Эжлективный курс по биологии Многообразий органического мира


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
руководитель МО руководитель методсовета директор
МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ»
__________/_Шишкина Е М/ ___________/Алтаева М.Г. / __________/Титоренко Е.В./
протокол №7 от протокол № 3 от приказ № 515 от
«_27_»августа 2014г. «28»августа 2014г. «29» августа 2014г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Многообразие органического мира»
11 класс.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕННА
НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
Н. И. СОНИНА, Н И ЗАХАРОВА
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Составила: Шишкина Елена Михайловна,
учитель биологии,
1 квалификационная категория.

с.п. Угут
2014-2015 учебный год.
Образовательная область: биология.Возрастная группа: 11- классы.Количество учебных часов: 34 часа (1 - в неделю)
Пояснительная записка.
Место курса в образовательном процессе.
Одна из задач обучения биологии — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Элективный курс «Многообразие органического мира» является предметом по выбору для учащихся 11 классов . Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии.
На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Концепция курса: Основа курса — личностная и практическая направленность занятий.
Программа курса полностью соответствует разделам и темам биологических дисциплин. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам. Программа элективного курса включает в себя углубление теоретических основ науки биологии и практическое освоение техники решения практических задач, умение моделировать и использовать математические методы изучения биологических процессов на разных уровнях сложности жизни. В курсе также рассмотрено экологическое воспитание молодежи.
Цель курса:
- сформировать диалектико-материалистическое мировоззрение, понимание научной картины мира;
- способствовать формированию экологической культуры (ответственного, гуманного отношения к природе);
- сформировать навыки учебного труда, развивать логическое мышление, память, внимание;
- добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной, рыбной промышленности, природоохранной деятельности.

Формировать общебиологическое мышление, основанное на знаниях основных уровней организации жизни и эволюционных процессов, происходящих в живой материи. Для этого учащимся предлагается осваивать основные материалы в области общей биологии — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать полученную информацию, использовать ее для решения практических задач в повседневной жизни.
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к поступлению в высшие учебные заведения медицинского, сельскохозяйственного и физкультурного профилей.
Задачи курса:  
1. Раскрыть сущность основных свойств жизни и эволюционных процессов, происходящих на всех уровнях организации живой материи 2. Дать представление о биосоциальной сущности человека и его роли во взаимосвязи с природой; 
3. Развивать исследовательские компетентности у учащихся; 
4. Формировать умение применять полученные знания на практике;5. Научить пополнять свои знания систематически, путем самообразования.
Формы организации учебных занятий.Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельных разделов по биологии. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики того продукта, который предстоит создать ученикам.В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение учеников.
В программе курса предусмотрены резервные часы, которые отводятся для работы с дополнительным материалом, научно-популярной литературой.Планируемые результаты курса.В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:· узнают особенности жизни, как формы существования материи; · умеют найти и систематизировать необходимую информацию по изучаемой теме;· знают основные понятия и теории биологии; владеют необходимыми методами проведения опытно-исследовательской деятельности;· имеют опыт работы с микроскопом и другими средствами обучения;· умеют работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспекты, рефераты.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.Глава I. Введение (1 ч).Глава II. Живой мир на Земле (7 ч).Глава III. Структурная организация живых организмов (7 ч).Глава IV. Ученые-биологи (1ч)Глава V. Экосистема (1 ч).
Содержание курса:Глава I. Введение (1 ч)История возникновения науки биологии и ее первооткрывателей. Природа и её компоненты. Принципы организации всего живого: самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, раздражимость, дискретность, обмен веществом и энергией.
Глава II. Живой мир на Земле (7 ч)
Молекулярный уровень жизни и его особенности. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. История формирования представлений об организации материального субстрата наследственности и изменчивости. Генетический уровень организации. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК - как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК. Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Научитесь различать основные виды мутаций и разбираться в молекулярно-генетических механизмах наследственности и изменчивости. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов бимолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.Особенности молекулярно-генетического уровня организации жизни. Взаимосвязи строения молекул с выполняемыми ими функциями.Глава III. Структурная организация живых организмов (7 ч)Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. Основные положения учения о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории, ее основные положения. Прокариотическая клетка. Структурно-функциональная организация эукариотической клетки как целостной структуры, а также закономерности существования клетки во времени. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Гипотезы возникновения эукариотической клетки. Деление клетки. Подготовки клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей в процессе детерминации и дифференцировки.
Обмен веществ: окислительно-восстановительные реакции. Свойства жидкостей и тепловые явления. Законы термодинамики.Особенности клеточного уровня организации жизни на Земле. Взаимосвязи молекулярно-генетического и клеточного уровней организации жизни на Земле.Основные типы размножения организмов, а также о чередование поколений с бесполым и половым типом размножения. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования одного и нескольких признаков. Изменчивость признаков и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Механизм реализации наследственной информации в процессе онтогенеза (на основе детерминации и дифференциации клеток). Механизмы создания трансгенных, химерных и клонированных организмов, а также о периодизации онтогенеза. Закономерности индивидуального развития организмов – онтогенез, а также взаимосвязь онтогенеза с филогенезом. Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Мутагены и меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Закономерности сцепленного наследования. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты применения генных технологий. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.Организмы разных царств живой природы. Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Многообразие растений, грибов и животных, их значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.Особенности онтогенетического уровня организации жизни на Земле. Взаимосвязи молекулярно-генетического, клеточного и онтогенетического уровней организации жизни на Земле.
Лабораторная работа: 1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии) и эукариот (растения, животного, гриба). 2. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.
Глава IV. Ученые-биологи (19ч)В этой главе вы познакомитесь и узнаете о ученых биологах. Познакомитесь с основными трудами их работ, с биографией, а также с ролью их работ в развитии биологии.
Г. Мендель. Т.Морган. А.И. Опарин. Н.И.Вавилов. В.Н.Вернадский.
Лабораторная работы: 1. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных.
Глава V. Экосистема (1 ч)В этой главе вы узнаете об элементарных единицах биогеоценотического уровня организации жизни, их эволюции. Познакомитесь с современными концепциями биосферы, ее структуры, функции и эволюции. Изучите процессы биогенеза и ноогенеза, а также пути воздействия человека на природу. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экологические законы природопользования.Особенности биогеоценотического уровня организации жизни на Земле. Взаимосвязи популяционно-видового и биогеоценотического уровней организации жизни на Земле.Лабораторная работа:
1.Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Литература
1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)
2. Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: "Высшая школа", 1988)
3. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во "Мир", 1988).
4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.
5. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О. Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч в неделю.


урока Тема урока Дата
по плану Дата
по
факту примечание
1 История возникновения науки биологии и ее первооткрывателей. 1.09 2 Молекулярный уровень жизни . 8.09 3 Особенности строения молекул органических веществ. 15.09 4 Строение и свойства ДНК 22.09 5 Световые и темновые реакции фотосинтеза 29.09 6 Стадии энергетического обмена. 6.10 7 Роль естественных и искусственных биополимеров . 13.10 8 Л.Р.1 Изучение изменчивости на сортах культурных растений. 20.10 9 Клеточный уровень организации жизни . 27.10 10 Методы изучения клетки. Лабораторная работа: 2. Сравнение строения клеток . 10.11 11 Подготовки клетки к делению. Лабораторная работа: 3 17.11 12 Клетка - единица роста и развития организмов 24.11 13 Обмен веществ. 1.12 14 Основные типы размножения организмов. Лабораторная работа 4
.Наблюдение за передвижением животных. 8.12 15 Оплодотворение. 15.12 16 Основные понятия генетики 22.12 17 Мутации, их материальные основы . 12.01 18 Онтогенез. 19.01 19 Методы изучения наследственности человека. 26.01 20 Этические аспекты применения генных технологий 2.02
21 Профилактика вирусных заболеваний. 9.02 22 Особенности онтогенетического уровня организации жизни на Земле. 16.02 23 Биография - Г. Менделя. Т.Моргана. А.И. Опарина,Н.И.Вавилова, В.Н.Вернадского. 23.02 24 Лабораторная работы: 5.
Изучение морфологических критериев вида. 2.03 25 Биогеоценоз . 9.03 26 Пространственная и видовая структура биогеоценоза. 16.03 27 Правила экологической пирамиды. 30.03 28 Круговорот веществ и превращения энергии . 6.04 29 Саморегуляция в экосистеме. 13.04 30 Зарождение и смена биогеоценозов. 20.04 31 Влияние деятельности человека на биогеоценозы. 27.04 32 Экологические законы природопользования. 4.05 33 Особенности биогеоценотического уровня . 11.05 34 Взаимосвязи популяционно-видового и биогеоценотического уровней организации жизни . 18.05