Тема урока: «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!».


Тема урока: «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!».
Цель урока: Музыкальное обращение к Богородице.
Задачи урока:
Рассказать детям о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы.
Сопоставить и разучить молитвы.
Воспитание интереса к духовной музыке.
Музыкальный материал: «Радуйся, Мария!» Ф. Шуберт, «Богородице Дево, радуйся!» С. Рахманинов
Новые понятия: Музыкальная молитва; «Аве, Мария!».
Проблема урока: Что такое музыкальная молитва?
Прогнозируемые результаты: Иметь представление о жанре музыкальная молитва. Расширение кругозора детей.
Дополнительный материал: презентация, видео материалы.
Ход урока.
Организационный момент.
На первом уроке второй четверти целесообразно обобщить музыкальные впечатления детей, связанные с днями осенних школьных каникул. Основой для вступительного раздела урока могут послужить программы на тему: «День, полный событий», которые самостоятельно составили учащиеся.
Работа с презентацией.
знакомство учащихся с музыкой песни-молитвы австрийского композитора Франца Шуберта (1797–1828) «Аве Мария». Перед восприятием этого сочинения, написанного на текст шотландского поэта Вальтера Скотта, можно рассмотреть с детьми алтарную картину «Сикстинская мадонна» гениального итальянского художника XV в. Рафаэля Санти (слайд 2-3).
Пусть ребята, всматриваясь в картину Рафаэля, попытаются определить, какой может быть музыка, выражающего чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства). Наверное, учащиеся, прежде всего, скажут, что эта музыка должна быть задумчивая, ласковая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу мадонны – матери Иисуса Христа.
Песенность лучше всего передает лирические, поэтические чувства. В подтверждении их высказываний прозвучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Эта музыка, полная большой внутренней силы, – торжественности и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Важно подвести ребят к выводу об удивительном сочетании в этих произведениях живописи и музыки простоты и величия, отражающих богатство души человека; подчеркнуть, как изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного. Музыке и картине созвучны и стихи поэтов – итальянского Данте и русского А. Фета.
Стихотворение А.Фета “Ночь тиха”
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой,
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи –
И за Ангелами в вышних.
Славят, бога пастухи.
Ярко тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным проник.
Обратите внимание учащихся на высокий чистый одухотворенный голос исполнителя молитвы «Аве Мария» – итальянского мальчика-певца Робертино Лоретти (дискант), красоту сопровождения (орган, струнные инструменты).
К известной молитве «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. На уроке дети могут услышать инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Возможно, следует назвать третьеклассникам только название пьесы – прелюдия, но озадачить их определением тембра музыкального инструмента, на котором исполняется эта пьеса, следует. Это – клавесин, предшественник современного фортепиано.
Можно прослушать и петь «Аве Мария» КаччиниДети знакомятся с другой молитвой Божией Матери, сочиненной русским композитором С. Рахманиновым «Богородица Дево, радуйся». Хор «Богородице Дево, радуйся» из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» – звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви. В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди? Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)? Для того, чтобы дети лучше запомнили эту музыку, на с. 42 Учебника предлагается нотная запись главной темы, которую рекомендуется спеть со словами или вокализом, на какой-либо слог.
На уроке могут прозвучать песни о самом дорогом и близком человеке – о маме. Возможно также исполнение песен о родном крае, о природе. Темы этих песен созвучны теме материнства. Ведь такие важные для детей понятия можно соединить со словами мать, матушка, материнская: Родина-мать, Земля-матушка, Мать-природа, материнская Любовь.
Домашнее задание. Рассказать стихи о маме, Родине, родном крае.