Конспект урока по технологии Вышивка бисером


Тема: «Вышивка бисером»
Цель: Развить интерес обучающихся к декоративно-прикладному искусству, научить использованию традиционного вида рукоделия в современной жизни. Ознакомить с различными приемами работы для вышивания бисером.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия.
Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.
Развивающие:
Развивать творческое мышление обучающихся, фантазию, чувство прекрасного.
Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
Воспитывать аккуратность при работе, внимательность и любовь к декоративно - прикладному творчеству.
Оборудование: готовые изделия, раздаточный дидактический материал, материалы и инструменты для вышивки бисером, работы обучающихся и учителя.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: словесный, наглядный.
Форма проведения:
словесные -рассказ, объяснение;
наглядные -различные приемы вышивания бисером, образец выполнения;
практические -выполнение различных приемов вышивания бисером.
Межпредметные связи: история, ИЗО, МХК.
Место проведения: учебно-производственная мастерская.
Ход урока.
I. Организационная часть: (3 мин.)
1. Проверить присутствующих обучающихся по списку.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Изучение нового материала: (20 мин.)
1.История вышивки бисером
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире. Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
2. Материалы и инструменты для вышивки бисеромИглы: Тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12.
Если бисер настолько мелкий, что в него не проходит бисерная игла, можно поступить следующим образом: 1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку. 2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать, пока она высохнет.Бывает очень трудно вставить нить в крошечное ушко иглы,
здесь можно поступить следующим образом: 1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться. 2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл.Нитки: Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась
в процессе работы. Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки. Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.Пяльцы или подрамник: При вышивании бисером очень важно, чтобы полотно было хорошо натянуто. Очень удобны пяльца на стойке и те, которые можно прикрепить к краю стола или на ручке кресла - тогда обе руки будут свободны. Для больших и объемных полотен нужны большие прямоугольные пяльцы, в которых уместится весь рисунок, т.к. объемная вышивка не позволит передвинуть изделие. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.Ткань для изделия, канва или тюль: Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Поэтому обычно стараются шить по ткани, которая способна выдержать вес бисера. Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок. По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы со схемами, которые можно купить в отделах по рукоделию, либо взять схемы с нашего сайта (схемы для вышивки и ткачества бисером). Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы. Вышивка по сутажу и тюлю была очень популярна в XIX веке. Использовалась для создания невероятно красивых и воздушных праздничных и вечерних нарядов, шалей, воротников, украшений. Вы тоже можете поэкспериментировать с тканями.
Ножницы: Маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для обрезания кончиков нитей. Обычные ножницы, для обрезки  кожи при создании украшений на кожаной основе. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.
Наперсток: Металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец. Используется для проталкивания иглы через материал на плотной основе.
3. Основные приемы работы.
Шов «Вперед иголку»
Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.Шов строчной
Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.Шов стебельчатый
При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.Шов вприкреп Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины. Шов «Монастырский»
На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке,
делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.
III. Практическая часть. (35 мин.)
1. Вводный инструктаж.
сообщение названия практической работы;
цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы: «вперед иголку», строчной, стебельчатый, вприкреп, «монастырский»;
ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;
ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;
провести инструктаж по технике безопасности.
Правила техники безопасности при работе с бисером.
Опасности в работе: повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; вкалывать иглы и булавку только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
2. Самостоятельная работа обучающихся.
3. Текущий инструктаж:
проверка организации рабочих мест обучающихся;
проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
инструктирование по выполнению задания;
оказание помощи отстающим обучающимся.
IV. Заключительная часть: (12 мин.)
анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
разбор типичных ошибок обучающихся;
выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;
оценка результатов работы обучающихся.
V. Уборка рабочих мест. (2 мин.)
VI. Рефлексия: (10 мин.)
На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки бисером. Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки бисером, приступили к выполнению работы.
С какой новой вышивкой вы познакомились?
Как давно зародилась вышивка бисером?
Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
Какие ткани можно использовать для основы при вышивке бисером?
Где можно применить этот вид творчества?
VII. Оценка работы: (6 мин.)
сообщить обучающимся о достижении целей урока;
оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;
выставить оценки в журнал.
VIII. Домашнее задание: (2 мин.)
ткань 40 × 50 см.;
бисер;
игла, ножницы, пяльцы, нитки или мулине;
рисунок для вышивки.