Проверочная работа по истории по теме Древняя Русь в IX — п.п. XII в.


Проверочная работа «Древняя Русь в IX - п.п. XII в.» Вариант 1
1. Что объединяет эти даты: 912, 945, 980, 1019
2. Восстановите порядок событий
А) принятие христианства Б) введение погостов и уроков В) съезд князей в Любече Г) появление свода законов Русская Правда Д) объединение Новгорода и Киева
3.Определите неверные утверждение и исправьте ошибки, указав, что неверно и как должно быть:
А) первыми русскими святыми были Борис и Глеб, сыновья Владимира;
Б) при князе Владимире Святославиче в 980 году состоялось крещение Руси;
В) Ярослав Владимирович составил первый свод письменных законов;
Г) в 1907 г. состоялся Любечский съезд, который провозгласил наследственный вотчинный характер владений.
4. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки"
а) Балтийское море - река Волхов - озеро Ильмень - река Волга - Чёрное море
б) Белое море - река Нева - Ладожское озеро - река Днепр - Чёрное море
в) Ладожское озеро - река Волхов - река Днепр - Азовское море
г) Чёрное море-река Днепр-озеро Ильмень и Ладожское-река Нева-Балтийское море
5. Дайте краткий ответ на вопрос
А) Кто составлял большую часть населения Киевской Руси?
Б) В случае стихийных бедствий крестьянин Киевской Руси мог обратиться к феодалу и взять ссуду скотом, зерном или инвентарем. Тогда он превращался в ____;
В) Власть киевского князя не была абсолютной, кем она ограничивалась?
Г) Какое событие оказало сильное влияние на развитие письменности и образования на Руси?
Д) К какому князю обращены слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул»?
6. Что объединяет приведенные понятия? Укажите их значения:
митрополит – десятина – игумен - двоеверие
7. Какие из памятников, представленных ниже, относятся к эпохе Древней Руси?
АБВ
8. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к экономике Древней Руси.
1) борть; 2) мануфактура; 3) соха; 4) ярмарка; 5) гривна; 6) вотчина.
9. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами
А) «И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр»
Б) «3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).
6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну»
1) Описанные события происходили в Киеве.
2) В тексте упоминается крупная денежная единица в Древней Руси
3) Приказ об уничтожении идолов отдал князь Ярослав Мудрый.
4) Документ регулировал морально-нравственные отношения между людьми.
5) Уничтожение идолов произошло вскоре после похода на Корсунь.
6) Данный текст был первым письменным сводом законов на Руси.
10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбием, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, (этот князь) наставленный в человеколюбивых правилах христианских, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные» (Н.М. Карамзин).
1. Назовите имя князя, о котором ведется речь в тексте?
2. В чем видит историк главные заслуги великого князя?
3. Назовите основные факты, связанные с принятием христианства Русью.
4. Какое значение для цивилизационного развития России имело это событие?
5. Какие «дела государственные» великого князя, помимо крещения Руси, имел в виду историк?
Проверочная работа «Древняя Русь в IX - п.п. XII в.» Вариант 2
1. Что объединяет эти даты: 964-966, 1036, 1068
2. Восстановите порядок событий
А) Создание «Правды Ярославовичей» Б) Начало правления Владимира Святославовича В) Разгром Хазарского каганата Г) Правление князя Владимира Мономаха в Киеве Д) Принятие христианства на Руси
3. Определите неверные утверждение и исправьте ошибки, указав, что неверно и как должно быть:
а) Владимир Мономах стал Великим князем киевским по приглашению киевского вече в 1003 году;
б) Ярославичи дополнили «Русскую Правду» Ярослава Мудрого «Правдой Ярославичей» в 1072 году;
в) на правление Ярослава Мудрого приходится расцвет Руси и оформление конституционной монархии;
г) Княгиня Ольга провела своеобразную реформу, установив порядок размеры полюдья.
4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
А) образование империи Карла Великого
Б) крещение Руси
В) Столетняя война между Англией и Францией
Г) строительство Золотых ворот в Киеве
5. Дайте краткий ответ на вопрос
А) Какой князь прибил щит на ворота Царьграда?
Б) Как называли форму взимания дани с подвластного населения?
В) Какое произведение начиналось словами «Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить»?
Г) О ком речь: «Он построил новые церкви, открывал при них школы. При нем был открыт Киево-Печерский монастырь. Он был грамотным и образованным человеком, покупал за границей много книг, читал их «днем и ночью»?
Д) Как называлось зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам?
6. Что объединяет приведенные понятия? Укажите их значения:
князь – бояре – вече – наместники
7. Какие из памятников, представленных ниже, относятся к эпохе Древней Руси?
АБВГ
8. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к быту Древней Руси.
1) хоромы; 2) береста; 3) пальто; 4) мозаика; 5) парик; 6) вервь.
9. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами
А) «И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр»
Б) 3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).
6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну
1) Описанные события происходили в Киеве.
2) В тексте упоминается крупная денежная единица в Древней Руси
3) Приказ об уничтожении идолов отдал князь Ярослав Мудрый.
4) Документ регулировал морально-нравственные отношения между людьми.
5) Уничтожение идолов произошло вскоре после похода на Корсунь.
6) Данный текст был первым письменным сводом законов на Руси.
10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Из берестяных грамот XI—XV вв.
«1. Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал: «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты — мой, а я — твой!»
2. Oт Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.
3. Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».
Вопрос: какую информацию о повседневной жизни новгородцев несут берестяные грамоты? Сделайте не менее трех выводов.
*Использован ряд заданий из «Методического пособия к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова «История России с древнейших времен до XVI века» Е.В. Симонова