Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Сказочная страна


center264160
План - конспект
урока по изобразительному искусству
на тему: «Сказочная страна»
(1 занятие)
Выполнила: студентка 5 курса
Ярмиева Эльвира
Казань 2014 г.
Дата: 01.12.2014 г.
1 Б класс ДХШ №7 г. Казани
Вид занятий: композиция
Форма урока: интегрированный урок по изобразительному искусству, литературе и музыке
По теме: «Сказочная страна»
Цель: нарисовать обложку для сказки на самостоятельно выбранный сюжет
Время занятия: 2 часа 30 минут
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;
- формировать умение выполнять обложку книги на самостоятельно выбранные сюжеты;
- формировать умение анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе, музыке и изобразительном искусстве;
Развивающая:
- развивать интерес к народному сказочному творчеству, навыков композиционного решения рисунка;
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, внимание, музыкальный и художественный вкус;
- развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказок;
Воспитательная:
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из произведений;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые и злые поступки;
- воспитывать любовь к поэтическому слову, музыке и живописи.
Оборудование:
Для учителя:
- наглядный материал (репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова)
-лист формата А3, маркер для педагогического рисунка;
-литературный ряд (стихотворение «Для чего нужны нам сказки?»)
-музыкальный ряд (отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», музыка из русских народных сказок во время выполнения работы).
Для ученика:
- лист формата А3, гуашь, кисточки, палитра, баночка для воды.
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Сообщение новой темы (25 мин):
а) вводная беседа (целеполагание) (10 мин)
б) введение в тему урока (10 мин)
в) последовательное объяснение выполнения работы (5 мин)
Самостоятельная работа учащихся:
а) работа над композицией (30 мин)
б) работа в цвете (1 час 30 мин)
Итог урока (4 мин):
а) рефлексия
б) домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок
Начался урок
Проверим готовность к уроку
(Имя учащегося) перечисли принадлежности, которые должны быть на парте?
У кого эти принадлежности есть на парте?
Здравствуйте, садитесь.
Сообщение новой темы и цели урока. Актуализация.
а) вводная беседа (целеполагание)
У-ль: Сегодня на уроке мы попадем в чарующий мир искусства. Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов.
Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
У-ль: Прослушайте музыку, и скажите, что это за музыка, знакома ли она вам?
У-ки: варианты ответов
У-ль: Какие образы возникают перед вами?
У-ки: варианты ответов
У-ль: Правильно! Мы сразу вспоминаем добрые сказки. Вот и поэзия авторов побудила Н.А. Римского – Корсакова к созданию композиций к сказам, которая помогает обогатить представления о сказках.
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
У-ль: Как вы думаете откуда пришла к нам сказка?
Сообщение ученика: Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
У-ль: Какие бывают сказки?
У-ки: варианты ответов
У-ль: Правильно! Сказки бывают народные и литературные.
Сообщение ученика: Народные сказки сочинял народ, у их нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов. Литературная сказка — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
б) введение в тему урока
У-ль: Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Как вы думаете, а кто их рисует?
У-ки: варианты ответов
У-ль: Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут. По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество.
Демонстрация иллюстраций к книгам Ю.А. Воснецова.
У-ль: Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки. Например, в иллюстрациях к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя». Рисунок, на котором изображена девочка перед избушкой медведей, иллюстратор хочет показать опасность с помощью цвета и чередования крупных объёмов с мелкими, которой подвергается девочка т.е. большие и тёмные стволы деревьев окружают маленькую девочку. Художники в своих иллюстрациях применяют такие выразительные средства как декоративность, антропоморфность - одушевление предметов неживой природы, приписывание животным человеческих свойств и качеств, отсутствие плановости, несоразмерность фигуры человека с фигурой волка, или фигура человека и размер избы.
У-ль: Но не только художники – иллюстраторы рисуют сказку, но и известные русские художники посвящают сказкам огромные полотна. На них ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря». Например, в картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки.
Демонстрация работ М.А. Врубеля («Царевна – лебедь», «Тридцать три богатыря», «Пан» и др.) и В.М. Васнецова («Три Богатыря», «Аленушка», «Иван – царевич на сером волке» и др.)
У-ль: Например, в картине «Царевна – лебедь» с помощью такого выразительного средства, как цвет, показывает легкость и воздушность царевны. На картине «Тридцать три богатыря» - ритм пятен фигур богатырей, отношение моря и богатырей показывает о могуществе моря, о силе.
У-ль: Какие сказки вы на сегодня должны были прочитать?
У-ки: варианты ответов
Беседа о сказках Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Аксакова «Аленький цветок», А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»:
Краткий пересказ содержания сказки
Обсуждение главных героев, их основные черты (добрый, злой, веселый или грустный и т.д.).
Цветовое решение, в зависимости от настроения героев.
У-ль: Сегодня вы побываете художниками – иллюстраторами и придумаете обложку для вашей сказки.
в) последовательное объяснение выполнения работы
1. Перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
2. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
3. Не забываем, что на обложке книги есть название сказки и имя автора. Шрифты вспоминаем с урока «Афиша цирка».
Самостоятельная урока учащихся.
Учитель следит за работой детей, корректирует их работу, индивидуальная работа с учениками.
Итог урока:
а) рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
Анализ детских работ (приглашаю детей продемонстрировать свои работы)
Вопросы к анализу:
- Как вы думаете, что хотел передать (имя ученика) на обложке своей книги? Какое настроение у его героев?
- Как вы думаете музыка, литература и живопись связаны друг с другом?
б) домашнее задание.
Те, кто не закончил, нужно будет закончить.