Рефлективный отчет отчет по проведенной серии последовательных уроков


Отчёт СРефлективный отчет
отчет по проведенной серии последовательных уроков
Хочешь изменить мир — начни с себя.
Махатма Ганди
Проблема получения образования была всегда актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его жизнь. В 21 веке для учащегося недостаточно одного аттестата зрелости, в котором отражены все предметы, изученные им за годы обучения в стенах родной школы. Ему необходимо научиться мыслить критически, креативно подходить к решению проблем, быть любознательным и творчески мыслящим, обладающим логическим мышления, готовым к сотрудничеству. Он должен стать профессионалом, востребованным в любом уголке земного шара. Поэтому сегодня от школы требуется пристальное внимание к проблемам воспитания – готовить подрастающее поколение к реалиям времени. И мое знакомство с Программой, включающей семь модулей очень своевременно. Вместе с изменениями в преподавании и обучении происходят позитивные изменения и во взаимоотношениях учителей и учеников. Они формируют у учеников навыки обучения тому, как обучаться и как следствие – становление их независимыми, самомотивированными, уверенными , увлеченными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. (используя материалы сайта http://sabaq.kz/)
Начиная с первого этапа «Лицом к лицу», я анализировала происходящее и понимала, что нахожусь в роли учащегося. Самое главное, что такое обучение мне очень нравилось и вызывало у меня дальнейший интерес к обучению. Я рада была тому, что мне хотят помочь в решении моих педагогических проблем.
Пройдя первый этап обучения «Лицом к лицу» и приступая к практике в школе, я задумалась над вопросами: « Как я буду работать; как я буду внедрять 7 модулей программы?; в какой форме будет проходить моя работа с учениками; как создать такую обучающую среду, которая бы смогла постоянно повышать мотивацию учащихся к обучению; какие приемы применить для раскрытия и самореализации моих подопечных; какие методы будут наиболее эффективны для развития речи и образного мышления моих учеников?». Я посчитала, что все ответы на мои вопросы я смогу реализовать, интегрируя семь модулей Программы в своей педагогической практике.
Анализируя первый этап курсов мне было проще приступить к практике в школе, так как у меня был хороший пример и теоретическая база. На практике я уже мыслила намного шире и цель, которую я ставила перед собой, была конкретной и точной, а не размытой и приблизительной.
Я постоянно находилась в обдумывании своих действий в работе с детьми. Конечно, было много разочарований и неудач, которые возникали у меня в проведении уроков. Это и неумение учащихся работать в группах, взаимодействовать и взаимообучаться. Также трудностью стало самооценивание и взаимооценивание учащихся, так как раньше мои учащиеся не занимались таким видом деятельности. Были проблемы организационного характера. Но я старалась справляться с ними и настраивала себя только на положительный результат.
Тематика модуля «Управление и лидерство в обучении» основана на «убеждении в том, что существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний». («Руководство для учителя/ Управление и лидерство в обучении», стр. 192) Исходя из этого, мне важно было в первую очередь поделиться со своими коллегами, родителями и администрацией. Чтобы иметь четкое представление о предстоящих результатах своего труда, в школе, я выступила на педагогическом совете и родительском собрании, на которых подробно рассказала коллегам и родителям о предстоящих изменениях в процессе моего преподавания и обучения, о том, что я буду учиться вместе с детьми и, возможно, не все будет получаться сразу. У коллег возникали такие вопросы: «Считаете ли Вы эффективными приемы, которые хотите реализовать на практике? Не превратится ли процесс проведения урока в игру? Нужна ли Вам помощь в ходе подготовки и проведения уроков?» Таким образом, в среде коллег я почувствовала как некоторое недоверие, так и понимание и даже необходимость нововведений. У родителей также возникли подобные сомнения, однако мне удалось убедить родителей в том, что такие нововведения необходимы в первую очередь их детям, которые смогут самореализовать себя, почувствовать непосредственными участниками урока, а не подневольными слушателями учебного материала, дети научаться слушать и слышать друг друга, понимать и уважать мнение своих товарищей, станут более открытыми и увлеченными процессом постижения нового и интересного.
После я стала готовиться к серии своих последовательных уроков своей практики. Сначала я составила среднесрочное планирование, о котором раньше, до прохождения курсов, я не имела даже представления. Составляя среднесрочное планирование, я заметила, что очень удобно планировать и ставить цель и задачи, появляется возможность проследить продуктивность данных уроков и реальное выявление успехов и неудач, над которыми можно работать впоследствии. При планировании я поставила цель: интегрировать все семь модулей Программы.
Познакомившись с идеями модуля «Обучение критическому мышлению» попробовала его реализовать и внедрить в свою практику, так как проходя курсы данного формата, я сама училась критически мыслить и развивала в себе умение делать анализ, синтез и рефлексию происходящих во мне изменений. Это и есть аспект развития критического мышления у учителей и использование возможности рефлективного преподавания.
Уроки проводила, применяя стратегии критического мышления («ЗХУ»,
«Вопросы высокого и низкого порядка», «Четыре стены», «Горячий стул»), что дало мне возможность понять, что применение этих стратегий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала и тесно связано с модулем новые подходы в обучении. Применение подходов критического мышления на уроках, направления модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» позволили мне привлечь учащихся к работе в роли спикеров, реализовать себя. Учащиеся пробовали себя в роли консультантов, проявляли активность в процессе изучения темы урока, закрепления материала, защите постеров и кластеров.
Применяя идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я применяла такие подходы, как «Обучение через диалог» и «Обучение тому как обучаться». Как учитель начальных классов особое внимание уделяла диалоговому обучению, потому что модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения учеников в диалог. И я целиком и полностью согласна с этим. Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией и мыслями между участвующими в нем сторонами. Смысл диалога заключается в его результате. Если раньше уроки проходили в традиционной форме, знания учеников проверялись в основном в форме «вопрос – ответ», дети работали индивидуально, у них не было интереса к уроку, то сейчас появилась возможность изменить методы и формы обучения. Обучение – это процесс двусторонний и взаимоотношения ученик – учитель очень важны для создания демократичного обучения в классе. И чтобы обучение было успешным, надо создать более активную и благоприятную обстановку в классе. Диалог на уроке познания мира встречается на всех этапах, будь то групповая форма работы, либо парная, где учащиеся ведут беседу друг с другом, задают вопросы, делятся наблюдениями, ведут исследовательскую беседу. Основное назначение диалога в процессе обучения на уроке – учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей для осваивания и отстаивания новых ценностей. Во время использования на уроке побуждающего диалога я ставила перед учениками проблемный вопрос, мы вместе с учениками определяли тему урока или вопрос для исследования. Это вызывает у учащихся интерес к новому материалу, формирует познавательную активность. В начале каждого урока проверяла готовность учащихся к уроку, активизировала их внимание, ставила вопросы открытые, исследовательского характера с целью вовлечения детей в диалог. Александер утверждал, что беседа в обучении является взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. (« Руководство / Новые подходы в преподавании/ Диалоговое обучение», стр 145) Во время урока старалась задавать вопросы так, чтобы предоставить возможность ученикам развивать свое мышление, побуждала детей к более полным ответам. Например, на этапе актуализации знаний первого урока по теме «Животные» я задавала такие вопросы: «Когда вы слышите слово «Животное», кого вы себе представляете?», после перечисленных вариантов ответов детей я зала следующий вопрос: «На какие группы можно разделить животных? » Это развивает мышление учеников, ведь оно развивается в том случае, если на уроке звучит больше открытых вопросов более высокого уровня. Задавая вопросы ученикам, давала время на размышление и обдумывание ответа, чтоб ответы были обдуманные, точные и полные. И школьники старались использовать это добавочное время в полную силу. Было заметно, что дети, даже со слабой мотивацией, старались поднять руку, чтобы ответить.
Старалась выслушать каждого ребенка, хотя на это уходило больше времени, чем раньше, поощряла за правильные ответы, использовала устную похвалу, направляла их мысль в нужном направлении. Значит, увеличение времени ожидания с трех до семи секунд приводит к увеличению количества добровольных ответов, увеличению количества ответов от менее способных учеников («Руководство/ Важность диалога в классе», стр. 148).
При изучении нового материала я давала ребятам работу в группах: чтение текста с пометкой, ученики, изучив материал, выбрав основное, составляли кластер, где старались отразить свое понимание изученного, что они выделили, объясняли свое видение новой темы.
Большинство учащихся не готовы к творческой самостоятельности и роль учителя становится сложнее – ему приходится одновременно направлять и контролировать работу различных групп учащихся, незаметно давая им «подмостки». Учеников необходимо обучить тому, как разговаривать друг с другом; они должны понимать и делиться мнениями для того, чтобы развивать беседу. Для этого нужно было заранее разработать правила поведения в группах, так как ученики должны понимать цель работы в группе и ценить преимущества совместной работы, признавать личную и коллективную ответственность. И было приятно наблюдать, что в группах при умелом распределении функций все были задействованы. Все обсуждали, выбирали самое основное, высказывали свое мнение как можно это отобразить на листе. Пригодились способности всех ребят: кто рисовал, кто писал, кто направлял. Выслушав друг друга, ребята отобрали все, на их взгляд, основное, распределили на листе, вместе выбрали как и в какой форме они это покажут. Группа, где находились Виктория, Дмитрий, Вадим и Саша, работала слаженно с первого раза, умело распределяла обязанности, выслушивала мнение каждого, давала высказаться каждому, на защите ученики с низкой мотивацией старались выступать наравне с учащимися высокой мотивации. И Саша с удовольствием вышел к доске, хотя раньше он не отвечал, больше отмалчивался, ждал, когда выступит кто-нибудь другой.
Рассматривая предложенные модули, я пришла к выводу, что все они связаны между собой. Например, обучение критическому мышлению невозможно без применения диалогического обучения и оценивания, также оно тесно связано с модулем «Управление и лидерство в обучении». Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» переплетается с учетом возрастных особенностей учащихся.
Новшеством для меня стал процесс оценивания. Я считаю, что модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», прослеживается на всех занятиях и в любых этапах урока. Мы привыкли к традиционному суммативному оцениванию, но не осознавали того, что к такой оценке приводит нас формативное оценивание. В процессе такого оценивания учитель находится рядом с учеником, ведет его к успеху, позволяет выявить умения и неумения ребенка.
При планировании уроков я внесла следующие методы оценивания: самооценку, взаимооценивание, групповых и парных работ. Учащиеся оценивают работу и знают, какие ошибки ими допущены.
Наблюдая за учениками, я понимала, что успешное обучение и преподавание заключается в создании атмосферы, которая позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
Все модули, которые мы изучили на первом этапе курсов, для меня казались сложными и не выполнимыми, но применив их на втором этапе «Программы» «Практика в школе», я ощутила, что это и есть « двигатель моего успеха». Ведь не смотря на мой, как я считаю, не малый уже опыт работы ( 10 лет), я всегда задумывалась, что я делаю, что-то не так. Приехав на трёхуровневые курсы у меня появилась такая уникальная возможность изменить свою практику, своё видение на учебный процесс, возможность учить своих деток, тому как можно учится самостоятельно. Я поняла, что изменение системы образования необходимо начинать с изменения, которое начинается с самого себя. Надо работать упорно, отойти от старых подходов, определить собственные ориентиры и приоритеты в педагогической практике, что я и сделала для себя, пройдя 2 этапа «Программы». Я буду стремится к тому, чтобы идея семи модулей вошла в систему моего преподавания, так как хочу стать мастером своего дела, потому что считаю, что от мастерства зависит всё. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой и если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела. И с нового учебного года я планирую систематически проводить уроки с внедрением модулей, а также работу среди коллег. С большим удовольствием буду помогать коллегам, которые будут после меня проходить курсы и учиться у них . Ведь я знаю, что как развитие современного мира не стоит на месте, так и программа курсов будет еще не раз изменена и усовершенствована.
Список использованной литературы:
По материалам сайта http://sabaq.kz«Руководство для учителя/ Управление и лидерство в обучении», стр. 192
« Руководство / Новые подходы в преподавании/ Диалоговое обучение», стр 145
«Руководство/ Важность диалога в классе», стр.148