Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествие


Тема: «Древняя (Киевская) Русь
в IX-XI веках»Урок – путешествие
Подготовила учитель ДОШ № 144
Резниченко Т. Е.
г. Донецк
Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI векахУрок – путешествие
Цель: - Ознакомить учащихся с процессом становления Древней (Киевской Руси) при первых князьях в IX - первой половине X века; укрепления Руси в середине X века, во время княжения Ольги, князя Святослава; ознакомить с реформами, проводимыми князьями Владимиром Великим и Ярославом Мудрым; - Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности;
- Воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности исторических деятелей; активизировать познавательный интерес к изучению истории.
Задачи:
- Ознакомить с хронологической последовательностью и деятельностью князей на Руси;
- Научить использовать новые исторические понятия и термины;
- Развивать навыки работы с историческими документами, картой
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, урок – путешествие
Оборудование: карта «Русь в IX-XI вв.»; дополнительная литература для работы в группах; портретная галерея князей Руси; выдержки из «Повести временных лет», «Русской правды», эпиграф; схемы; эмблема с изображением князей; изображение чемодана и корзины, рисунок «Полюдья», «В славянском поселке»; мультимедийная доска, проектор, презентация «Древняя Русь», видеоролик «Сказание о Крещении Руси»
Понятия и термины: Русь, «Повесть временных лет», варяги, христианство, «Русская Правда», Золотые ворота, Софийский собор.
Дата: 988 год – принятие христианства на Руси
Ход урока:
I.Организационный момент:1) Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места.
II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся:Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать появление и развитие Древнерусского государства - Киевской Руси (слайд № 1 презентации «Древняя Русь»)
С этой целью я хочу предложить вам совершить путешествие в далекую Древнюю Русь. Но перед тем, как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Это поможет сделать наше путешествие интересным, полезным и запоминающимся.
1)Фронтальная беседа и использование слайдов презентации «Древняя Русь»:
- Какой древний народ, населявший Восточную Европу и наш край, является нашим давним предком? (славяне)- Как жили славяне? (семьями, племенами) (слайд № 2 «Древнее поселение у славян»)
- Кто правил славянскими племенами? (князья, старейшины)- Каковы были основные занятия древних славян? (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля)
2) Работа с картой (показать территории расселения славянских племен)Вывод: Каждый народ, живший на территории нашего края, оставил след в его истории, но нашими непосредственными предками являются славяне, именно на землях славянских племен образовалось в IX веке первое государство у славян – Русь.
3) Работа с понятием (слайд презентации № 4)
Русь – первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Согласно летописи «Повести временных лет» (ученики вспоминают, кто автор этого исторического источника) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности:
Учитель: – Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашому уроку:
Гордиться славой предков
Не только можно, но и должно
А.С. Пушкин
- Как вы понимаете значение этих слов?
Проблемные вопросы:1. Кто такой Рюрик?2. Почему князь Владимир - Великий?3. Почему Ярослав - Мудрый?
ІV. Объявление темы, плана, целей и задач урока:
Учитель: – Записываем тему, план урока в тетрадь
План:
Русь в IX - первой половине Х века.
Князь - Владимир Великий: крещение Руси.
Киевская Русь при Ярославе Мудром.
Учитель знакомит учащихся с задачами урока и ожидаемыми результатами на конец урока: «После этого урока ученики смогут...»
V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учеников:
1) Слово учителя: Русь – это объединение нескольких славянских племен в единое целое. - Дети, как вы думаете, с какой целью славяне объединялись? (противостоять внешним врагам)
Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», первоначально связывал основание государства у славян с личностью князя Кия. « Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трех горах…Кий начальствовал в роде своём… Потомки его княжили среди полян»
(детям предлагается самостоятельно прочитать легенду о Кие, Щеке, Хориве)
Кий- легендарный князь полян, основавший столицу Киевской Руси – город Киев - «Мать городов русских» (слайд презентации «Древняя Русь» № 3 )
Далее Нестор рассказывает о призвании варягов (работа с понятием устно) в Новгород (слайд № 5 - 8 )
- Кто такой Рюрик? Легендарный основатель древнерусского государства.
- Что означало выражение - «призвать варягов»? Метод «микрофон»
Учитель: - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Древней Руси (Один из учеников выполняет роль «Нестора – Летописца» и зачитывает отрывок из «Повести временных лет» о приходе к власти Рюриковичей)
«В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варягу Рюрику (слайд № 9) Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, (работа с картой) установил границы своих владений, обложил все население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих земель от вражеских нападений»
2)Работа с предложенной схемой; ознакомление учащихся с хронологической последовательностью правления князей на Руси:
Схема на доске:
Кий (серединаVII ст.)
Дир (середина IXст.)
Аскольд (середина IXст.)
Олег (882–912)
Игорь (912–945)
Ольга (945–957)
Святослав (957–972)
Владимир (980–1015)
Ярослав (1015–1054)
3)Слово учителя, «Нестора – Летописца»: Повествование о княжении Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Использование слайдов презентации «Древняя Русь» № 10 – 16
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам…»
«Олег воевал с племенами северян и радимичей. Победил их и обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907г. совершил успешный поход на Византию».
«…Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь»
«Нестор-летописец» рассказывает отрывки о походе Игоря против древлян и мести Ольги. Использование слайдов презентации «Древняя Русь»
«Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже дань все-таки соберу. Она не велика: 3 голубя, да 3 воробья с каждого двора». «Ольга - мудрейшая среди мужчин, имела дипломатический талант» ,- говорит «летописец».
«Легко и неслышно ходил он в походах как барс, не вез за собой обозов с котлами. Не возил он и шатров расписных, спал как простой воин, подложив седло под голову. Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника: «Иду на Вы» (слайд презентации № 16 с описанием походов Святослава)
«Нестор-летописец» зачитывает отрывок, характеризующий простоту, храбрость, военный талант, честность князя. 
4) Учитель:
Во времена княжения Ольги и Святослава произошло укрепление Древней Руси
(на доске эмблема с изображением имен князей Руси)
Русь
Русь
Святослав
Аскольд
Кий
Київська
Русь
Київська
Русь
ий
Ольга
Игорь
Олег
5)Учащиеся заполняют таблицу «Потомки Рюрика, первые князья на Руси» в тетрадях на основании материала презентации «Древняя Русь»; оценивается работа через взаимопроверку учениками.
«Первые князья на Руси, их деятельность»:
Олег Игорь Ольга Святослав 6) Учитель: Продолжаем путешествие по Древней Руси и сейчас мы встретимся со следующим князем, Владимиром Великим – Красное Солнышко
«Нестор-летописец»: в правление Владимира Святославовича произошло одно из самых важных событий - в 988 г. Русь приняла христианство (работа с понятием)
Историческое значение Крещения Руси:- Способствовало укреплению Руси.- Способствовало развитию письменности, зодчества, иконописи. - Повысило международный авторитет Киевской Руси
7) Детям предлагается просмотреть видеоролик «Сказание о Крещении Руси»
http://www.openclass.ru/sites/default/files/lesson/2013/01/__11448.3gp
8) Составление схемы-портрета по окончании просмотра видеоролика:
Владимира называли Святым
Владимир
Нарисуем вокруг него нимб:
Владимира называли «Солнышком»

Владимир
Нарисуем лучики солнца


Владимира называли Великим
Владимир

Покажем это!
9) Работа в малых группах:
Составление схемы на основе презентации (слайд № 17 – 18):
Укрепил ? Воевал ?

Почему
Владимир
Построил? Великий? Создал ?

10) Учитель: Преемником Владимира Великого стал.......
«В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета» (слайд презентации № 19)
Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси (слайд № 20) Мы продолжаем путешествие по Руси XI века. Но наше время пребывания в древнем Киеве ограниченно - всего 10 минут. «Нестор» проведет нас по самым важным достопримечательным местам древнего города. Чтобы как можно больше узнать, разделимся на группы, а потом поделимся своими впечатлениями.1-я группа выяснит, в каких отношениях был князь Ярослав с соседями Руси.2-я группа познакомится со сводом Ярославовых законов - «Русской правдой».3-я группа «осуществит» экскурсию по Софийскому собору.4-я группа «осуществит» экскурсию по городу Киеву и поделится впечатлениями. (Одновременно учитель демонстрирует слайды «Золотые ворота», «Софийский Собор» слайды № 21 - 22)
11) Учитель предлагает ученикам составить схему на основе полученных знаний:
Укрепил Международный
Русь авторитет
Ярослав Мудрый

Создал Построил
законы Софийський собор
Открыл школу, библиотеку
12) Метод «Пресс»: почему Ярослава называют Мудрым?
VІ. Осмысление новых знаний и умений:Учитель: Дети, а сейчас у нас есть возможность, благодаря «Нестору – Летописцу», который сегодня помог нам узнать много нового и интересного о жизни наших предков, древних славян и их правителей, «встретиться» с героями «Повести временных лет» (Использование слайда № 23 «Гости из прошлого»)
«Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне – предводителе варягов. Назовите мое имя: (Рюрик)
«Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня» (Олег)
«Вы не князья и не княжеского рода. А вот- сын Рюрика» (Игорь)
«Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья» (Ольга)
«Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» (Святослав)
«Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг» (Владимир)
«В Софийском соборе: его портрет. Этому князю собор обязан своим появлением» ( Ярослав Мудрый)
Подведение итогов «встречи».
Таким образом, наше путешествие по Древней Руси подошло к завершению. Давайте поразмышляем, что можно позаимствовать из жизни славян в Древней Руси, от князей Руси, а что стоит оставить в IX - XI веках. Свои размышления запишите на листиках. То, что вы взяли бы с собой, в ХХІ век, прикрепите на этот дорожный чемодан, а то, что остается в прошлом - вот на эту старую корзину. (Учитель прикрепляет на доске рисунки чемодана и корзины)
VІІ. Подведение итогов урока:1) Заключительное слово учителя:Дети в течение урока мы с вами совершили увлекательное путешествие по Древней Руси :
- Что нового вы узнали?- Что запомнилось? Метод «Микрофон»2) Оценивание учебных достижений учащихся:(определяются самые активные ученики)
VІІІ. Инструктаж по домашнему заданиюПроработать записи в тетради; понятия и термины;Написать сочинение – эссе:1. «Святослав Храбрый - выдающийся полководец Руси».2. Вы - русский летописец. Составьте «Слово - похвалу князю Владимиру».VII.Рефлексия
«Я» доволен своей работой на уроке на уроке «Мы»: насколько мне помогли одноклассники? «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?