Методическая разработка Развитие двигательных способностей учащихся методом круговой тренировки по баскетболу


«Высоковская общеобразовательная школа» - филиал
МБОУ «Подвязьевская средняя школа» муниципального образования Рязанский район Рязанской области
Методическая разработка
по физической культуре
« Развитие двигательных способностей учащихся методом круговой тренировки по баскетболу».
Выполнила:
Учитель физкультуры
Щурина Татьяна Анатольевна
Декабрь 2016
План.
Цели и задачи разработки.
Актуальность проблемы.
Сущность метода круговой тренировки.
Ход круговой тренировки по баскетболу.
Развитие двигательных способностей методом круговой тренировки.
Совершенствование технических приёмов игры в баскетбол.
Положительные стороны применения метода круговой тренировки.
Литература.

Цель данной разработки:
«Развитие двигательных способностей и совершенствование технических приёмов игры в баскетбол с помощью метода круговой тренировки».
Задачи:
1.Развивать скоростно – силовые и координационные способности на уроках баскетбола.
2.формировать навык самостоятельности к занятиям физкультурой и спортом.
3. воспитывать умение работать в парах и группах и выходить без конфликтов при спорных ситуациях.
Актуальность проблемы.
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
– возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;– недостаточным количеством уроков физической культуры;– массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов;– слабой материальной базой.
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них – так называемая круговая тренировка.
Сущность метода круговой тренировки.
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся и одновременно позволяет совершенствовать технические приёмы игры в баскетбол.
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.
Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий.Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса.
На уроках используются снаряды, которыми оснащен спортивный зал, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
Другое преимущество: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.
Педагогика утверждает, что нельзя назвать определенные универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, - это метод круговой тренировки.
На уроках также используется наглядное пособие – контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.
Ход круговой тренировки по баскетболу.
Мной разработаны оценочные данные круговой тренировки по баскетболу с 5 по 9 классы.
Баскетбольная площадка делится на 6 станций. На каждой размещаю опознавательный знак, на котором изображён номер станции и схематическое изображение задания. Кроме того, есть оценочные данные за каждое упражнение.
Работа на станции осуществляется в парах. Один ученик выполняет упражнение, другой осуществляет подсчёт количества раз выполнения упражнения. Результаты записываются в протоколы, которые изготавливается заранее и размещается на каждой станции. После минуты выполнения задания одним учеником, даётся одна минута на отдых и запись результата, затем к заданию преступает следующий ученик. Фактическое время пребывания на станции пары учеников – 3 мин. Учёт времени выполнения,смены учеников, отдыха осуществляет учитель.
После выполнения упражнений на всех станций результаты суммируются и выставляется оценка согласно таблицы оценочных данных круговой тренировки по баскетболу.
Развитие двигательных способностей
методом круговой тренировки.
Основными двигательными качествами, развиваемыми на занятиях с помощью метода круговой тренировки на уроках баскетбола являются:
- координация движения (ловкость);
-скоростно- силовые способности;
- выносливость.
Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
Развитию этих способностей помогают упражнения станций:
Челночное ведение мяча;
Передачи мяча из-за спины.
Координация движений очень важна в баскетболе. Ведь именно на этих способностях держится вся техника владения мячом.
Способностью проявлять свои силовые качества в кратчайший промежуток времени это и есть скоростно- силовые способности. В баскетболе это рывки, прыжки. “Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу “на втором этаже”.
Все остальные станции круговой тренировки являются по сути развивающими скоростно - силовые способности.
В качестве небольшого отягощения используется баскетбольный мяч и упражнение выполняется за определённый промежуток времени. Задача – набрать как можно больше повторений.
Совершенствование технических
приёмов игры в баскетбол методом
круговой тренировки.
Кроме того, с помощью данного метода хорошо «отрабатываются» технические приемы игры в баскетбол:
Броски мяча в кольцо (штрафные и с ближней дистанции)
Передачи мяча (в стену)
Техника владения мячом ( передачи из-за спины).
Ведение мяча (челночное)
Положительные стороны применения
метода круговой тренировки.
Применение метода круговой тренировки уже в течении нескольких позволяет выделить ряд положительных моментов используемой методики:
- является универсальной и эффективной для различных видов программы;
- позволяет включить в деятельность максимальное количество занимающихся;
-повышает динамику и плотность урока;
-позволяет снизить утомляемость занимающихся за счёт переключения с одного вида упражнений на другой;
-допускает различное использование методов в комплексе, в том числе групповой и индивидуальный.
Литература:
Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 5-7 классах: пособие для учителей / Г.П.Богданов, Н.Ж.Булгакова, Н.Н.Власова и др. – М.: Просвещение, 1985 г. – 185 с.
Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы. / Ю.А.Барышников, Г.П.Богданов, Б.Д.Ионов. – М.: Просвещение, 1985 г. – 205 с.
Макаров А.Н. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 “Физическое воспитание” / А.Н.Макаров, П.З.Сирис и др. – М.: Просвещение, 1987 г. – 304с.: ил.
Матвеев А.П. Теория и методика физического воспитания: учеб.для ин-тов физической культуры. / А.П.Матвеев, А.Д.Новиков. – М.: “Физкультура и спорт”, 1976г. – 360 с.
Павлов И.Б. Гимнастика с методикой преподавания: учеб.пособ. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 / И.Б.Павлов, В.М.Баршай, В.Н.Ихильчук и др. – М.: Просвещение, 1985 г. – 208 с.: ил.
Физическая культура в школе: научно-методический журнал/ Министерство образования Российской Федерации Издательство “Школа-Пресс”. – 1999, № 2; 2000, № 2, № 5; 2001, № 4; 2004, № 4.
Спорт в школе: научно-методический журнал/ Министерство Образования Российской Федерации. – 2003, № 22.
Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ Н.А.Фомин, В.П.Филин.- М.: “Физкультура и спорт”, 1972 г. – 180 с.