Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку, 4 класс, Школа России


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по _ русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 06.10.2009 г. № 1089.
4.Учебный план школы-интерната № 24 ОАО «РЖД» на 2014/2015 учебный год.
5.Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего общего образования) по русскому языку.
6.Положение о рабочей программе учебного курса в негосударственном образовательном учреждении «Школа-интернат № 24 среднего(полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (приказ № 65 от 19 мая 2014 г.).
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2010г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, в том числе на проведение:
Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
Контрольный диктант 3 2 2 2 9
Контрольное изложение 0 0 1 0 1
Контрольное списывание 0 1 0 1 2
Комплексная работа 0 0 0 1 1
Обучающее изложение 2 2 2 2 8
Обучающее сочинение 1 2 2 2 7
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в анализирование различных языковых явлений.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.
Данная программа направлена:
- на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание окружающего мира и самого себя.
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности
к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его изучению.
Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развёрнутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребёнка.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 170.
Количество часов в неделю – 5.
Количество часов в I четверти – 45.
Количество часов во II четверти – 35.
Количество часов в III четверти – 49.
Количество часов в IV четверти – 41.
Содержание разделов и тем учебного курса
Синтаксис и пунктуация (30 часов)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.
Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
Имя существительное (40 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.
Имя прилагательное (25 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.Прилагательное как член предложения.
Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Местоимения (7 часов)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Глагол (45 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределённая форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.
1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения.
Особенности употребления в речи глаголов.
Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.
Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.
Наречие (3 часа)
Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.
Наречие как член предложения.
Употребление в речи наречий.
Повторение (20 часов)
Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январьУчебно-тематический план
Раздел (тема) Количество часов Количество практических работ Количество
контрольных работ Других видов работ
(сочинение, изложение, проверочная работа)
Предложение 30 2 2
Части речи. Имя существительное 40 2 6
Части речи. Имя
прилагательное 25 3 2
Части речи. Местоимение 7 1 Части речи. Глагол 45 3 5
Части речи. Наречие 3 Повторение 20 2 + комплексная работа 2
Образовательные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся
Диктант.
«5» – ставится.если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨     нарушение правил орфографии при написании слов;
¨     пропуск и искажение букв в словах;
¨     замену слов;
¨     отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨     неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
§  два исправления;
§  две пунктуационные ошибки;
§  повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-         повторение одной и той же буквы в слове;
-         недописанное слово;
-         перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-         дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» – ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Списывание текста.
«5» – ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1.     Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2.     Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.3.     Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4        При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;
«3» – 3 – 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, а также при 5 орфографических ошибках;
«2» – более 5 – 8 орфографических ошибок;
«1» – более 8 орфографических ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта).                  для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок;                                                                        1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки;                                                                      2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);                                     3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок;                                                                      4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.Учебно-методическое обеспечение
1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Дидактический материал для 4 класса: М.: Просвещение, 2013.
3. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
4. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык: тесты для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
5. В.П. Канакина. Сборник диктантов и самостоятельных работ,- М, Просвещение, 2012 г.
Контроль знаний
Виды контроля I II III IV Год
Контрольный диктант 3 2 2 2 9
Контрольное изложение 0 0 1 0 1
Контрольное списывание 0 1 0 1 2
Комплексная работа 0 0 0 1 1
Обучающее изложение 2 2 2 2 8
Обучающее сочинение 1 2 2 2 7
Проверочная работа 1 0 0 1 2
Практическая работа 0 0 1 0 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант №1(входной)
Осенняя пора.
     Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны  румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Грамматические задания:
1.       Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
2.       Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.
3.       Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья

Контрольный диктант №2 «Однородные члены предложения»
Цвет осени.
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев  ясеня и клена  желтый цвет.    
   Королевой осеннего леса становится осина. Летом на ее ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. А осенью это дерево превращается  в красавицу. Листья осины и желтые, и малиновые, и пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает и светится. (63 слова)
Грамматические задания:
Спишите. Подчеркните однородные члены предложения.
1 в.  Мальчики и девочки едут в лагерь.
2 в. Ребята окапывают фруктовые деревья и кустарники.
Спишите. Поставьте, где нужно запятые.
1 в. Расписные миски ковши ложки продавались на ярмарках.
2 в. Дворник убирает нашу улицу двор сквер.
3. Запишите проверочное слово.
1 в. к слову «срезают»
2 в. к слову «тяжелые»
4. К прилагательному легкий (мороз), легкий (портфель) подберите и запишите прилагательные, противоположные по значению.
Контрольный диктант №3 по итогам I четверти
Улетают журавли.
     В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера  остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.
     Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!
Грамматические задания:
1.       Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
2.       Определить падеж у существительных.
I в.    Высоко в небе летели журавли.
IIв.    На востоке показалась ранняя зорька.
3.       Выписать из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы – орфограммы подчеркните:
- безударные гласные в корне слова;
- непроизносимые согласные.
4.  Выпишите из ряда родственных слов имена существительные.  Обозначьте  род.
 Старик, стареть, старый, старость. Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.
 
Контрольный диктант №4 «Имя существительное»
На лесной полянке.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.
Грамматические задания:
1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.
2. Выпишите три имени существительных в единственном числе, укажите склонение, падеж, род. Запишите их во множественном числе родительного, дательного и предложного падежей.
3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.
4. Первое и шестое предложения по вариантам разберите по частям речи.
Контрольное списывание №1
Удивительное дерево.
В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают  полезное масло.
Грамматические задания:
1 уровень.
Спишите текст.
В предпоследнем предложении подчеркните все знакомые орфограммы, поставьте знак ударения над каждым словом.
В пятом предложении укажите склонение имён существительных.
Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2 уровень.
Разделите текст на предложения. Вставьте пропущенные буквы, над именами существительными укажите склонение и падеж.
В С…бири растет кедр он достигает в высоту сорока метров это ценное хвойн… дерево из него делают п…суду, меб…ль
в п…суде из древ…сины кедра неделями не киснет молоко в прекрасной меб…ли из кедра не заводятся вредные насекомые
сколько шишек созр…вает к ос…ни на кедре люди мешками собирают к…дровые шишки из них добывают …решки крепкие шишки трут на особой терке при этом …рехи остаются целыми их отделяют от шелухи в урожайный год в к…дровнике посп…вают тонны …рехов из них делают  п…лезное масло.
Контрольный диктант №5 по итогам II четверти
В каникулы.
    Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привёз нас на тихую станцию.
    Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По глубокому небу плыли лёгкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.
    Чудесно в зимнем лесу! Берёзы тихо качают гибкими ветвями. В чистом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево чёрный дятел.
Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.
 
Грамматические задания:
1.    Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2.       Разобрать слова по составу:
              1 вариант                        2 вариант
               поезд                              лесник
            качают                        сверкает
             зимнем                       лесной
3. В последних трёх предложениях указать падежи прилагательных и существительных.
Контрольный диктант №6 «Имя прилагательное».
Дятел.
Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие.
Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц!
(По Д. Горлову)
Грамматические задания:
1. Найдите в тексте одно предложение с однородными членами и разберите по членам предложения.
2. В предложении №1 укажите род и падеж имён прилагательных и имён существительных.
3. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падеж единственного числа.
Лапки большие, когти цепкие
Контрольное изложение
Схватка со змеей.
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
С л о в а   д л я   с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько
Контрольный диктант №7 по итогам III четверти
Весенний звон.
     Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края  журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Грамматические задания
1.      Разобрать предложения по членам, указать части речи
I в.    Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
IIв.   Возвратилась из тёплого края журавли.
2. Определить падеж и склонение у существительных, у прилагательных - падеж
   в третьем предложении.
3.Разобрать  по составу слова : зимнего, осмотрели, берёзовой
Контрольное списывание №2
Где раки зимуют?
Я реш..л посм..треть: где же раки з..муют? Ударили первые м…розы, и на оз..ре образовалась тонкая к..рочк..ка льда.
Друз..я пом..гают мне надеть гидрок..стюм и разб..вают лёд у бер..га. Под в..дой сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается глубокая яма, и на её дне пухлый слой ила, на котором видны буг..рки.
Вдруг буг..рки начинают шевелит..ся и выт..гивают..ся длинные усы, показывают..ся бусинки глаз. Раки л..жат смирными р..дами, ут..пают в иле по самые гл..за. Стоило сл..гка задеть раков, как они вскакивают из своей п..остели и сп…сают..ся бе..ством. Но только я отплываю в стор..ну, и раки снова возвращают..ся на дно ямы.
Но не все з..муют в иле. Некоторые с..дят под створками раковин, под ут..нувшими суч..ями, а в ржавом в..дре устраивалась целая компания. Консервные банки представляли собой рачьи особняки.
(По Ю. Астафьеву)
Грамматические задания:
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите спряжение глаголов. Любые три глагола разберите по составу.
Укажите род, тип склонения, падеж имён существительных.
У прилагательных выделите окончания, обозначьте падеж.
Первое предложение разберите по членам. Из последнего предложения выпишите словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант №8 «Личные окончаний глаголов, их правописание»
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
Грамматические задания:
Определи время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Разбери как часть речи слово пробегают
Контрольный диктант №9 по итогам года
Майское чудо.
       Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
      Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В  верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
     Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
 
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.
Грамматические задания
1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
1-й вариант – во 3-м предложении (В тенистой прохладе...);
2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...).
2. Разобрать по составу слова:
    Бежишь, тенистой, подарок, подарила.
3. В первом предложении у существительных определить падеж.
4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки

Лист контроля реализации прохождения программы
Дата контроля Период, за который осуществляется контроль Уроков по программе Дано фактически Причина расхождений (при наличии) Подпись учителя Подпись заместителя директора