Нетрадиционные приемы развития речевого творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Нетрадиционные приемы развития речевого творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
в условиях реализации ФГОС
Одним из видов детской деятельности – является коммуникативная деятельность. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры является одним из главных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, важной частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими является основной целью при коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР. В контексте ФГОС данная цель реализуется с помощью решения ряда задач, одна из которых – развитие речевого творчества.
Речевое творчество это:
умение детей фантазировать, воображать, придумывать;
умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе сюжета новое сочинение;
умение построить грамматически правильно выстроенный рассказ по картине с элементами творчества;
умение пересказать с помощью выразительных средств языка, не нарушая нормы и правила;
Развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника.
Для развития связной, монологической, выразительной речи, а, следовательно, и речевого творчества  необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.
В ходе работы по развитию речевого творчества необходимо соблюдать следующие условия:
( занятия по развитию связной речи несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка;
( литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры;
( литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка;
( в диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, а, следовательно, и потребность к речевому творчеству. Не следует на занятиях пользоваться упрощенной формой диалога - вопросно-ответная форма. Это вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речетворчеству.
( в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи;
( речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях;
Работу по развитию речевого творчества можно начинать с эмоционального чтения педагогом сказок. Обсуждая сюжет сказки необходимо делать акцент на характер героев. Здесь также можно использовать обыгрывание этюдов, добиваясь того, чтобы дети попытались с помощью мимики, жестов и выразительности речи изобразить героя и его характер.
В своей практической деятельности мы используем приемы Джанни Родари, которые он описал в своей книге «Грамматика фантазий». Автор учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.
Предлагаем несколько игровых приемов, которые можно использовать: 1. Придумать названия несуществующим животным.
Картинки животных составляются из двух частей: голова свиньи, а хвост петуха, голова коровы, а хвост лошади и т. д. 2. «Фантастические гипотезы»
Данная техника выражена в форме вопроса: что было бы, если? Детям предлагается поразмышлять, что было бы, если бы... дальше педагог называет любой предмет и действие. Например: Что было бы, если внезапно исчезло солнце? Что было бы, если бы не исчезли динозавры? Что было бы, если бы к нам постучался слон?
Важно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а когда другие на них ответят, придумать свою историю.
3. «Сочини лжесказку»
Педагог предлагает послушать сказку: «Жила была девочка, которую звали Желтая шапочка... Однажды ей папа» Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Затем можно ребенку дать возможность самому придумать лжесказку.
4. "Коллаж из сказок".
Детям предлагается соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою новую сказку. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка. Например: 5-6 картинок с изображением героев какой-либо сказки (картинки можно заменить настольным театром). Определив, из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку. И вдруг появляется герой, который не имеет никакого отношения к этой сказке. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях. Например: Красная Шапочка встречает Мальчика-с-Пальчика, или в сказке про Золушку появляется стойкий оловянный солдатик
5. «Продолжи»
Можно придумать продолжения сказок. Например: «А что будет, если Колобок убежит от лисы» Этот прием полезен и интересен тем, что мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребёнка в нужное педагогическое русло, развивать воображение ребёнка, ломая установившиеся стереотипы.
Развитие речевого творчества у старших дошкольников - процесс многоаспектный и многоплановый, Развивая творческую речевую активность у детей с ОНР мы поднимаем уровень их речевого развития: сокращается количество грамматических и лексических ошибок; ребенок легко общается со сверстниками и взрослыми.


15