Конспект открытого группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация букв К-Г»


МБОУ – СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
Конспект
открытого группового логопедического занятия на тему:
«Дифференциация букв к-г» (2-й класс)
Составила:
Учитель-логопед
II-ой квалификационной категории
Основина Е.Ю.
г. Орёл – 2014 г.
Цель: развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять знания о звуках [К] - [К’ ], [Г] - [Г’];
- закреплять произношение и навыки различение звуков [К] - [Г];
- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
- совершенствовать речевую моторику и зрительное восприятие;
Развивающие:
- развивать знание норм орфографии;
- развивать коммуникативные и речевые навыки;
- развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
Воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
Пропедевтическая работа:
- разучить с учениками физкультминутку;
- тренировать детей в решении ребусов.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- индивидуальные карточки с заданием;
- рабочие тетради;
- компьютер;
- презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я хочу Вас порадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в XXI век
Морковка – нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла. ( СнеГовиК)
- Правильно, это снеговик. Он видел, как весело утром вы бежали в школу, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года.
- А какое? (Зима)
- А давайте вспомним зимние месяцы.(Декабрь, Январь, Февраль, )
- Почему зима любимое время года Снеговика?
- Снеговик хочет пригласить нас заглянуть в «Азбуку».
2. «Азбука».
- Снеговик хочет напомнить вам, как пишутся заглавные и строчные буквы Г, К.
- Снеговику очень интересно, почему буквы на половину синие, а на половину зелёные? (В каждой букве живет два звука: один - твердый, другой - мягкий)
3. Сравнение пар слов.
- Давайте сравним пары слов. Объясните снеговику, чем отличаются друг от друга пары слов.( В одном слове первый звук звонкий, а в другой паре - глухой).
- Попробуйте, найти к каждому слову пару.
горка – корка
гости – кости
кол – гол
калька – галька
грот – крот
икра – игра
Галина – калина
голос – колос
4. Добавление букв г или к в словах .- Ребята, а вот еще одно задание снеговика. Во всех этих словах убежали буквы гили к. Попробуйте их вернуть, вставьте в слова пропущенную букву Г или К:
У_ол, ва_он, у_ сус, по_ода, у_оль, лав_а, _амень, _усто, _усты, я_ода, _ал_а, с_аз_а, я_од_а, _олуб _а, за_ад_а, _ро_одил.
5. Добавление слога – га или – ка.
- Снеговик нашёл карточки со словами, а прочитать их не может. Друзья, и у вас на парте есть задание, в котором пропущен слог га или ка. Поможем снеговику прочитать слова, добавив слог – га или – ка.
Ру… , сет… , …ражи, ма … роны , бо …тый и т.д.
6. Физминутка.
- Вы, устали?
- Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.
- Наша зарядка снеговику очень понравиться.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались.
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Н. Нищева- Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.
7. Работа в тетрадях.
-Ребята, наш снеговик сомневается, не знает, какую букву записать. Вам необходимо дописать недостающую букву Г или К в словах. А теперь напишите проверочное слово.
утю_ - молото_ - сне_ -
листо_ - бере_ - овра_ -
галсту_ - сапо_ - клубо_-
творо_ - пау_ - ро_ -
замо_ - дру_ - каблу_ -
зна_ - рыно_- четвер_-
8. Отгадывание загадок.
- Снеговик приготовил нам загадки. Ребята отгадайте их.
*Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога (Гвоздь).
*Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью – под кроватью (Тапочки).
*Красные лапки
Щиплют за пятки,
Беги без оглядки (Гуси).
*Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк).
*Пять мальчиков,
Пять чуланчиков;
Разошлись мальчики
В темные чуланчики,
Каждый мальчик
В свой чуланчик (Пальчики).
*Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел Красную шапочку нашел (Гриб)
9. Составление предложений.
- Снеговику очень понравилось, как вы отгадывали загадки. Он просит вас составить предложения со словами отгадками
10. Зрительная гимнастика.
- Дети, ваши глазки должны следить за полётом бабочки и по слогам читают слова.
Ди – во, во – да, да – ры, ры – ба, ба – ра – бан, бан – ка, ка – ша,
ша – ры.
11. Решение ребусов.
- Снеговик очень любит решать ребусы. Ребята, помогите Снеговику! А слова-ответы запишите!
1.К ; 2.ГА; 3.Г “ М
13. Итог занятия.
- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями!
- Вам понравились задания снеговика?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Скажем снеговику до свидания!
- До новых встреч! Вы молодцы!
АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Представленное открытое групповое логопедическое занятие рекомендовано для проведения во 2 классе с учащимися имеющими логопедическое заключение: недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня.
Тема занятия: «Дифференциация букв к-г »
Цель: развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять знания о звуках [К] - [К’ ], [Г] - [Г’];
- закреплять произношение и навыки различение звуков [К] - [Г];
- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
- совершенствовать речевую моторику и зрительное восприятие;
Развивающие:
- развивать знание норм орфографии;
- развивать коммуникативные и речевые навыки;
- развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
Воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
Пропедевтическая работа:
- разучить с учениками физкультминутку;
- тренировать детей в решении ребусов.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- индивидуальные карточки с заданием;
- рабочие тетради;
- компьютер;
- презентация.
На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.
На занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление работы с буквами К-Г.
Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной и устной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей в начальной школе. Во избежание утомляемости учеников была проведена физ. минутка. Также на занятии с целью профилактики нарушений зрения включена гимнастика для глаз.
На занятии использовались разнообразные приёмы: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, наглядный материал, использования информационных-коммуникационных технологий, рефлексии.
Задания были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями учащихся. На уроке я старалась выстроить личностно – ориентированное взаимодействие с учениками: выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.
При проведении данного логопедического занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат учителя, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.
Коротко скажу о личных достижениях поставленной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолеть психологический барьер, связанный с волнением.
В заключение, хочу обратиться к мысли Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать своих учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы на логопедическом занятии.
Хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.