Конспект по биологии взаимодействие генов (9класс)

Тема: Взаимодействие генов.
Цель - создать условия для грамотного восприятия учебного материала; способствовать формированию знаний о видах взаимодействия генов в генотипе;
- способствовать развитию умения работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное; совершенствовать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами, символами генетики;
формировать умение излагать свою точку зрения, оппонировать;
- содействовать эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения, собственных убеждений.

Ход учебного занятия.

Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего задания.
1. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Заслушиваются ответы каждой группы.
Группа №1.
1. Наука о наследственности и изменчивости
А) цитология Б) селекция
В) генетика Г) биология

2. Фамилия чешского ученого генетика
А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) Н. Вавилов

3. Г. Мендель использовал метод:
А) генеалогический Б) цитогенетический
В) гибридологический Г) биохимический

Группа №2.
1. Фенотип это:
1)способность одного гена контролировать несколько признаков;
2)совокупность внешних и внутренних признаков организма;
3)совокупность всех генов организма;
4)способность множества генов контролировать один признак.

2. Генотип это совокупность:
1)всех генов популяции
2)всех генов организма
3)генов, расположенных на половых хромосомах
4)генов всех видов, образующих биоценоз

3. Аллельными называются гены:
1)расположенные рядом в одной и той же хромосоме
2)любые в гомологичных хромосомах
3)расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие развитие одного и того же признака
4)расположенные в одной и той же хромосоме на значительном расстоянии

Группа №3.
1. Генотип ВВСс образует гаметы:
1)В и С 2) В,В и С,с 3)В,С и В,с 4) В,В,С и В,В,с

2. Гомозиготными называются организмы, которые:
1)образуют один сорт гамет
2)при скрещивании друг с другом дают расщепления
3)несут только доминантные гены
4)несут только рецессивные гены

3. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:
1) моногибридная 2)дигибридная
3)доминантная 4)рецессивная

Группа №4.
1. Т. Морган для своих экспериментов использовал
1)горох 2)белых мышей
3)мушку дрозофилу 4)крупный рогатый скот

2. Т. Морган является первооткрывателем явления:
1)независимого расщепления;
2)чистоты гамет;
3)единообразия гибридов первого поколения;
4)сцепленного наследования признаков.

3. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.
1) ааВb 2)aabb 3)АаВb 4) ааВВ

2. Три группы работают с заданием на соответствие. 4 группа – с кубиком Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Докажи», «Перечисли» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика.

Соотнеси понятия и определения
Понятия
Определения

1. Ген

А. Способ передачи наследственной информации от родительских организмов в ряду последующих поколений.


2. Доминантный признак

Б. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).


3. Рецессивный признак
В. Наука о наследственности и изменчивости организмов.


4. Генетика

Г. Участок ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.

5. Наследование

Д. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.


6. Изменчивость
Е. Потомки от скрещивания.


7. Гибрид

Ж. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.



1
2
3
4
5
6
7










Актуализация опорных знаний.
Работа со словарем (понятие «ГЕН»).
Изучение новых знаний. Презентация.
Запись темы в тетрадь, объявление цели урока (цели урока формулируются вместе с учащимися). Слайд 1.
·

1. Рассматривание схемы «Взаимодействие генов». 1)Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. 2) Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность, кооперация.

2. Кодоминирование. (Объяснение учителя с элементами беседы).

3. Постановка учебной задачи путем решения учащимися исследовательской задачи
К 20-м годам XX века генетикам было известно, что Г. Мендель в опытах встретился с самым простым наследованием: 1 признак ––1 ген –– 1 хромосома. Т. Морган установил, что неаллельные гены, расположены в одной хромосоме близко друг к другу, наследуются вместе. В результате формируются два фенотипических класса, повторяющих признаки родительских особей.
Как же объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами, гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 в F2 наблюдалось расщепление по фенотипу 9: 7, то есть 9/16 с пурпурными цветами, а 7/16 с белыми?
Поиск ответа, работа с учебником, справочным материалом.
Дано:
А – ген, обуславливающий синтез пропигмента;
а – ген, обуславливающий отсутствие пигмента;
В – ген, определяющий синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пигмент;
в – ген, определяющий отсутствие фермента;
F 2 9 пурпурных: 7 белых
Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов.
4. Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары. (Самостоятельная работа учащихся 1-2 групп с текстом учебника с последующим обсуждением)..
5. Полимерное действие генов. (Самостоятельная работа учащихся 3-4 групп с текстом учебника с последующим обсуждением ).
6. Плейотропность – множественное действие гена. (Объяснение учителя).
Динамическая пауза.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали ( ходьба)
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, ( руки в стороны)
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Закрепление новых знаний.
Решение задач на взаимодействие генов. Слайд 9-11.
Задача 1.
Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых?
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Задача 2.
У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?

Решение задачи
Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания Р
·AAbb белый Ч
·aaBB белый
гаметы Ab aB
F1 AaBb
розовый
100%

Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.

Схема скрещивания F1
·АаBb розовый Ч
·AаBb розовый
гаметы AB Ab aB ab AB Ab aB ab
F2 A*B*розовый 9/16 A*bb aaB* aabb белый 7/16
Ответ
В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.

Подведение итогов.
Информация о домашнем задании. Слайд 13.
1. Изучить §3.9, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание. Составить задачи на наследование групп крови и цвета кожи у человека и решить их.



Заголовок 115