
























ВВЕДЕНИЕ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В 2015 году, спортивная общественность праздновала 120-летие со дня рождения волейбола. Официальной датой рождения этой игры считается 1895 год. Американский преподаватель физкультуры из Гелиокского колледжа (штат Массачусетс) Уильям Дж. Морган объявил об изобретении игры волейбол. Правила обнародованные в 1897 году, которые состояли из десяти пунктов:
1. Разметка площадки.
2. Принадлежности для игры.
3. Величина площадки 25х50 футов (7,6х15,1 м).
4. Размер сетки 2х27 футов (0,61х8,2 м). Высота сетки 6,5 футов (198 см).
5. Мяч - резиновая камера в кожаном или полотняном футляре, окружность мяча 25-27 дюймов (63,5-68,5 см), вес 340 г.


6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.
7. Счет. Каждая не принятая игроком подача дает одно очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допускают ошибку, то подающий игрок сменяется.
8. Если мяч во время игры (не при подаче!) попадает в сетку, - это ошибка.
9. Если мяч попадает на линию, - это считается ошибкой.
10. Количество игроков не ограничено.
Ее создатель хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила и поэтому была бы доступной для людей любого возраста.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, быстро прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударов и блокирование укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечные чувства и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
В процессе игровой деятельности, занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа имеет огромное значение в физическом воспитании школьников. В спортивных секциях

школьных коллективов занимаются физической культурой миллионы учащихся. Видное место в физическом воспитании школьников принадлежит волейболу.
Волейбол включают как самостоятельный раздел по физической культуре для основной и средней школ. Большую работу по волейболу среди детей проводят ДЮСШ и учителя физического воспитания.
В стране насчитывается около тысячи отделений волейбола при ДЮСШ., в которых занимаются семьдесят семь тысяч волейболистов. Повышение уровня мастерства волейболистов находится в прямой зависимости от планомерного и квалифицированного обучения игре детей, начиная с 10-12 лет. Это подтверждено научными исследованиями и находит свое отражение в практике спортивной работы по волейболу.















СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ПРЫГУЧЕСТИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.



Современная игра в волейбол предъявляет высокие требования ко всем компонентам физической подготовки игроков. Особое внимание традиционно уделяется прыгучести игроков, являющейся одним из показателей высокой специальной физической подготовленности волейболистов.

Прыгучесть – способность волейболиста высоко прыгать для постановки блока, выполнения нападающего удара и вторых передач. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Важную роль в его реализации играют характер импульсации мотонейронов активных мышц частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлета.
Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.
Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.
Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий.
Таким образом, структуру прыгучести составляют три основных компонента: взрывная сила, быстрота и ритм движений.
Развитие прыгучести определяется многими факторами. Один из них - уровень межмышечной и внутримышечной координации. Это связано с вовлечением в работу значительно го количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации. Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации.
Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку. Большое значение имеют последовательность включения в работу определенных мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения.
Высокая лабильность нервных центров - следующий фактор, определяющий развитие прыгучести, он позволяет спортсмену в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия.
Важным фактором, обусловливающим развитие прыгучести, являются особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов. Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности. Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц. Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.
Нервно-психическое и эмоциональное состояние также оказывает определенное воздействие на проявление прыгучести. При устойчивом нервно-психическом состоянии, при концентрации волевых усилий спортсмен, как правило, достигает более высоких результатов. На эмоциональное состояние атлета могут воздействовать соревновательная атмосфера, уровень подготовленности соперника, поведение зрителей, состояние материально-технической базы. Положительные эмоции стимулируют все функции организма, повышают работоспособность.
Один из важных факторов развития прыгучести - степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы - важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы - одного из основных компонентов прыгучести. Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. Выносливость - также необходимое условие для раз вития и совершенствования прыгучести как длительного целенаправленного процесса.
Развитие прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами , в частности ловкостью . Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости.
Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения телом в фазе полета (в длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка.
Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.
Сохранение равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также существенно влияет на результат спортсмена. При выполнении прыжка в длину атлет дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе.
Таким образом, прыгучесть имеет свои структурные особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, тесно взаимосвязана с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе.


У прыгучести, как и у других двигательно-координационных качеств, множество проявлений, которые условно можно представить в виде специфических и неспецифических.
Высота и дальность прыжка в значительной степени зависят от способности спортсмена к максимально быстрому развитию усилий. Движение руками создает начальный импульс, обеспечивающий определенную скорость движений, и способствует проявлению взрывной силы. Высота положения о.ц.т. тела прыгуна определяется в первую очередь оптимальным сочетанием вертикальной и горизонтальной скоростей вылета. Самая сложная фаза прыжка - переход от разбега к толчку. Эффективность действий спортсмена в данной фазе определяется также величиной совпадения момента завершения отталкивания с вертикальным положением тела над опорой.
Итак, прыгучесть определяется целым рядом слагаемых, включая и оптимальный угол вылета и скорость маховых действий. Это предъявляет повышенные требования к ритму двигательных действий. Без достижения необходимой согласованности движений всех звеньев тела в каждой фазе прыжка, и особенно в момент отталкивания, его эффективное выполнение невозможно.
Cледовательно, прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.
Для развития прыгучести у юных волейболистов необходимы определенные средства, используемые теми или иными методами. Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большому повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.
Наиболее распространенными методами развития прыгучести являются методы повторного выполнения упражнений, метод кратковременных усилий, игровой и соревновательный методы.
Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнений, в которых волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном занятии и составляющую 80-95% максимального уровня. Упражнения с предельными усилиями выполняют не более одного раза в подходе, с околопредельными до трех раз.
Повторный метод тренировки характеризуется околопредельной или предельной интенсивностью выполнения работы, длительным отдыхом до

полного восстановления работоспособности и относительно небольшим количеством повторений упражнений в одном занятии.
Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определённые интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности.
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
изменением возбудимости ЦНС;
восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с восстановлением дыхания оплатой кислородного долга).
Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость ЦНС не успевала существенно снизиться, а с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее полно восстановиться.
При применении повторно этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивает только в период утомления после каждого повторения. Повторный метод позволяет точно дозировать нагрузку, совершенствует опорно-мышечный аппарат, воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. При таком методе уровень прыгучести повышается на 29-30%.
Интервальный метод. Внешне сходен с повторным методом. Но, если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха.
Игровой метод – выполнение упражнений в подвижных играх и специальных эстафетах. Игровой метод оказывает комплексное воздействие на воспитание физических качеств спортсмена. Применяется игровой метод во всех периодах подготовки юных волейболистов, занимая значительное место в тренировочном процессе.
В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.
Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:

за счёт увеличения максимальной скорости;
за счёт увеличения максимальной силы.
Соревновательный метод характеризуется выполнением основного упражнения или другого двигательного действия в условиях специальных состязаний в форме контрольных тренировок, прикидок. С его помощью развивается прыжковая выносливость, осуществляется контроль за уровнем подготовленности спортсмена. Существует еще и сопряженный метод, наиболее характерными упражнениями для которого являются: броски теннисного мяча через волейбольную сетку в прыжке с разбега; нападающие удары с передач партнеров; такие же удары по подвешенному мячу. Сюда можно отнести и все имитационные упражнения выполняемые в прыжке и чисто игровые технические приемы, такие как нападающий удар, блок, передача в прыжке.
Основными средствами развития прыгучести являются:
упражнения в преодолении собственного веса тела;
упражнения с отягощениями;
импульсационные упражнения;
основные упражнения по технике игры.
Прыгучесть - комплексное проявление силы мышц ног и способности их к быстрому сокращению.
Упражнения для развития силы мышц ног (рис. 1.):
а) приседание со штангой на плечах весом 60-70% от веса тела спортсмена;


б) прыжки на месте со штангой на плечах (вес штанги 20-30 кг.);

в) впрыгивание на скамейку и спрыгивание (вес штанги 30% от собственного веса);

г) вырывание гири весом 24-32 кг, стоящей между двух скамеек, из положения приседа на скамейках за счет разгибания ног;


д) приседание на одной ноге.

Количество повторений одного упражнения - до появления мышечной усталости. В противном случае будет совершенствоваться не скоростно-силовой компонент, а выносливость. При выполнении основных упражнений с грузом по технике игры обращать внимание на сохранение правильной техники.
Упражнения для развития скорости сокращения мышц: а) выпрыгивание вверх из глубокого приседа;



б) прыжок в длину с места;

в) прыжки на возвышение;

г) прыжки через барьеры;


д) прыжки на носках;
е) прыжки с высоты с мгновенным впрыгиванием на тумбу или скамейку;

ж) прыжки через гимнастическую скамейку;


з) прыжки через скакалку;

и) прыжки через быстро вращающуюся веревку;

к) имитация нападающего удара, блокирования на месте и после перемещения



Продолжительность одной серии – 10-15 прыжков, интенсивность максимальная, паузы отдыха между повторами – 1-2 мин., кол-во серий – 4-6.
Максимальную массу и скорость мышечных сокращений рекомендуется развивать параллельно.
Методика развития прыгучести описана во многих учебных пособиях. Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка волейболиста: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры.

















1.2 ВОЗРОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ


Многочисленные исследования показывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Следовательно, существует равномерность созревания функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств. Особенностью возрастного развития двигательных качеств является наличие критических или сенситивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при направленном педагогическом процессе. Последнее является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных способностей. Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили эти представления и конкретизировали наличие критических и сенситивных периодов развития, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые нашли широкое признание в теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки, вошли в учебники и учебные пособия. Среди них следует отметить следующие: - больший эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или других двигательных способностей - критические периоды развития физических качеств неблагоприятны для избирательно направленного воспитания; - столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития, хотя само развитие осуществляется на значительно более высоком уровне. Главнейшей особенностью сенситивных периодов развития является средо-вая детерминация эффекта развития. Однако подходы к реализации учения о сенситивных и критических периодах в связи с проблемой развития двигательных способностей носят неоднозначный характер. В частности, В.К. Бальсевич считает возрастной интервал от 7 до 10 лет, в разные его периоды, сенситивным для развития практически всего спектра двигательных способностей, что представляется наиболее оптимальным. В то же время в большинстве работ показаны более жесткие связи сенситивных и критических периодов развития тех или иных двигательных способностей с возрастом (в пределах одного года). Сложность проблемы сенситивных периодов, как отмечает Б.Г. Ананьев, заключается в том, что "...подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд), их нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия культурным накоплением ребенка".



Однако большая часть многочисленных отечественных исследований сенситивных и критических периодов была в основном направлена на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В.И. Козлов, А.А. Фарбер , "...не отражают сущностных характеристик возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития организма". Это обусловливает необходимость поиска причины качественно своеобразной сенситивности периодов детства. На этом фоне все более явным становится и то, что возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Чаще же учитывается хронологический (паспортный) возраст и практически не принимаются во внимание темпы биологического созревания. Биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигать 4 и более лет . Отсутствуют данные, учитывающие психологический возраст, представляющий собой характеристику человека как индивидуальности. Факты несовпадения критических и сенситивных возрастных периодов у разных авторов, изучавших особенности физического развития школьников, чаще объясняются тем, что используются разные подходы. В частности, чем шире спектр изучаемых двигательных проявлений и их составляющих, тем значительнее мозаика сенситивных периодов развития. Так, В.И. Лях, используя 35 явных (абсолютных) и скрытых (относительных) показателей, характеризующих развитие детей от 7 до 17 лет, выявил, что сенситивные периоды различаются по данным исходного уровня и после педагогического эксперимента. В результате не в полной мере подтвердилось положение, сформулированное А.А. Гужаловским и отмеченное ранее. В частности , значительное развитие КС от 7 до 10-12 лет вполне согласуется с этой закономерностью, в то время как развитие КС от 12 до 17 лет менее значительно. Это возможно из-за явно выраженной индивидуальной вариации. Следует отметить, что и сам автор в более поздней работе делает оговорку "...правда, надо сказать, что обозначенное положение относится лишь к ситуации, когда проводятся два урока физической культуры в неделю; в принципе можно допустить, что при более "плотном" режиме занятий темпы развития физических качеств окажутся иными".
То, что это действительно так, доказывается данными А.И. Кузнецова , показавшими, что темпы развития двигательных функций при целенаправленной нагрузке по показателям силы у детей 10-15 лет

значительно выше, чем при нагрузках общего характера. Это вполне согласуется с литературными данными, которые отмечают, что более быстрое развитие одних качеств двигательного аппарата приводит к снижению темпов развития других. Большой фактический материал в этом направлении получен применительно к динамике развития двигательных способностей и морфологических признаков у юных спортсменов в зависимости от типологических способностей, в условиях целенаправленного воздействия тренировочных программ в разные возрастные периоды.
Установлено, что темп изменения скоростных способностей значительнее проявляется с изменениями строения тела. Силовые, в том числе скоростно-силовые способности положительно коррелируют с весоростовым индексом в 11, 12 лет. Более существенные связи наблюдаются в отношении изменения показателей специальной выносливости и расчета должной массы в 10, 12 лет. При этом большему темпу прироста специальной выносливости сопутствует меньшее изменение расчета должной массы. Значительно более тесные и устойчивые связи выявлены между темпом изменения двигательных способностей и свойствами нервной системы. Так, темп изменения скоростных способностей и показателей быстроты в 9-11 и 14-16 лет выше у подростков с менее сильной нервной системой. В 11-13 лет этому способствует большая лабильность, а в 13-1 14 лет преобладание возбуждения по внутреннему балансу. В то время как темп изменения скоростно-силовых способностей в возрасте 10, 13 лет выше у подростков с сильной нервной системой, то в 14-15 лет - уже у лиц со слабой нервной системой. В 10, 15, 16 лет этому способствует преобладание возбуждения по внешнему балансу. Способность к работе на выносливость в 10, 12, 15 лучше развивается у подростков с инертными нервными процессами, а в 10, 13 лет у лиц с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу. В отношении динамики морфологических признаков (S тела, расчет должной массы, % жира и др.) чаще наблюдаются связи со стороны таких свойств нервной системы, как лабильность, внешний баланс силы нервной системы, однако однонаправленность этих связей в рамках возрастного развития отсутствует. Многообразие выявленных связей лишний раз подтверждает мысль, высказанную П.К. Анохиным , что адаптивные возможности развивающегося организма обусловлены взаимодействием сложного комплекса функциональных систем с постоянно изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что приводит к гетерохронному развитию этих систем в зависимости от их приспособительного значения на определенном этапе онтогенеза. Видимо, социальные факторы, преломляясь в индивидуальном развитии человека, становятся доминирующими. В целом рассмотренный материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологических признаков, несмотря на возраст, вид спортивной деятельности, характер

учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности. Это подтверждается и литературными данными. В частности, выявлено , что сенситивные периоды в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей не всегда совпадают у подростков одного хроно- логического возраста, но различающихся по типу телосложения. Подобный вывод на основании изучения динамики развития координационных способностей у девушек, различающихся по типу телосложения, сделан И.Ю. Горской . Приведенные данные заставляют лишний раз обратить внимание на то, что определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенности к проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей. При этом исследование собственно индивидуальных различий их природы и развития дает информацию, не сводимую к той, которая может быть получена при анализе нормативных тенденций. В этом случае особенно важно то, что данные о средних тенденциях при более внимательном анализе часто оказываются малоинформативными.
Все дело в том, что индивидуальные различия всегда больше групповых. Групповые же могут не совпадать с индивидуальными в этой характеристике. В частности, физическое развитие в значительной степени обусловлено темпами биологического созревания, и связано это с реализацией генетической программы развития, а индивидуальные различия в большинстве своем связаны с технологией учебно-тренировочного процесса, т.е. определяются социальными факторами. Это дает основание отметить, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен "свой комплекс" специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован при спортивной деятельности. В этих условиях едва ли правомерно связывать сенситивные и критические периоды в отношении того или иного двигательного качества с конкретным возрастным периодом, несмотря на то, что возраст является интегральным показателем. Все это может нанести вред учебно-тренировочному процессу, и, кроме того, не будут в полной мере реализовываться возможности человека. Далее приведу пример сенситивных периодов развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.): быстрота движений - для мальчиков - 7-9 лет, девочки 7-9, 10-11, 13-14 лет; быстрота реагирования - для мальчиков -7 - 14 лет, девочки-7-13 лет; максимальная частота движений - для мальчиков - 4-6 лет, 7-9 лет, девочки 4-6,7-9лет; сила - для мальчиков-13-14, 17-18 лет, девочки-10-11, 16-17 лет; скоростно-силовые качества - для мальчиков 14-15 лет, девочки 9-12 лет; выносливость аэробная (общая)-для мальчиков- 8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет, девочки - 9-10, 11-12 лет;
выносливость силовая (динамическая) - для мальчиков 11-13, 15-16 лет, девочки-9-12 лет;


выносливость скоростная (гликолитический механизм энергообеспечения) -для мальчиков - после 12 лет, девочки после 12 лет; гибкость - для мальчиков и девочек - с рождения до 13-14 лет; координационные способности - для мальчиков и девочек -7-11,12 лет; способность к ориентированию в пространстве - для мальчиков - 7-10, 13-15 лет, девочки - 7-10, 13-15 лет;
способность к динамическому равновесию - для мальчиков в 15 лет, девочки - 17 лет;
способность к перестроению двигательных действий - для мальчиков -7-11, 13-14, 15-16 лет, девочки-с 7 до 11,12 лет;
способность к ритму для мальчиков 7-13 лет, девочки - 7-11 лет; способность к расслаблению - для мальчиков - 10-11, 14-15 лет, девочки - 10-12, 14-15 лет;
точность - для мальчиков -10-11,14-15 лет, девочки - 10-11, 14-15 лет.

Для прыгучести особое значение имеет скоростно - силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена во многих работах . Так, Н.А. Лупандина показала, что результат в прыжке в высоту с разбега у детей школьного возраста непрерывно возрастает и своего максимума достигает в 16-17 лет. В работе Н.Н. Гончарова приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого качества в 12-15 лет. В работе В.П. Филина прыгучесть у мальчиков, увеличиваясь с возрастом, достигает максимального уровня развития к 16-18 годам; у девочек - к 13-15 годам. Периоды наибольшего ее прироста у мальчиков наблюдаются в 9-10 и 13-14 лет, у девочек - с 9 до 12 лет и с 14 до 15 лет. С 15 до 17 лет показатели прыгучести стабилизируются и несколько повышаются к 18 годам. Исследования В.Ф. Ломейко показали, что у лиц мужского пола возрастное совершенствование прыгучести происходит до 20 лет, у лиц женского пола - до 16 лет. Автор доказал, что в пределах одной возрастно-половой группы на уровень развития прыгучести не оказывают влияния ни рост, ни длина ног испытуемых. Это также свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между антропометрическими показателями (длиной туловища и ног) и уровнем развития прыгучести занимающихся.
С.И.Филатов отметил повышение уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет. По данным Л. Денисюка , темп развития скоростно-силовых качеств (по результату прыжка в высоту с места) колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития скоростно-силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 го- дам. В последующие годы абсолютный прирост скоростно-силовых качеств уменьшается. Прирост скоростно-силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-12 лет (с небольшой тенденцией к уменьшению прироста абсолютных

величин). Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая - в 18-19 лет. Таким образом, согласно приведенным данным, с 8 до 15 лет прыгучесть мальчиков ежегодно возрастает, в среднем на 2,8 см, период интенсивности роста наблюдается между 10 и 13 годами. Анализируя динамику развития скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов различных специализаций и квалификации, нужно отметить, что уровень развития скоростно-силовых качеств повышается непрерывно, при этом прирост результатов наблюдается на начальном этапе, затем темпы прироста скоростно-силовых качеств замедляются. Скоростно-силовые показатели у легкоатлетов, баскетболистов, волейболистов значительно превосходят показатели футболистов и теннисистов. Это объясняется тем, что методика воспитания этих физических качеств у легкоатлетов, баскетболистов и волейболистов более совершенна.
Результаты исследований и опыт передовых тренеров свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие выносливости следует начинать с 10-12 лет. При этом надо стремиться решать эту задачу в единстве с развитием других двигательных качеств. С этих позиций в занятиях особое внимание целесообразно уделять развитию специальной выносливости: прыжковой, скоростной, игровой.
В школьном возрасте особенно сложен период от 10-11 до 14-15 лет.
Появляются признаки полового созревания, что сказывается на показателях физического развития. Рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище. Это накладывает отпечаток на пропорцию тела и отражается на выполнении упражнений. Значительно изменяется костно-мышечная система, интенсивно идет окостенение скелета. Развитие скелета, мышц, сухожилий и связок к 10-12 годам достигает уровня, обеспечивающего возможность правильного овладевания техникой волейбола. Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, двигательных, физических качеств создает благоприятные условия для успешного осуществления специализированных занятий по волейболу начиная с 10-12 лет.














ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ


Процесс совершенствования физической подготовленности спортсмена немыслим без систематического исследования. Задачи исследования получить как можно больше информации о подготовленности занимающихся, чтобы всесторонне анализировать ход учебно-тренировочного процесса, оптимально планировать дальнейшую работу. С этой целью проводят контрольные испытания с помощью специально разработанных комплексов упражнений и тестов, позволяющих оценивать уровень физической подготовленности волейболистов и фиксировать изменения этого уровня на различных этапах обучения и тренировки. Кроме того, тестирование помогает выявить состояние перетренированности, избежать перегрузок. Анализ индивидуальных показателей в отдельных контрольных упражнениях позволяет установить нормативы для группы различной подготовленности.
Выполнять контрольные упражнения и нормативы следует регулярно, в строго установленные сроки, в одинаковых условиях. Организовать сдачу нормативов целесообразно в виде соревнований между игроками и командами.
Контрольные упражнения.
Испытание прыгучести с места, при помощи прибора Абалакова. Один конец сантиметровой ленты прикрепляют к полу, другой продевают через дужку пластинки.




Испытание прыгучести после короткого разбега (2-3 м.). Толчком обеих ног игрок прыгает вверх, стараясь одной рукой коснуться щита с разметкой как можно выше.



Испытание прыжковой выносливости. Игрок стоя под предметом, подвешенным на оптимальную высоту, старается выполнить максимально возможное количество прыжков с места касаясь предмета обеими руками. К росту прибавляют 1 метр.















Контрольные испытания развития прыгучести у юных волейболистов Зерносовхозской средней школы. Девочки пятый год обучения.


Результаты показанные в сентябре 2015г.


Ф.И.
Рост
Рост с вытянутой вверх рукой
Касание рукой при прыжке с разбега
Касание рукой при прыжке с места
Прыжок вверх с разбега
Прыжок вверх с места

1
Ильина Альбина
155
200
245
241
45
41

2
Орехова Ксения
155
201
248
246
47
45

3
Бурмистрова Ирина
156
200
246
240
46
40

4
Слепова Наташа
162
208
248
245
40
37

5
Наумова Алёна
165
215
262
257
47
43

6
Сивакова Наташа
167
215
270
260
55
45

7
Якупова Даша
166
216
257
251
41
35

8
Морозова Анюта
167
220
259
254
39
34

9
Концевич Ирина
170
220
276
270
56
50

10
Николаева Света
175
225
275
265
50
45


Результаты показанные в мае 2016г.



Ф.И.
Рост
Рост с вытянутой вверх рукой
Касание рукой при прыжке с разбега
Касание рукой при прыжке с места
Прыжок вверх с разбега
Прыжок вверх с места

1
Ильина Альбина
155
200
247
244
47
44

2
Орехова Ксения
156
203
253
250
50
47

3
Бурмистрова Ирина
157
201
249
244
48
43

4
Слепова Наташа
162
208
252
248
44
40

5
Наумова Алёна
167
219
269
265
50
46

6
Сивакова Наташа
168
217
275
266
57
49

7
Якупова Даша
166
220
263
257
43
37

8
Морозова Анюта
168
222
264
258
42
36

9
Концевич Ирина
172
223
283
275
60
52

10
Николаева Света
175
225
278
274
53
49









Анализ индивидуальных показателей высоты прыжка вверх позволяет отметить положительную динамику результатов, что свидетельствует о правильно выбранной методики тренировок.






РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ В ГРУППЕ
НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (5-7 КЛАССЫ)

В группе начальной подготовки решаются следующие задачи:
привитие интереса к занятиям физическими упражнениями, волейболом;
развитие быстроты, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие специальных качеств и способностей, необходимых волейболисту;
обучение основам техники игры в волейбол;
приучение к игровой деятельности;
выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.
Содержание подготовки на первом этапе включает:
упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
подготовительные упражнения для развития физических качеств, применительно к приемам игры в волейбол;
подводящие упражнения и упражнения по технике для овладения основными приемами игры в волейбол, предусмотренными программой;
подвижные игры, подготовительные к волейболу игры;
мини-волейбол, учебные игры в волейбол по упрощенным правилам;
соревнования по физической подготовке, технике игры, подвижным играм, подготовительным и волейболу, по мини-волейболу.

При развитии прыгучести у детей 10-12 лет целесообразно использовать подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Они должны занимать около 50% всего тренировочного времени. Это вызвано тем, что новички не могут быстро овладевать основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате интерес к занятиям у ребят снижается. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры. Они активизируют ребят, повышают интерес к тренировкам. Использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния ребят, и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.

Игры, направленные на развитие прыгучести.

«Удочка». Для игры требуется веревка 2-3 метра. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец. По сигналу тренера он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.
«Прыжки по кочкам». На земле чертят 10-12 кружков («кочки») диаметром 40 см. на расстоянии 60-70 см. один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».
«Волки и зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3-4 м., размещаются 8-10 занимающихся («волки»). За скамейками по двое занимающихся («зайцы»). По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать вверх, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда они находятся на скамейке. Если «волк» коснулся «зайца», они меняются ролями. Побеждает тот, кто большее количество раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».
«Прыжки через препятствия». Между лицевыми линиями волейбольной площадки устанавливают 8 гимнастических скамеек на расстоянии (3-4 м.) 1 м.одна от другой. Из-за лицевой линии занимающиеся по сигналу начинают прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают прыгать за противоположной лицевой линией. Побеждает тот, кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается.

Упражнения для развития прыгучести в 5-7 классах.

Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом в руках.
Из положения стоя на гимнастической стенке, правая нога сильно согнута, левая опущена вниз, руками держаться на уровне лица – быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг.) над собой в прыжке и ловля его после приземления.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением.
Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно.
Спрыгивание (высота 40-80 см.) с последующим прыжком вверх.
Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (мячи,
скамейки).

Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами.
Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.

Основным методом выполнения этих упражнений является метод повторных воздействий, который применяется с учетом физического развития, подготовленности и пола занимающихся. Применяются также различные эффекты.
Упражнения, направленные на развитие прыгучести, можно использовать как в подготовительной, так и в основной части занятия. Необходимо чередовать данные упражнения с упражнениями на развитие гибкости и на расслабление.



3.2. РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ (8-11 КЛАССЫ)

В процессе занятий в этих группах решаются следующие задачи:
повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей;
развитие специальных качеств и способностей, необходимых при совершенствовании навыков игры в волейбол;
прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры;
определение каждому волейболисту игровой функции и индивидуализация с учетом этого процесса подготовки.
Содержание подготовки на третьем этапе состоит в следующем:
упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных видов движений, расширения двигательного опыта;
занятия другими видами спорта: баскетбол, гандбол, легкая атлетика, акробатика и др.;
упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении, и совершенствовании навыков технических приемов и тактических действий, упражнения с отягощениями и на специальных тренажерах для всех мышц тела;
подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие успешному овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств;

игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с системой установок на игру и последующим разбором игры;
теоретические занятия по специальной программе;
при помощи системы упражнений и наблюдений определение каждому спортсмену игровой функции (связующего, нападающего), индивидуализированные занятия с учетом игровой функции, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор на соревнованиях.

Для развития прыгучести на данном этапе обучения используются упражнения ранее описанные, а также упражнения с отягощениями (мешок с песком массой до 4 кг. для девушек и до 8 кг. для юношей), штанга – вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося, в зависимости от характера упражнений: приседания – до 80%, выпрыгивание – 20-40%, выпрыгивание из приседа – 20-30%.

Упражнения с отягощением.

Приседание со штангой на плечах.
Выпрыгивание из приседа с гирей в руках.
Спрыгивание с последующим выпрыгиванием вверх с поясом.
Стоя одной ногой на гимнастической скамейке, выпрыгивание вверх.

К подбору веса необходимо подходить индивидуально. Не рекомендуется сочетать в данном занятии упражнения, направленные на совершенствование точности технических приемов и развития силы. Упражнения выполняются с максимальной скоростью, повторным методом.
Современный волейбол – это атлетическая игра. Количество прыжков для нападающего удара и блока в одной партии достигает 40-50 раз. эффективное выполнение прыжковых игровых действий зависит от хорошо развитой прыжковой выносливости.

Прыжковая выносливость – способность к многократному повторению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, постановки блока, выполнения вторых передач. Мышечная работа носит локальный характер, а это значит, что она происходит в анаэробных условиях. Способность продолжать работу в безкислородных условиях, обеспечивается как анаэробными возможностями, так и волевой подготовкой.




В учебно-тренировочной группе дозировка физической нагрузки следующая:
- продолжительность одного повторения 1-3 мин. (в зависимости от вида
применяемого упражнения),
- интенсивность близкая к максимальной,
- паузы отдыха между повторами – 1-4 мин.,
- количество повторений – 5-8 раз.
Средства тренировки: прыжковые упражнения с отягощениями (тренировочные жилеты, гантели, штанги и др.) и без отягощения, прыжковые имитационные упражнения и основные упражнения по технике игры.
Методы тренировки: повторный, интервальный до отказа.

Примерные упражнения.

Прыжки со штангой на плечах, весом до 20 кг. из глубокого приседа; в одном подходе – 10-15 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками, паузы отдыха – 3-4 мин., количество повторений – 4-6.
Имитация неподвижного блокирования; в одном повторе – 20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха – 2-3 мин., количество повторений – 4-6.
Прыжки на возвышение высотой 80-100 см. (60-80 см. для девушек); продолжительность одного повтора – 20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха между повторами – 2-3 мин., количество повторов – 4-6.
Прыжки с разбега на максимальную высоту с доставанием предмета; продолжительность – пока достается предмет; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха между повторами – 3-4 мин., количество повторений – 4-5.
Нападающий удар из зоны 4 (2,3); продолжительность одного повтора – 2 мин.; интенсивность – 10-12 н/ударов/мин., паузы отдыха между повторами – 2-3 мин., количество повторений – 4-6.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Для достижения высоких спортивных результатов необходимо выполнять прыжковые упражнения круглогодично. Исходя из возрастных особенностей юных волейболистов, необходима частная организация тренировки. Чем ниже уровень общей физической подготовленности занимающихся, тем больше общеразвивающих упражнений нужно включать в занятия, тем значительнее должен быть подбор средств и использование игрового материала.
В спортивных занятиях с детьми играм и игровым упражнениям отводится гораздо больше времени, чем в занятиях со взрослыми.
Игры украшают учебно-тренировочный процесс, придают ему содержание и интерес. В игре занимающиеся проявляют свои индивидуальные особенности и преподавателю становится легче изучать их и находить к ним индивидуальный подход.
Необходимость согласованных действий в достижении общей цели во время тренировки приучают детей к коллективным действиям, стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества.
Следует отметить, что многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует их двигательной активности в школе. К 13-14 годам достигает высокого развития способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движения, ощущение расстояния, способности к анализу мышечного ощущения, улучшается координация движений.
Моя работа может быть использована молодыми специалистами: учителями физической культуры, тренерами секций по волейболу. Ведь умение высоко прыгать, позволяет эффективнее играть в нападении и на блоке не только высоким детям, но и низкорослым. Что немаловажно в работе на селе, где значительно ограничен круг отбора и высоких ребят бывает не так уж много.

Данная методика эффективно используется в работе с юными волейболистами нашей Зерносовхозской школы. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами областных соревнований по волейболу.
Итак, достоинство волейбола заключается в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения, большой зрелищности. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм – вот что привлекает в волейболе миллионы людей различных возрастов и профессий. Занятия волейболом – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ФОН, 2000.
2. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М.: ФиС, 1991.
3. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к победе. - М.: ФиС, 1983.
4. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийских видах спорта. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
6. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2000.
7. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов. - Киев: Здоровье, 1990.
8. Эйргон А., Мацудайра Я. Так побеждать. СПб.,1994.
9. Ашмарин Г.А. Теория и методика физического воспитания. М.
«Просвящение», 1990.

10. Зверев А.П. Методическая разработка по совершенствованию учебно-
тренировочного процесса по волейболу. Ульяновск. «Областная федерация по волейболу», 1992.















13PAGE 15


13PAGE 14215