Детские общественные объединения как институт социализации подростков


Ю. Морозова
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждается проблема выживания детских общественных организаций (ДОО) и объединений в новых политических и социально-экономических условиях.
Переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиции современной теории воспитания, необходимо сформулировать и обосновать педагогическую концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе социального воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях. В нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.
Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становиться хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы). Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищённость, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит конституции РФ, Закону об общественных объединениях. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т. д., чаще с участием взрослых, дети сосредотачивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.
Проведенное исследование на базе МОУ СОШ № 101 позволило сформулировать вывод о перспективности создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы. Это определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательных потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей.
Мы провели опрос среди подростков 5-7 классов путем анкетирования, что помогло выявить осведомленность подростков о ДОО и степень их занятости во внеурочное время.
Исследования, проведенные осенью 2014 года и охватившие активы школ № 89, 101, 128, показывают, что 69 % опрошенных детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников-единомышленников. Очевидно, дети осознают необходимость объединения. На вопрос: «Есть ли в вашей школе возможность занять интересным делом?» положительно ответили 60 % школьников. Они называют участие в детской организации, занятия в кружках по интересам, КТД. На опрос: «Если тебе представиться возможность выбора детской организации, то в какой из них ты хотел бы состоять?» лишь 14 % ответили, что хотели бы состоять в пионерской организации, 78 % хотят состоять в организациях по интересам, остальные предложили свои варианты. Участие в работе детской организации обучающимся нужно, прежде всего, для защиты прав и интересов ребят перед учителями и администрацией школы – 56,5 %; что бы интересно проводить свободное время – 52,6 % ( в том случае, когда выбирают несколько вариантов), лучше подготовиться к взрослой жизни – 31,5 %. И главной задачей, по мнению ребят, должно стать развитие их способностей – 63 %.
Подводя итоги опроса школьников, были определены цели и задачи: выявления лидеров, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обмен опытом работы уже существующих детских организаций школ города.
Конечным результатом стало создание городской детской организации «Пламя». На базе подросткового клуба «Знай и Умей» совместно с социальным педагогом МОУ СОШ № 101 нами была разработана программа добровольческой деятельности «Волонтерское сердце». Состав – учащиеся 5-10-х классов.
Волонтеры ставили перед собой задачи:
- благоустройство приусадебных участков ВОВ;
- участие в акциях городского уровня;
- подготовка концертных программ на базе КТТ «Знай и Умей» для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, ветеранов ВОВ и пр.
Подростки, активно принимавшие участие в жизни отряда, были награждены волонтерскими книжками, сто сыграло не малую роль стимулирования их на дальнейшую деятельность в свободное от учебной деятельности время.
По истечении года работы был проведен опрос среди членов ДОО «Пламя» с целью выявления того, что им понравилось в работе, что хотели бы добавить, изменить. Ответы членов ДОО «Пламя» были такими:
- забота о природе (43,5 %), о старых и больных людях (38,8 %), о детях инвалидах (35,8 %), о младших (24,4 %), о городе (20,6 %);
- Помощь семье (30,1 %);
- дружба с ребятами из разных стран (28,5 %);
- борьба с недостатками в окружающей жизни (20,6 %);
- участие в научных открытиях, изобретениях (19,4 %);
- обсуждение различных вопросов вместе со взрослыми. (12,4 %);
- воспитание в себе качества настоящего гражданина (21,6 %).
Таким образом, детская организация при поддержке государства решает задачи формирования социальной активности подростков. Детское движение способствует углублению процесса демократизации в детской среде, повышению подготовки и деятельности взрослых руководителей детских организаций, способных демократические процессы направлять в позитивное русло, формировать вместе с семьей социальную активность подростков, укреплять преемственность поколений взрослых и детей.