Рефлективный отчет по диалоговому обучению


Рефлективный отчет об использовании модуля «Диалоговое обучение» программы в планировании серии последовательных уроков.
Педагогический подход «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками.У детей казахской школы не развита речь и малый словарный запас и для развития речи,для пополнения словарного запаса,для создания колларобативной среды я выбрала модуль диалоговое обучение.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а также интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр.144).
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между  людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между  партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. Иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог. Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как "места встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман)? Во-первых, необходимо помнить, что диалог есть форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится. Что же блокирует общение, а значит, и диалог на уроке? По нашим наблюдениям, к факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся следующие: 1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Все это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога.Проявлением авторитаризма, на наш взгляд, является также недоверие взрослого к ребенку: "Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему все объясню, помогу, подскажу, сделаю за него". 2. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают односложные ответы; вопросы репродуктивные, направленные только на воспроизведение знаний, и вопросы риторические, на которые вообще отвечать не нужно. Предпочтение в плане разворачивания диалога на уроке надо отдавать вопросам открытым, проблемным, операционным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ. 3. Неумение учителя быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим. К сожалению, слушание педагогом того, что говорит ребенок, часто является критическим: перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано ребенком.. Я думаю, что в наше время важно даже не то, сколько фактов, правил, слов вы знаете, а то, как вы можете пользоваться приобретенными знаниями, важен не объем информации, а умение ее получать, важно сотрудничество и креативность. Поэтому практическое приобретение знаний является важной цепочкой в ходе серии последовательных уроков, проведенных мною во время практики в школе. При прохождении практики в период дистанционного обучения я применяла данные идеи модуля «Обучение через диалог». Целями данных уроков было повышение качества знаний по предмету. К каждому уроку была поставлена своя цель, ориентированная на результат обучения для учащихся. Целью первого урока было знание учащимися темы, расширение кругозора учащихся, расширение знаний о наречии. Для достижения цели урока учащиеся работали в группах- при составлении кластеров по теме, где вели диалоги между собой, обсуждали тему и цели урока ( диалог «учитель - ученик»). Для достижения цели были реализованы идеи диалогического обучения. Также я предусмотрела разные виды вовлечения детей в диалоговое обучение, посредством включения детей в работу в парах, группах. На стадии вызова на всех уроках мною была использована интерактивная доска. На этом этапе самым важным является активизация учеников. В начале урока я применила различные приемы для создания благоприятной обстановки на уроке, например, «Внешний и внутрений круг», «Муравейник» ритмичные физминутки.Эти разминки строились на диалоге,т.е.опрашивали домашнее задание друг у друга. Тему раскрывала с помощью детей с использованием ИКТ,используя стратегию учитель-ученик.Показывала ученикам заранее подготовленный материал в виде презентации и задавала им наводящие вопросы. Так как это 7 класс, то учитывая их возрастные особенности я начинала с простых вопросов и далее переходила к более сложным,-6134101229360 «Поставьте от слова «Бежать»вопросы,бежать где?бежать откуда?бежать куда?почему бежать,бежать как?бежать зачем?», то есть если рассматривать их по таксономии Блума, то они соответствовали первым 4 уровням сложности: знание, понимание, применение, анализ. Ответы учеников были различными, например:бежать от сабаки, бежать домой и т.д.Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация 19392903201035всей информации. С этой целью, учащиеся выполняли задание по заполнению кластера «Гроздь винограда», где отразили не только вопросы на которые отвечает наречие ,но и от каких частей они образуются,привели примеры из реальной жизни. Учащиеся работали в группах, пользовались различными источниками информации (учебник, ресурсы), то есть никто в группе просто так не сидел и не проводил время бесполезно. На втором уроке передо мной встал вопрос, как можно построить урок так, чтобы он помог учащимся развивать диалог . Организация занятий с использованием диалога начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу. Качество диалога зависит от количества учащихся в группах.Я рассадила детей по пять человек.Почему?Потому что нечетное число детей приводит к единому мнению. При входе в класс, где по новому организовано учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации. Целью диалога является ещё и то, чтобы обучать учащихся полноценному участию в диалоге. На втором уроке психологический настрой я начала с разминки «Наши чувства»,-6134107363460где дети выражали свои чувства словами наречиями.Это упражнение я взяла на закрепление предыдущей темы и для создания колларабативной среды.После я применила на опрос домашнего задания парную мозговую атаку«диалог вопрос-ответ,ученик-ученик.Здесь при помощи диалога дети провели актулизацию знания,здесь происходит взаимообучение и сотрудничество между детьми. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. Анализ наблюдений и исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Чтобы развивать речевые навыки я провела работу по парам –на изучение правила упражнение «Инсерт»- «Моя малая Родина» и составление кластера к слову «Родина». Дети строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.Чтобы выявить на какой стадии понимания находится ученик я провела упражнение « Великое переселение народов».игра соревнование: наречие-синонимы-антонимы-цели и задачи урока были достигнуты используя эти упражнения,при помощи диалогового обучения. Учебный диалог - это одна из главных технологий образования. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Новый материал в диалоге усваивается не только вследствие запоминания, но и потому, что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
На последнем уроке- повторения отлично подходят для того, чтобы развить в учениках умение критически мыслить через диалог. Ведь повторение подразумевает осмысление материала, синтез информации и идей, умение делать выбор. Тема отвечала психолого-возрастным особенностям учащихся – они с удовольствием работали, обобщали, размышляли, творили, создавали постеры.-6134101179830На первых уроках стадия вызова давалась очень тяжело, приходилось вытягивать с детей ответы по одному слову, и диалог не очень получался. Но на последующих уроках ученики сориентировались, и уже более активно участвовали в диалоге учитель - ученик, даже вступали в диалог ученик - ученик,33013652351405 делясь своими мнениями друг с другом и отстаивая свою точку зрения. Если раньше, каждый ребенок работал самостоятельно, а затем мы записывали результат на доске, то ученики со слабым уровнем успеваемости только списывали. Работа в группе, дала возможность работать активно всем. И я наблюдала, как учащиеся с высоким уровнем знаний помогали разобраться с заданием более слабым, и все это происходило очень органично. Все ребята в группах активно работали над своими заданиями , рисовали примеры из жизни, рассуждали в каком порядке их расположить, оформляли постер разноцветными маркерами. Они творчески подходили к разным заданиям, и наблюдаемый мною слабоуспевающий ученик Узакбай Нурзатбек не остался в стороне, несмотря на то, что у него недостаточный словарный запас, он тоже участвовал в защите. Понаблюдав за этим учеником я пришла к выводу, что у Нурзатбека замкнутый характер, он не может раскрыться, на ученика влияет социальный фактор. На уроках работала с ним дополнительно, индивидуально, раскрывая его внутренний потенциал. По заданию от каждой группы должен был выступать презентатор, защищать работу. Задания на размышление позволяют детям применить полученные знания и активизировать свой словарный запас. Затем ребята, выполнявшие одинаковые упражнения собрались в группы для обсуждения правильности выполнения ими упражнения. Они активно анализировали, спорили, сотрудничали. После обсуждения я просмотрела правильность выполнения упражнения у каждой группы. В завершении учащихся ждала тестовая работа по всем пройденным темам,гдепо завершению выполнения ребята в парах обменялись работами и оценили друг друга. Третьим этапом всех уроков была рефлексия, во время которой ученики размышляли над тем, что им понравилось, а что нет, оценивали свою деятельность на уроке. На первых двух уроках после написания рефлексии, я попросила их разместить свои стикеры в зависимости от того, насколько они оценивают себя на данном уроке. Почему я дважды сделала данный вид рефлексии и оценивания, потому что, мне показалось, что одного раза не достаточно для того, чтобы ребята критически оценили свою работу и после второго урока, они более обдуманно подошли к данному заданию. Ребята расположили свои стикеры только на листах, соответствующих 5 и 4. Например: «Мне нравится, как мы проходим урок русского языка, учительница хорошо стала проводить уроки». Приятно было читать, что ученикам понравились уроки с внедрением семи модулей Программы, что они хотят, чтобы такие уроки у них проходили всегда. Что дает этап рефлексии ученикам? - Они оценивают свою деятельность, анализируют то, что у них получилось, а что нет, и ставят цели на будущее. Что дает этап рефлексии учителям? - Возможность поразмышлять, анализировать, делать выводы, ставить цели, и конечно же действовать! На каждом уроке была и самооценка и взаимооценка учащихся. При интеграции модуля «Диалоговое обучение» я приобрела следующие навыки: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - быть практиком, который учится грамотно анализировать свою деятельность; - быть источником ценной профессиональной информации для других учителей. Внедрив модуль " Диалоговое обучение " в свои уроки, я сделала вывод: все модули Программы неразрывно связаны с модулем «Новые подходы-диалоговое обучение» Кроме того большой проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей. В связи с этим, появилась необходимость в решении следующих задач в процессе дальнейшей работы: - продолжать работу по развитию навыков самостоятельного поиска решений учебных задач. - разнообразить формы работ по развитию речи учащихся. - развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности. - воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность. В данных условиях меняется моя роль - учителя. Мои основные функции - направить, помочь, скорректировать. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что использование диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие коммуникативной компетентности - т.к. дети учатся ставить и решать задачи, результате этого появляются: -значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся; -возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; - развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала. По итогам прошедших уроков было выявлено развитое критическое мышление у учащихся, неподдельный интерес и эмоции, развитая любознательность и стимул к исследованиям, развитое умение учиться друг у друга, уважение идей других учеников, углубление и концентрация мышления и действий посредством разговора и размышлений. Помимо всего прочего, групповые занятия "дисциплинируют", так Вы чувствуете, что связаны с группой людей и участвуете в общем беспрерывном процессе обучения, как в плане учебной программы, так и в плане расписания. Свою практику преподавания переосмысливаю и, осознавая роль диалогового обучения, ее эффективность, буду работать над развитием трех типов беседы в классе: (дебаты, кумулятивные и исследовательские беседы), продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции. Литература. 1.Руководство для учителя. 2.Александер (2004) Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе. 3.Мерсер (1995) Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками.