Стихотворение И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» как образец жанра «стихотворение в прозе» и гимн о любви.


План- конспект урока литературы в 8-ом классе
Тема урока.
Стихотворение И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» как образец жанра «стихотворение в прозе» и гимн о любви.
Задачи урока:
а) углубить понятие о жанре «стихотворение в прозе;
б) развить навык анализировать стихотворение в прозе путем рассматривания признаков данного жанра и продолжить совершенствование умений находить и характеризовать средства художественной выразительности в тексте;
в) продолжить воспитание чувства прекрасного.
Записи на доске.
«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»
(Л.Н.Толстой)
«Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею держится и движется жизнь»
(И.С.Тургенев)
Словарь.
Градация – от латинского постепенность.
Стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому – прямая градация, от большого к малому – обратная градация)
«Стихотворение в прозе» - небольшое произведение лирического характера.
Графически оно представлено в прозе, хотя называется стихотворение. В 6-ом классе мы познакомились со стихотворениями. Вступительное слово учителя
Вступительное слово учителя .Широкоплечий, могучего сложения юноша вскинул ружье и закричал: «Ни с места!
Стрелять буду!» Дюжина вооруженных дубинами понятых во главе с капитаном – исправником застыла на месте. А еще мгновение – и все разбежались. Поступок юноши был неслыханный по своей дерзости поступок.
Шел 1834г. в России господствовало крепостное право. Редко, кто решался в те жестокие времена оказывать сопротивление, да еще вооруженное представителям власти. А 16-летний юноша отважился на это. Он смело вступился за крепостную девушку.
В это утро студент Петербургского университета приехал на рождественские каникулы в родовое имение своей матери и узнал, что его мать продала соседней помещице, которую за жестокость крестьяне прозвали Медведицей, крепостную девушку Лушу.
Луша была его сверстницей, участницей его детских игр, он учил ее тайком писать и читать.
«Подпольное образование» способствовало развитию природного ума девушки.
Луше не могла мириться с тем, что человек владел человеком, она помогала крестьянам, чем могла: писала под диктовку письма солдатских жен, заступалась за дворовых.
И вот, в очередной раз, когда она заступилась за дворового, ей обрезали косу и отправили пасти гусей на скотный двор. А через некоторое время помещица решила продать ее медведице.
Юноша, узнав об этом, заявил матери, что не позволит расправиться с Лушей и спрятал в крестьянском доме.
Медведица, которая уже дала деньги за Лушу, написала жалобу губернским властям, где уведомила их о том, что «молодой помещик и его девка бунтуют народ». Это было тяжелым в то время обвинением.
Вот так выехала в имение дюжина понятых с капитаном - исправником.
Мать юноши, увидев, что дело принимает крутой оборот, быстро вернула Медведице деньги и оставила Лушу в имении.
Этим юношей был Иван Тургенев – будущий великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, с чьим именем мы познакомились впервые в пятом классе, как с автором рассказа «Муму».
- «Два богача», «Морское плавание», «Воробей», Русский язык»
-«Русский язык» - учили наизусть. А цитата из «Воробья» написана на доске. Кроме того, что этот жанр – небольшое лирическое произведение мы не знаем ничего. Сегодня мы углубили понятие об этом жанре, подробно поговорили о его признаках.
Какое произведение Тургенева мы не читаем – видим, что он непревзойденный мастер владения «великим могучим и свободным русским языком»
-«Русский язык» - наизусть.
Вспомните «Бежин луг» - 7 класс, где мы узнаем Тургенева как великого мастера по пейзажу.
И снова сегодня стихотворение в прозе. Термин введен французским поэтом Ш. Бодлером в книге «Цветы зла». Жил он в 19в. (1821 – 1864).
Стихотворение в прозе – это небольшое произведение, в котором преобладает не повествовательный, а субъективно – оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и ритмика – интонационная структура.
Новое определение нам подсказывает, что мы должны усвоить того, чего не знали раньше об этом жанре… Признаки данного жанра.
В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают достойное место. Они – лирические по своему содержанию размышления.
Лирика – род литературы, она рисует состояние характера в определенный момент жизни, отражает в образной форме переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Тем данного жанра у Тургенева много:
а) о неотвратимости смерти («Страха», «Сон», «Собака»);
б) о могуществе вечной природы и кратковременности жизни человека («Разговор», «Моя деревня»)
в) о социальном неравенстве («Щи», «Два богача»)
г) о героическом подвиге («Порог», «Памяти Ю.П.Вревской»)
д) о значении великого русского языка («Русский язык»)
е) об ушедшей любви («Последнее свидание», «Как хорошо, как свежи были розы»)
Сам Тургенев этот цикл стихотворений озаглавил «Старческие», действительно, они приходятся на коней его жизни.
Тургенев советовал: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: Сегодня одно, завтра другое: и которое – нибудь из них, может быть, заронит что – нибудь в душу». Прислушаемся к совету Тургенева и остановимся сегодня на одном стихотворении.
Как хороши, как свежи были розы…» - читаю. Это лирическое по своему содержанию размышление об ушедшей любви. Что за любовь была у Тургенева? Как она? И почему об ушедшей любви? Попробуем ответить на эти вопросы.
В 1843году Тургенев познакомился с Полиной Виардо – выдающейся французской певицей. Если знаешь, что он родился в 1818году 28 октября (в понедельник!!!) – ему было 25 лет.
«Я ничего не видел на свете лучше Вас… - писал Тургенев Виардо – Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни. Моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною»
Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он оставался верен этому чувству, многое, принося ему в жертву. Вот уже поистине подходят к Тургеневу слова Л.Н.Толстого:
«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь».
Дом семьи Виардо становиться для писателя вторым домом. Он подолгу живет в их имении Куртавнель недалеко от Парижа, сопровождает Виардо в ее многочисленных гастрольных поездок, а сначала 1960-х годов окончательно сблизившись с семьей актрисы, живет за границей лишь изредка приезжая в Россию.
Но жизнь за границей оправдала себя. Его имя становится известным на Западе. Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам производил произведения русских писателей на немецкий и французский языки, редактировал произведения русский автор и не без гордости говорил, что великим счастьем в своей жизни, что приблизил свое отечество к воспитанию европейской публики. Открыл зарубежной читательской публике русскую литературу во всем многообразии и величии, выступил как «посол» русского романа и в этом отношении роль Тургенева неоценима.
Почему я рассказала о любви Тургенева к Полине Виардо?
Смотрим текст, в каждом абзаце присутствует строчка «как хороши, как свежи были розы» и заканчивается этой строчкой. Какова история этой строчки?
Она взята из стихотворения И.И.Мятлева «Розы». Мятлев написал это стихотворение под впечатлением дивного голоса итальянской певицы Полины Виардо, которая приехала в 1943 году на гастроли в Петербург.
Звучит стихотворение так.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы.
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младностьМоих цветов заветных, дорогих:
Казалось мне. В них расцветала радость
Казалось мне, любовь дышала в них.
Для Мятлева розы – символ любви.
Вот такая Полина Виардо, которая вдохновляла и поэтов и критиков. Ее голосом восхищались музыканты, поэты посвящали ей стихи, писатели и критики писали о ней восторженные статьи. Первая строчка этого стихотворения была взята как эпиграф к стихотворению «Классические розы» и поэтому Игорю Северянину (стихотворение).
Сколько раз розы! Что это за чудо!

Первое стихотворение о розах России написано В.А.Тредияковским в 19 веке. Называется оно как «Ода в похвалу цветку розе»
Отрывок.
Красота весны, роза, о прекрасна!
Всей, о госпожа, румяности власна!
Тя, во всех садах яхонт несравненный
Тя из всех цветов цвет предрагоценныйО розе писали не только русские поэты.
Шекспир. Сонет №54.
Прекрасное прекрасней во сто крат,
Увенчанная правдой драгоценной
Мы в нежных розах ценим аромат
В их пурпуре живущий сокровенно.
Пусть у цветов, где свил гнездо порок
И стебель, и шипы, и листья те же,
И тот же венчик, что у розы свежей, -
Они цветут, не радуя сердец.
И вянут, отправляя нам дыхание
А у душистых роз иной конец:
Их душу перельют в благоухание
Когда погаснет блеск очей твоих
Вся прелесть правды перельется в них.
Камол.
Ливень цветы оросил и задрожала роза
В зазеленевшей воде лик отражала роза.
Выпрямился кипарис, вскинул нарцисс ресницы
Ранила их красотой и без кинжала роза.
Хафиз.
Я вышел на заре, чтоб роз нарвать в саду,
И трелей соловья услышал череду:
Несчастный, как и я любовью к розе
И на лужайке я прогуливался часто:
На розу я смотрю, на соловья и жду.
Я сказала, что1 стихотворение о розе в России было написано в 18 веке, а привезена первая роза в Россию была в 17 веке царю Михаилу Федоровичу немецким послом.
А в садах стали производить розы при Петре 1-ом и в особенности при Екатерине 2-ом в царском парке. А в начале 19 века «розовое поле» с уже одичавшими розами было отведено лицеистам для игр.
А.С.Пушкин писал об этом такие стихи:
«…Вы помните то поле,
Друзья мои, где в прежние дни, весной
Оставя класс, мы бегали на воле
И тешились отважною борьбой…»
Ни одно растение в истории культуры не играло такой роли как роза. Трудно перечислить замечательные произведения искусства, посвященные розе; не возможно рассказать даже о наиболее интересных исторических событиях, с которыми так или иначе связан этот прекрасный цветок. Так их много.
Древнейшие сказания Индии говорят о том, что богиня красоты Лакшми родилась из бутона розы.
Римляне награждали розами за выдающиеся заслуги; венком из роз украшали голову победителя, веря что роза вселяет мужество, римские войны вместо шлема надевали венки из роз, на щитах выбивали изображение этого цветка.
В 17 веке во Франции в городе Провене около Парижа зарождается праздник роз, на котором выбирали самую красивую девушку королевой роз «розьерой» и надевали особый венок из роз, называемый «шапель». От этого слова произошло слова «шляпа».
В истории известно кровопролитная Алой и Белой розы в Англии, которая продолжалась 30 лет! В Англии роза появилась в 14 веке, незадолго до распрей между двумя претендентами на английский престол – ланкастерами и ийорками. Война Алой и Белой розы началась в 1455 году в парке Тампль, где происходило собрание, обсуждавшее вопрос избрания на английский престол. Ричард Лантагент, представитель дома ийорков, сорвав с куста белую розу, предложил сделать то же тем, кто хочет видеть его королем.
«Я не успокоюсь до тех пор, - сказал он, - пока моя белая роза не окрасится теплой кровью Ланкастеров в красную».
Сторонники Ланкастеров сорвали красные розы и прикрепили к своим шляпам (В.Шекспир – «Генрих 4»)
Белая и Красная розы перешли на гербы замков, на щиты и знамена. Началась тридцатилетняя война под знаменами Белой и Алой розы. В лондонском парке долго сохранялись два исторических куста роз. Английские садоводы вывели особый рост розы с белыми и алыми лепестками, назвали «ланкастер – ийорский»
Вы очень много информации о розе получили, слушали стих о ней.
Какой вывод?
Роза прекрасна. Она – красота весны; она смогла ранить и без кинжала своей красотой все цветы; даже, когда вянут – продолжают благоухать. Одним словом – лучше розы нет.
Вернемся к словам Тургенева о Полине Виардо:
«Я ничего не видел на свете лучше Вас…»
Тургенев не пишет конкретно, лучше кого или чего она. Он не сравнивает ее с однородными ей существами. Не пишет: лучше человека, певицы, женщины или просто никого (тогда понятно – имеет виду людей).
Он пишет ничего. А на свете много чего – людей, цветов, лесов, рек, драгоценных камней и т.д.
Из всего, что есть на свете – она лучше всех как и Роза, которая вдохновила и Мятлева, и Северянина, и многих других поэтов, с которой связанно столько историй. Между ними знак равенства.
Начинается стихотворение словами «где – то, когда - то, дано – давно, тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мной… но первый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы…»
Мы можем вычислить это время. Это 1843год. Ведь Мятлев написал его под впечатлением дивного голоса певицы Виардо и Тургенев тогда же с ней познакомился. И строчка, и Виардо в сердце Тургенева остались навсегда. Эту строчку в стихотворение Тургенев вводит, когда о лете говорит, о зиме говорит, вспоминает деревенскую жизнь, детство, братьев(у него два брата – старший Николай на 2 года старше его; младший – Сергей – на 3 года его моложе) и когда жизнь подходит к концу он одинок. И заканчивает стихотворение этой строчкой.
Смотри на признаки, характерные для стихотворения в прозе:
Небольшой объем;
Бессюжетная композиция;
Общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания4Повышенная эмоциональность стиля.
I - есть небольшой объем
II - что такое композиция?
– построение произведения
– сюжет?
Сюжет – событие в определенной связи и последовательности, составляющие содержание художественного произведения. Есть бессюжетная композиция.
III – установка на выражение субъективного впечатления или переживания? Есть. Достигается она с помощью такого средства художественной выразительности, как повторы.
- повторы?
-повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание человека и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор усиливает эмоциональное воздействие на человека.
Звенит да звенит; темнеет да темнеет; как хороши. Как свежи были розы (целое предложение).

Следующее средство – градация. Это стилистический прием, позволяющий воссоздать события, мысли и чувства в процессе, в развитии.
Где – то, когда – то, давно – давно
Меркнет, гаснет, темнеет да темнеет
И так, есть установка на выражение субъективного переживания.
IV – повышенная эмоциональность стиля. Она достигается с помощью повтора модальной частицы, усиленной частицы как. Она выражает отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. В данном случае восхищению, удивлению. И так, мы установили: в тексте присутствуют все признаки жанра «стихотворение в прозе»
А может мы сказать, что оно является гимном всепоглощающей любви?
Можем. Не смотря на то, что он много принес ему, своему чувству в жертву (он так и не заимел семью) он считал себя счастливым. «Встретить Вас на своем пути было великим счастьем в моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ». Только очень счастливый человек мог создать такие произведения, которые он создал.
Поговорим о художественном своеобразии.
Тургенев вошел в историю русской литературы как непревзойденный мастер владения «великим, могучим и свободным» русским языком. Тонкий Мастер словесного выражения, он считал, что важнейшим средством поэтического языка являются эпитеты.
Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Тургенев главным образом пользуется зрительные и слуховые эпитетами. Это помогает дать представление о художественном образе – лице, предмете, явлении.
Работа в тетрадях.
Выписываем эпитеты, говорим – какие (зрительные, слуховые)
Низким окном, летний вечер, задумчивые глаза, загородного русского дома вопрошающие губы, старенького пианино, первые звезды, юного лица, уютной комнаты, добрые глаза, русые головки.А теперь посмотрим на текст. Писатель часто прибегает к паузам. Подтверждение – абзацы – знаки препинания. Это для того, чтоб у читателя была возможность ярче увидеть образ. Понять сказанное. Почувствовать переживания лирического героя.
Вспомните совет Тургенева, как читать его стихотворения.
Чтение текста учащимися.
ИТОГ.
Стихотворение в прозе – итог всей жизни писателя. «Как хороши. Как свежи были розы…» - гимн о любви и образец данного жанра. «Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею держится и движется жизнь». Любовь к Виардо вдохновляла его. Доказательство тому – его творческое наследие.
В последние годы он болел очень тяжело (рак позвоночника), однако «свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у моих ног старый пес, мой единственный товарищ», - пишет он. Но последняя строчка – «Как хороши, как свежи были розы».
- рассмотрели признаки жанра;
- нашли средства художественной выразительности в тексте;
- узнали, что такое градация;
- узнали много интересного о розе – символ любви и надеюсь, поняли, что любовь прекрасное чувство, к чему бы, к кому бы оно не было: к матери, женщине, растению, Родине, родным местам, национальным традициям.
Заключительное слово учителя.
И.С.Тургенев – один из первых русских писателей 19 века, который получил всеобщее признание за рубежом. Авторитет Тургенева, как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели. Для многих зарубежных литераторов, знавших Тургенева, он был совершенством и как художник, и как личность.
В Западной Европе 119 века Россию считали далекой скифской страной. Где очень холодно, много снега и по улицам бродят медведи. И когда перед европейцами предстал блестяще образованный человек со светскими манерами, они были изумлены. Русский писатель свободно разговаривал на нескольких европейских языках, прекрасно разбирался не только в литературе, но и в живописи и философии. Он казался необыкновенно интересным собеседником. Вместе с тем, от его рослой фигуры веяло первозданной физической силой. Мужественная внешность Тургенева, мягкий характер, нежная и чуткая душа, проницательный ум наводили всех знавших его на мысль, что этот русский воплощает в себе лучшие стороны человеческой натуры.