ЛЕКЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА»


КСКОУ ОО «Кромская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Лекторий длая молодых педагогов
на тему:
«Обучение как важнейшее средство коррекции и развития умственно отсталого ребенка»
Подготовила
Педагог-психолог
Лебедянцева О.В.
Средства коррекционной работы, которыми располагает специальное коррекционное образовательное учреждение, различны. Более существенные из них следующие:
обучение
трудовая деятельность
игровая деятельность
общественно полезная деятельность
лечебно-оздоровительная деятельность
Исследования по отдельным вопросам коррекции и развития аномального ребенка экспериментально доказали ведущую роль обучения в коррекции недостатков познавательных процессов детей-олигофренов.
«Обучение умственно отсталых детей должно носить коррекционно-воспитательный характер ( Ж.И. Шиф ). Это значит, что в общем процессе передачи знаний следует обеспечить развивающее активное усвоение и одновременно коррекционное воздействие. Только таким образом обучение станет решающим средством подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе.
Учитель, организуя и руководя познавательной деятельностью учащихся, помогает им не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и формирует познавательные процессы: развивает внимание, наблюдательность, восприятие, память, речь, мышление. Развиваются и эмоционально-волевые качества (интерес к познанию, настойчивость, работоспособность, прилежание).
В процессе обучения осуществляется и воспитание личности (у учащихся воспитывается стремление для борьбы с отрицательными явлениями и готовность к активному включению в общественно полезный труд).
Таким образом, обучение и воспитание учащихся сливаются и направлены па развитие личности.
Следовательно, в тесной связи с развитием у обучения есть большие возможности для системного и планомерного коррекционного воздействия на психофизическое развитие учащихся: развивать детскую наблюдательность, расширять круг их представлений и понятий, научить мыслить.
Обучение выполняет свое предназначение, если дает возможность детям действовать с предметами, решать познавательные задачи (отвечать на вопросы, поставленные учителем или возникшие у учеников), находить решения или ответы, совершая практические работы, наблюдения, экскурсии.
Коррекция дефектов, сопутствующих учащимся в процессе обучения, не совершается автоматически при выполнении учебных действий и деятельности. Этого можно достичь, соблюдая определенные требования:
а) соответствие между учебным материалом и познавательными возможностями учащихся. Это соответствие подчиняется низкому развитию познавательных возможностей воспитанников вспомогательной школы и совершается по двум линиям. Одна касается объема, сложности и структуры учебного материала. Объем учебного материала обеспечивает максимальную нагрузку учащихся, не вводя их в состояние охранительного торможения.
Структура учебных действий и практических занятий проста, а уровень обобщенности низкий: не предусматриваются для усвоения сложные понятия, ограничено число фактов, подробно объяснены способы действий, практические действия включают небольшое число и простые умственные операции. Более трудные понятия и способы действий следует разлагать на составные их части и изучать в отдельности.
Таким образом, и объем, и сложность, и степень обобщенности, и способ подачи — все это предусмотрено для учащихся с недоразвитием сложных форм психической деятельности — в абстракции и обобщении.
Вторая линия адаптирования учебного содержания состоит в повышении уровня познавательных возможностей учащихся. Достигается это с помощью пропедевтических занятий;
б) повторяемость в обучении. Характерной особенностью умственно отсталых учеников является ограниченность их любознательности, слабая восприимчивость к новому, низкая продуктивность при восприятии информации, особенно словесной, и быстрое ее забывание. Для внесения коррективов в эти особенности учащихся совершается несколькократное предъявление нового (объяснение, показ, совместное выполнение) и частое повторение уже усвоенного. Повторение совершается и по ходу овладения новым (повторяются те моменты выученного, которые имеют связь с новым) и при закреплении данной темы, раздела или части учебного содержания, делая коррективы в неверно усвоенном. С помощью повторений приводятся в систему отдельные факты, понятия и суждения, усвоенные учащимися в разное время. Главное предназначение повторения — укрепить условные нервные связи, отсрочить забывание, привести в систему основное, существенное, то, что ученикам следует помнить долгое время. Но частая повторяемость наряду с положительными сторонами ведет и к негативным явлениям — снижает интерес и активность. Снижение этого недостатка повторения достигается с помощью разнообразия содержания и формы повторяемости. Кроме большей заинтересованности, разнообразие делает нервные связи лабильными, гибкими.
в) упражняемость. Ее сущность в вовлечении учащихся в деятельность, включающую преодоление посильных трудностей и препятствий. Здесь коррекционный эффект достигается с помощью предоставления учащимся возможности проявлять самостоятельность при решении задач, ограничения расчлененности действий и наглядности. Упражняемость реализуется успешно, когда вовремя обнаруживается достигнутая компенсация. Например, если уже достигнута нужная сенсорная база и ученики овладели нужными приемами для совершения нужных действий, следует немедленно перейти к упору на умственные операции и абстрактное мышление, т. е. вовремя следует совершить переход к внутреннему плану действий, к интериоризации;
г) замедленный темп обучения. Его необходимость обуславливается ограниченностью подвижности нервных процессов, благодаря чему познавательная деятельность протекает замедленным темпом. Поэтому и обучение ведется замедленным темпом: усвоение знаний протекает медленно, увеличивается время на демонстрирование предметов, более длительное время рассматриваются наглядные средства, дается больше времени на придумывание ответа, на задание вопросов и на решение практических задач. Замедленный темп обучения — обязательное условие для сознательного овладения знаниями и коррекции в отклонении развития учащихся;
д) наглядность. Она обусловливается ограниченными возможностями учащихся к абстрагированию и обобщению. Это мешает им вникать в сущность явлений и требует организации обучения на предметно-наглядной основе, т. е. превращение наглядности в очевидность. Более важные функции, которые выполняет наглядность во вспомогательной школе: уточнение и расширение сенсорной базы учащихся (дети соотносят свои представления с действительными предметами и уточняют, дополняют и конкретизируют). Этим создаются верные и точные представления о предметах и явлениях окружающей среды. С помощью наглядности преодолевается недифференцированный характер восприятия учащихся: они учатся выделять определенную часть для специального рассмотрения, делают сравнения, вникают в сущность воспринимаемого, отделяют главное от второстепенного. Наглядность помогает ученикам правильно использовать средства языка (слова, понятия) для выражения отношений, которые ученики наблюдают в окружающей среде, и предохраняет их от бессодержательной речи, изображающей их отношения с действительностью: в одних случаях речь тесно связана с сенсорным образом и выполняет только номинативную функцию. В других случаях она отрывается от непосредственно воспринятого образа и становится праздной, бессодержательной. Наглядность в обучении приобретает коррекционно-воспитательную значимость в зависимости от умения учителя руководить наблюдением: использоватъ максимально наглядность в начальных классах и вовремя уступать место словесной наглядности, словесно-логическому пути овладения знаниями. Злоупотребления наглядностью, а также словесными объяснениями одинаково мешают коррекционно-развивающему характеру обучения.