Конспект урока на тему:«Свойства цвета: цветовые отношения локальных цветов. Применение в живописи законов оптического смешения цветов»


Конспект урока
«Свойства цвета: цветовые отношения локальных цветов. Применение в живописи законов оптического смешения цветов»
Выполнил:
преподаватель Рудой
Денис Андреевич
Курск
2015

Технологическая карта
Тема урока: Свойства цвета: цветовые отношения локальных цветов. Применение в живописи законов оптического смешения цветов.
Цель урока:
Деятельностная: формирование у учащихся чувства цвета и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов;
Содержательная: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Задачи урока:
формирование представления о свойствах цвета: цветовые отношения локальных цветов.
формирование представления о художниках-живописцах различных эпох и их программных произведениях;
Тип урока: открытия нового знания.
Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительно-иллюстративное.
Формы обучения: беседа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные методы с элементами проблемного обучения, презентация, групповая дискуссия, тестирование.
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность понять свойства цвет и как в живописи применяются законы оптического смешения;
- способность выделять и анализировать цветовые отношения, живописные смешения цветов;
- способность осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений
Метапредметные:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные:
- Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Оборудование урока (средства обучения):
для преподавателя: ноутбук, проектор, экран, репродукции работ художников;
для обучающихся: тетрадь, ручка.
Источники информации (литература, интернет):
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Валери П. Об искусстве: Сборник. М.: Искусство, 1993. - 507 е., 8. л. ил.
Галанов Б. Искусство портрета. М., 1974.
Зингер Л.С. Очерки теории и истории натюрморта. М.: Изобраз. Искусство, 1986.-328 е., ил.
http://www.bc.edu/bc_org/avp/cas/fnart/arch/default.htmlhttp://artlex.com/http://library.duke.edu/lilly/http://www.museum.ru/http://www.kultura-portal.ru/Этап урока Содержание урока Формируемые
УУД
Деятельность
преподавателя Деятельность
обучающихся 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности1. Актуализация знаний по цветовым отношениям локальных цветов.
Обсуждаемые вопросы: локальный цвет, законы оптического смешения
1. Обучающиеся дают индивидуальные устные ответы на поставленные вопросы.
2. Групповая дискуссия по рассматриваемым проблемам. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии1. Выявляем уровень знаний и умений анализа и интерпретации произведений искусства жанра натюрморт.
2. Определяем типичные недостатки при смешение локальных цветов 1. Обучающиеся производят анализ живописных натюрмортов (В.Ф.Стожаров «Натюрморт с яблоками» «Натюрморт»,К.Коровин «Натюрморт. Розы», «Цветы и фрукты»
2. Возникает групповая дискуссия, целью которой мы преследуем формирование умения анализа работ в жанре натюрморт в различных видах искусства. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков
3. Этап выявления места и причины затруднения 1. Направляем обучающихся на анализ возникших в процессе предыдущего этапа затруднений 1. Обучающиеся анализируют затруднения, возникшие в процессе анализа и интерпретации произведений искусства в жанре натюрморт. Пытаются смешивать цвета Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
4. Этап построения проекта и выхода из затруднения 1. Контролируем процесс построения проекта выхода из сложившихся в процессе смешивания локальных цветов и применения законов оптического смешения цветов.
2. Анализируем умения обучающихся выстраивать проект по выходу из затруднений1. Обучающиеся пишут этюды предметов, применяя свойства цветов и законы оптического смешения на практике Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: моделирование;
Логические: решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Этап реализации построенного проекта1. Контролируем процесс реализации проекта;
2. Наблюдаем за соблюдением определенного ранее алгоритма работы этюдами .1. Обучающиеся пишут этюды предметов, четко выделяя этапы написания того или иного предмета
2. Обучающиеся в процессе работы комментирует каждый этап Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи1. Анализируем результат работы на предыдущем этапе.
2. Отмечаем новые способы анализа и интерпретации, полученные обучающимися на данном занятии. 1. Обучающиеся обобщают свои впечатления от заданий: затруднения в анализе портрета в различных видах искусства, поиск различных путей решения возникших проблем, построение собственной траектории анализа портрета с учетом специфики различных видов искусства. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий
действия;
Коммуникативные:
управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону1. Даем обучающимся на выбор несколько произведений в жанре портрет в различных видах изобразительного искусства.
2. Следим за соблюдением выработанного алгоритма анализа натюрморта 1. Обучающиеся выполняют анализ одного натюрморта по выбору с учетом специфики различных видов искусств и их изобразительно-выразительных средств. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения;
Личностные: самоопределение.
8. Этап включения в систему знаний и повторения1. Проверяем соблюдения выработанного алгоритма написания натюрмортов в индивидуальных работах обучающихся.
2. Создаем обсуждение анализов работ обучающихся, отмечаем положительные стороны и недостатки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения;
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1. Организуем рефлексию.
2. Оцениваем результаты работы каждого отдельного обучающегося на занятии и работу в команде. 1. Обучающиеся оценивают собственную работу на уроке.
Происходит оценивание не только результатов работы, но и способов действия, которыми они овладели в процессе работы над натюрмортами при смешении локальных цветов и применения законов оптических цветов Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: смыслообразование.