Конспект урока изобразительное искусство на тему Картина – пейзаж


МОУ Краснореченская средняя школа
урок по изобразительному искусству
учитель Лаврентьева В.Н.
Тема: Картина – пейзаж
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настрое-
ния и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе на доске.
Литературный ряд: стихи о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия»
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/
Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/
Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?
III. Сообщение темы и цели урока.(слайд 1)
IV. Работа по теме урока.
1.Жанр - пейзаж. (слайд 2)
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкй дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
У: Итак, пейзаж – это изображение природы .(слайд 3)
- Посмотрите на слайд и определите какие репродукции художников здесь лишние и почему? (слайд 4)
У: Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?
Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин!
У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.
У: А как меняется? Что вы наблюдали?
Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
У: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
2. Пейзажи 19 века. (слайды 5 – 8)
3.Знакомство с видами пейзажей. (слайды 9- 11)
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
4. Чтение стихов о природе.
1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,
ПОДТАЯЛА СОСНА,
ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.
ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:
"ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!"
А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ
С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.
З. Александрова
2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!
ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,
В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
А.С. Пушкин
3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,
И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;
ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ
ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:
М.Ю. Лермонтов
4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,
БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,
И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.
И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ
А.С. Пушкин
5. Пейзажи России. (видеоролик, слайд 12)
Учитель: Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.
6. Детские пейзажи.(слайд 14)
- Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.
- Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.
V. Практическая работа.
А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?
(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры  или по  представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
  Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Итог урока. Выставка работ учащихся.
Что такое «пейзаж» ?
Как называют художников, рисующих природу?
Как правильно строить композицию пейзажа?
Назовите известных вам художников-пейзажистов.
Демонстрация наиболее удачных композиций. Оценки за работу.