«Традиционная народная кукла. Калужская кукла с подарком» урок технологии в 6 классе

МБОУ «Гимназия № 4» г. Брянска








«Традиционная народная кукла. Калужская кукла с подарком»

урок технологии в 6 классе



Учитель технологии
Анохина Наталья Александровна








Брянск-2013
Тема урока Традиционная народная кукла.
Калужская кукла с подарком.
«Не то дорого, что красного золота,
а то дорого, что доброго мастерства»
Пословица
Цели - Активизировать интерес к русским народным традициям посредством знакомства с традиционной народной куклой-скруткой.
- Научить изготавливать этнографическую игровую куклу- Калужскую куклу-дарительницу.
- Показать традиционные особенности изготовления народных кукол.
- Воспитывать уважение к традиционным изделиям славянской культуры, как к многоценному наследию родного народа.

Задачи
- рассказать о многообразии традиционных народных кукол, об их влиянии на жизнь русского человека в старину;
-научить традиционным народным способам изготовления кукол;
- формировать навыки по изготовлению традиционных круток-скруток;
- формировать у учащихся умения работы с материалами традиционными народными способами: работа с нитью безотрывным способом, с тканью без применения ножниц и др.
- развивать художественный вкус, способность подбирать ткани, гармонирующие по цвету и в соответствии с традициями народного костюма.

Оборудование
1. Выставка детских работ «Традиционные народные куклы-скрутки»
Локтевые куклы: кукла «Красота», кукла «Вербница», кукла для свадебного пирога, кукла «Мальчик с мячиком», Новгородская кукла-княгиня.
Куклы размером с ладонь: куклы-столбушки, куклы-дарительницы, куколка-«Капустка», вепсские куколки, кукла-желанница, куклы-перевёртыши. Пальчиковые куклы: Вепсские куколки, «Зайчики на пальчик» и др.
2. Материалы для изготовления Калужской узловой куклы-дарительницы: заготовки из хлопчатобумажной ткани различного цвета
( белофонная, красная и мелкоузорная ткань различных оттенков), нитки катушечные красного и белого цвета, немного синтепона или ваты для набивки.
3. Выставка книг: «Русский народный свадебный костюм» С.Горожанина, Л.Зайцева; «Поэзия народного костюма» М.Н.Мерцалова; «Традиционный народный костюм Брянской области»; «Ткань. Ритуал. Человек» О.В.Лысенко, С.В.Комарова.
4. Мультимедийный проектор.
5. Презентации «Экскурсия в Этнографический музей г. Санкт-Петербург» (Приложение №1), «Традиционные народные куклы-скрутки» (Приложение № 2), «С выставки «Лоскутный узор» в Этнографическом музее г. Санкт-Петербург» (Приложение № 3)
6. В кабинете – прялка, домотканый половик, старинные полотенца с традиционной русской народной вышивкой, скатерть.


Содержание и ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительная часть урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы снова будем иметь необычную встречу – встречу с традиционной народной куклой – скруткой. Вы, наверное, помните, как радостно изготовить её, и сколько интересной информации несёт эта, очень простая на вид, куколка.
Но прежде чем начать работу непосредственно с куклой, я предлагаю вам ненадолго отправиться в виртуальную экскурсию в город Санкт-Петербург. Там есть замечательный Этнографический музей (поясняется значение слова этнографический).
Этнографический музей – музей, хранящий рассказ об особенностях быта, нравов, культуры славянских нардов.
Проходя по залам музея, оказываешься в завораживающей атмосфере старины. Возникшие перед тобой картины крестьянского быта навевают серьёзные размышления и, одновременно, приводят в восторг. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, радости и горести.
Сейчас трудно понять, как в простой деревянной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях – теперь они кажутся нам почти невероятными – создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное».
Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в создании внешнего облика, и в предметах быта.
Работа с проектором.
На экране проектора – фотографии из залов музея: традиционная одежда, предметы старинного быта, обряды, интерьер жилища русского народа.
Учитель:
В Этнографическом музее хранится много чудесных вещей, которые давным – давно были сделаны руками наших предков, живущих в непосредственной близости к Природе. Все эти вещи живые, и у каждой из них есть своя история.
Часть вещей выставлена на музейных экспозициях, и их можно увидеть, а часть храниться в фондах. Об экспонатах постоянно заботятся хранители и реставраторы. Среди вещей есть и куклы. В куклы в старину не только играли. Они, как вы уже знаете, были частью обрядовой культуры (без куклы не обходились свадьбы, крестины, праздничные обряды), также куклы имели обереговое значение. (Оберег – предмет, защищающий от сглаза, порчи, болезней и всего дурного, талисман, приносящий удачу.)
Внимание на экран – Из истории рукотворных кукол.
На Руси, как и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самые первые куклы делались из золы – зольные куколки (на экране). Кукла называлась Баба. Она передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.
Названия кукол просты и наивны. Люди что видели, что делали – так и называли. «Стригушка» - самая распространённая детская игровая кукла делалась из стриженой травы. Кукла «десятиручка» была в помощь хозяйке.
Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось.
Сейчас вы видите свадебных куколок (на экране).
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, после сбора урожая хозяйка дома делала куклу «зерновушку» (на экране). В её основе – мешочек с зёрнами, собранными с поля.
Очень распространённая кукла – кукла-закрутка (на экране). Это первое, что видел новорожденный ребёнок в своей люльке. Аккуратно, бережно, с любовью делала куклу, мама в ожидании младенца. Она одевала её в яркие, красивые одежды, потом укладывала в колыбель. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребёнка.
3. Повторение изученного ранее.
- В прошлом году мы уже делали кукол – скруток. Вспомните, почему они так называются?
- От чего произошло название «вепсская кукла»? (на экране)
- Что вам известно о куколке – капустке (на экране), которую мы делали?
- А вот ещё знакомые вам куклы-пеленашки (на экране). Посмотрите на сделанных вами пеленашек. Вспомните, какую информацию несёт в себе этот незатейливый «младенчик в пелёночке»?
Учитель:
И, как вы, конечно, помните, все эти куклы ещё и интересны тем, что выполнены бесшитьевым способом. Это куклы-скрутки. Ни одну из них не коснулась иголка.
4. Сообщения учащихся.
- Уже ранее , работая с традиционной народной куклой, при выполнении творческого проекта по технологии, девочками была проведена исследовательская работа. Благодаря этому мы свели воедино некоторую информацию об основных традиционных особенностях изготовления кукол – скруток и об особенностях русского народного женского костюма.
Сообщение ученицы.
На экране:
Традиционные особенности изготовления бесшитьевых кукол-скруток.
- Куклы без лица (по традиции лицо кукол не рисовалось).
- Ткань должна быть поношена (в ношеной ткани – частица жизни).
- Ткань не разрезать ножницами, а отрывать.
- Иголкой колоть нельзя (чтобы жизнь не была «исколотой»).
- Нить идёт, в основном, безотрывным способом («нить жизни» не обрывали).
Сообщение ученицы.
На экране:
Особенности русского народного женского костюма
(на примере одежды кукол)
- Куклы одеты в сарафанный комплекс и понёвный.
- Костюм замужней женщины был тёмного цвета. Обязательно – платок и повойник на голове.
- Костюм девушки до замужества ярких, светлых тонов.
- Головной убор девушке необязателен.
- Красный цвет в одежде имеет защитное, обережное значение.
- Пояс – обязательный элемент русского костюма.

5. Практическая работа.
Учитель:
На нашем уроке сегодня мы изготавливаем традиционную народную куклу-скрутку - игровую куклу размером с ладонь. Это Калужская узловая кукла с подарком или ещё её называют «узелковая кукла-дарительница».
При работе над этой куклой мы учтём и традиционные особенности её изготовления, и ещё раз поговорим о том, как выглядел в старину народный женский костюм.
Изготовление Калужской узловой куклы с подарком.
Учитель поэтапно демонстрирует работу по изготовлению куклы-скрутки, говоря при этом о традиционных особенностях особенностях: ткань ножницами не резали , специальных выкроек-лекал в старину не было (ткань отмерялась на глаз), нить во время работы идёт безотрывным способом, напоминаем об особом способе закрепления нити перед тем, как её отрывать. Учитель напоминает о значении красного цвета в народном костюме.
Учитель напоминает о свойствах хлопчатобумажных тканей. Они легко сминаются, поэтому проутюживать детали во время работы не понадобится.
Учитель контролирует выполнение работы, если нужно, помогает ученикам.

Новые слова: понёва, повойник записаны на доске. В ходе работы педагог обращает внимание детей на незнакомые старинные слова и поясняет их значение.
Повойник – платок, обвитый вокруг головы, - головной убор у русских замужних крестьянок.
Понёва – домотканая шерстяная юбка у крестьянок.
Шаль – большой тканый платок.

Этапы изготовления куклы:
1.Из ветоши (или другой имеющейся ткани) с помощью набивки формируем голову. Приблизительно это квадрат, размером 20 на 20 см. Ткань может быть белофонная или светлая мелкоузорная.
2.Оформляем линию талии. Конструктивно туловища в этой кукле нет. То, что получилось, является основой для куклы-скрутки.
3. Квадраты 20 на 20 см подобраны по цвету, как рукава женской блузы. Сгибаем их по диагонали, хорошо сминая ладонью. Из получившихся треугольников делаем рукава: подгибаем концы треугольников, завязываем манжеты (здесь используем красную нить – традиционная особенность). Рукава должны быть одинаковой длины.
4.Поочерёдно привязываем рукава к линии талии. Собираем ткань произвольно к центру.
5.Одеваем куклу в юбку (стилизованная понёва). Желательно взять ткань в клетку. Линия талии немного выше. Юбку (без подгибок) драпируем со спины (запах сзади).
6. Передник (небольшой лоскут в форме полоски светлого цвета) привязываем выворотным способом.
7.Из небольшого треугольного кусочка ткани красного цвета делаем повойник (нижний стилизованный платок). Завязываем узелки на затылке.
8.Верхний головной платок (шаль) сдвигаем чуть-чуть на лоб, делая «ушки», перекрещиваем под руками и завязываем крестом на спине.
9.Подарок из произвольного маленького красного лоскутка (узелок в правой руке куклы). По традиции ещё в этот узелок клали зёрнышко или монетку – намёк на подарок.
Кукла готова.
6. Домашнее задание.
Учитель:
- Посмотрите внимательно. Какой детали в одежде куклы недостаёт?
Пояса. Это обязательный элемент русского народного костюма. «Без пояса ходить грех», - считалось в народе (вспомните современное слово «распоясавшийся»). Пояс считался предметом священным. Молиться Богу, обедать и спать нужно было обязательно в поясе. Пояс давался человеку вместе с крестильным крестиком.
Дома вам необходимо сплести из ниток (можно взять шерсть, мулине или др. разноцветные нитки) поясок своей Дарительнице. Можете здесь применить свои знания по плетению популярных у вас «фенечек», можете сделать обычную «косичку». Обратите внимание на цветовую гамму костюма. И обязательно помните: по традиции пояс в русском народном костюме не был коротким и завязывался на талии справа.
Ещё раз посмотрите книги, представленные на выставке. Увидите, что красивый пояс - неотъемлемая деталь костюма, в том числе и свадебного. Даже есть отдельная книга, посвящённая поясам.
Здесь же, на выставке, книга, рассказывающая о народном костюме в Брянской области.
Внимание на экран – Перед вами предметы, о которых мы уже говорили, ранее знакомившись с народной куклой (лакомники, свивальники, здесь же и пояса) с уникальной выставки «Лоскутный узор» из собрания Российского Этнографического музея. Посмотрите на красивый, яркий узор русских в русских костюмах. (Учитель демонстрирует презентацию.)
Учитель:
Обратите внимание на выставку детских работ. Там уже есть Калужские узловые куклы – дарительницы. Посмотрите, как по-разному они оформлены дли того , чтобы быть представленными в интерьере какого-либо помещения.
7. Подведение итогов занятия.


Учитель:
- Прошу вас поделиться впечатлениями о прошедшем занятии. Закончите фразу: «Я не зря провёл время, потому что» (Ученики делятся впечатлениями об уроке).
Учитель:
- Народная пословица гласит: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Вы согласны с этим? Прокомментируйте. (Учащиеся поясняют, как они понимают пословицу)
Учитель:
А сейчас ненадолго возьмите в руки своих куколок-дарительниц, посмотрите на них, подумайте, сколько любви и тепла заключает в себе изделие, сделанное своими руками. В него вложен ваш труд, ваше настроение, а кроме всего этого – душа, надежды и мечты наших далёких предков, по наследству от которых нам достались эти бесценные куколки. Берегите их. Дарите их своим друзьям и близким. Пусть маленькая кукла с узелком принесёт радость многим.
Есть в природе русского народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды –
От души они, от доброты.

8. Организационный момент.




























Традиционные особенности изготовления
бесшитьевых кукол-скруток.

- Куклы без лица (по традиции лицо кукол не рисовалось).

- Ткань должна быть поношена (в ношеной ткани – частица жизни).

- Ткань не разрезать ножницами, а отрывать.

- Иголкой колоть нельзя (чтобы жизнь не была «исколотой»)

- Нить идёт, в основном, безотрывным способом («нить жизни»)



Особенности русского женского народного костюма
(на примере одежды кукол)

- Куклы одеты в сарафанный комплекс и понёвный.

- Костюм замужней женщины был тёмного цвета.

Обязательно – платок и повойник на голове.

- Костюм девушки до замужества ярких, светлых тонов.

- Головной убор девушке необязателен.

- Красный цвет в одежде имеет защитное, обережное значение.

- Пояс – обязательный элемент русского костюма.









13PAGE 15


13PAGE 14115