Интегрированное занятие по литературе и экологии На тему : «От экологии природы к экологии души» «по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»


Интегрированное занятие по литературе и экологии
На тему : «От экологии природы к экологии души»
«по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»
    «Быть сопричастным
                                       всему живому».
(урок по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»)
Цель урока: услышать нравственное звучание рассказа, создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа «Хвостик», воспитывать любовь к людям, животным.
Оборудование: портрет писателя, тексты рассказа(у каждого ученика),иллюстрации, созданные детьми, шумовые магнитофонные записи(пение птиц).
Лексическая работа:
Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердный – проявляющий милосердие.
Эпиграф к уроку:                                                 …И был бы человек счастлив
                                                                                тем, что есть мир прекрасный,
                                                                                 и назначение его на земле –
                                                                                  творить добро…
                                                                                                    В.П.Астафьев
Ход урока.
Поэтическая пятиминутка. 
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне.Редеет парк, редеет глушь,
Редеют еловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришло на двух ногах
Животное – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах,
Я слышу, как внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет:
«Вскоре я не буду…о я ведь жил – была пора».
С этих грустных слов Игоря Северянина хотелось сегодня начать наш разговор.
Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящаются проникновенные слова поэтов, писателей, экологов… Но все так же вырубаются и горят леса, «редеют парки», уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоемы… Значит, проблема экологии по-прежнему актуальна, и молчать нельзя. Как достучаться до каждого?
В.П.Астафьев, известный нам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу».Как личную боль воспринимал писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всем этом книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле»
 - Определите тему рассказа «Хвостик», вошедшего в сборник «Затеси».
(Гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей, и, как следствие, детей).
-Какова композиция  рассказа? На сколько частей он делится? Как вы к этому пришли?
(Три части. Автор «подсказывает» читателю: после каждой части оставляет пробел, а также пользуется еще одним синтаксическим средством --  многоточием).
- Давайте озаглавим каждую часть рассказа?
Делаем записи в тетради:
История Овсянского острова.
«Оглохла земля»
«Хвостик суслика»
- А теперь подумаем: рассказ называется «Хвостик», а о суслике, которому принадлежит хвостик, автор пишет только в последней, третьей части. Две трети рассказа – об острове. Почему? Вот об этом мы и будем  с вами рассуждать.
- Прочитайте первое предложение.
(«Смеется, заливается, хохочет мальчик..»
- Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие?
(Потому что дальше речь идет не о мальчике, а о другом – об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания).
- Где еще в рассказе упоминается о смехе мальчика?
(В конце второй части и в конце рассказа)
Описание острова, его история оказалась между описаниями веселья мальчика, в кольце. Такая композиция называется кольцевой. Мы рассмотрели структуру рассказа, а теперь обратимся к содержанию.
- Итак, что из себя представляет Овсянский остров? Какой прием использует автор при его описании?
(Остров напоминает голову… Голова, затылок, чуб, плешь, волосы – все это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову, как к живому. Олицетворяет его).
- Найдем в тексте метафоры, сравнения, которые помогают нам приблизиться к пониманию идеи произведения?
- Какую цветовую лексику использует Астафьев?
-В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их?
         Составление лексической цепочки.
(Путалась, погружалась, кружилась, вспыхивала, останавливалась, утихала, бронзовел, возносил…)
-Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?
(Во всем гармония, все связано, все друг для друга.)
Проблема экологии, взаимоотношений человека и природы волнует давно человека. Около 500 лет назад об этой проблеме размышлял Леонардо да Винчи, воплотив свое мировоззрение и миропонимание в художественных образах небывалой силы воздействия на человека. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды» Вот она экологическая культура!
Об экологии рассуждали Пушкин и Гоголь. Но голос человеческого разума заглох, порос бурьяном. Хочется провести  некое соответствие со сказкой Пушкина, которая была написана более полутора века назад. Завершается притча разбитым корытом на берегу вечного синего моря. Афоризмы «мы призваны покорить природу», «мы не можем ждать милостей от природы, взять ее – наша задача» созвучны со словами:
           Не хочу быть вольною царицей,
           Хочу быть владычицей морской…
А чем это закончилось?
- Как звучат последние строки первой части?
(Поэтично, величественно.)
-Хочется побывать в таком удивительном месте?
              Включаем магнитофонную запись с голосами птиц.
              Рассматриваем рисунки учеников.
- Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?
(Остров стал полуостровом, жизнь изменилась)
- Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены?
(«Вода откатилась», «захудела некошеная трава», «усохли», «оголились», «вода цветет», «перестала рожать черемуха», «обуглились ветки», «не полыхают цветы»)
- Законы острова, его процессы нарушены, гармония и красота – все разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?
(Речь изменилась, стала обрывистой, нет метафор, сравнений, настроение стало грустным. Если первую часть можно назвать гимном, то вторую – плачем.
              Рассмотрим рисунки с изображением умирающего острова.
- Кто же виноват в произошедшем?
(Люди, их неразумное вмешательство в жизнь острова)
- Но разве все так плохо? Посмотрите, сюда люди «валом валят»? Кипит их деятельность. Может это новая, современная жизнь?
(Нет, взаимодействие человека и природы должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга.
- Как по-вашему автор относится к дачникам?
(Чувствуется его ирония : «прилипают к причалу», «расползаются они»..)
- Как дачники относятся к природе?
(Они «жгут костры, пьют, жуют, бьют, гадят, ломают…»)
-Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части?
(Еще раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот никто сравниться с высшим существом не может – ни птица, ни зверь)
- Как откликнулась земля на это хозяйствование?
(«Оглохла земля, коростой покрылась…» Она серьезно больна. Может рождать только «кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, а не красивое, совершенное)
-Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не хочет и не видит происходящего вокруг. Какой художественно-выразительный прием использует автор для большей убедительности?
(Антитеза. При помощи этого приема  ярко выражено противопоставление человека и природы. А мальчик хохочет, ему весело.)
-Так что же рассмешило мальчика?
                                Чтение текста.
…возле вчерашнего воскресного костища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка. А из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, на развороте ее, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы»…«Шапка» подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
-Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?
                         Работа с толковым словарем.
Цинизм – грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам нравственности, благопристойности, к чему-либо, пользующемуся всеобщим признанием, уважением.
Противоестественно смеяться над печальным, жестокостью по отношению к беззащитным существам. Зло начинается с малого: со сломанной ветки, со смеха над болью слабого… Как взрослый человек начинается с ребенка, так и жестокость, бессердечие начинается с простого равнодушия.
Мы называем нашу землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны. Но это лишь на словах. На деле мы очень часто поступаем с ней безнравственно и  жестоко, мы давно забыли, что она живая. Она ждет от нас милосердия, а человек своими руками рушит многокрасочный и многонаселенный мир природы. Бессмысленное истребление растений, животных – угроза всему земному процветанию. Убивая природу, мы обрекаем себя на гибель.
Значит, рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению.
                            Выразительное чтение.
Я пришла в гости к природе.
Она всегда встречает меня с открытой душой.
Хочешь малинки – пожалуйста, хочешь орешков – набирай  сколько пожелаешь, а грибы на выбор: и белые, и опята, и лисички, и подберезовики.
Общение с природой, с ее неподдельной красотой пробуждает чуткое и разумное отношение к лесному богатству.
Приди и возьми то, что можно. Не ломай ветки – дерево заболеет, не наступай на цветы – пусть на них полюбуются и другие.