Внеклассное мероприятия по физике В мире занимательной физики


Разработка внеклассного мероприятия по физике
"В мире занимательной физики"
Цель вечера: стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, привить интерес к занятиям физикой, развивать логическое мышление.
Предварительная подготовка: формируются две команды учащихся 7 класса. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды
Ход мероприятия
Вводное слово учителя: Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш поединок.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.
Задание.
Первый ведущий рассказывает, что такое черный ящик и каково его значение. (В ящике упрятан конкретный прибор, предмет и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов.)
Второй ведущий информирует о порядке проведения вечера и призывает ребят при обдумывании любого вопроса, опыта следовать совету Козьмы Пруткова «Смотри в корень!»
Разминка.
Ведущие по очереди предлагают ребятам загадки на тему «Физика вокруг нас» и к каждой загадке ставят физический вопрос.
А) чего в шкаф не спрячешь? (луч света)
Б) какого цвета белый свет? ( состоит из 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
В) горя не знаем, а горько плачем. Что это? (облака)
Г) что больше : облако или его тень? (облако отбрасывает суживающий к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.
Д) в воде не тонет и в огне не горит? Что это такое? (лёд)
Е) когда лёд может быть нагревателем? ( когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.
Ж) лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.(тень)
З) как получить от одной палки тень разной длины? ( нужно наклонять её под разными углами по направлению к Солнцу.
И) заревел медведь на все горы, на все моря. Что это? (гром)
К) на улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: гром или увидим молнию? (раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света больше чем скорость звука.)Л) что идет не двигаясь с места? (время)
3.Раскрытие тайн «черных ящиков»
Первый ведущий (обращаясь к ребятам). Назовите будильник Александра Македонского.
Ассистенты вносят « черный ящик» , где на листочке написано- «Петух»
Второй ведущий. Предлагаю такое задание: назовите первый экипаж человека.
Ассистенты вносят « черный ящик», раскрывают его и вынимают игрушку- детская коляска.
Первый ведущий . А теперь физическая пауза. (ставятся занимательные физические опыты с объяснением их сути)
Опыт № 1.Удивительный подсвечник
Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
Этапы проведения опыта
Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

Утяжелить конец свечи гвоздём.
Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
Зажечь фитиль.
Объяснение опыта
- Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!
- В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.
И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.
Опыт № 2 Вертящаяся змейка
Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Этапы проведения опыта
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Объяснение опыта
Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой
Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички
Этапы проведения опыта
Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.
Объяснение опыта
Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.
4."Знакомые величины"Первый ведущий: Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствие одну из физических величин. Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 3 балла. Со второй – 2 балла, ну , а с третьей – 1 балл.Вопрос команде №11.Пеший конному не товарищ;2.поспешишь - людей насмешишь;3.тише едешь - дальше будешь.О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)Вопрос команде №2С какой физической величиной можно связать эти пословицы:1.не все на свой аршин меряй;2.семь раз отмерь - один раз отрежь;3.без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)Вопрос команде №11. Плохи дела, где сила без ума;2. без уменья и сила ни при чем;3. через силу и конь не тянет.О какой физической величине речь? (Ответ: сила)Вопрос команде №21. Мал золотник да дорог;2. своя ноша не тянет;3. тяжело понесешь - домой не донесешь.Назовите физическую величину (Ответ: масса)
5. Историческая викторина. 
Второй ведущий: Каждая команда раньше соперника должна определить имя и фамилию ученого. Дается 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то команда получает 5 баллов, если после второй 4 баллов и т.д.Задание 1 1) Этот английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики2) Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 г, а через 4 года – стал его директором. Ему выдалась честь печатать все монеты страны.3) Уже в 26 лет он стал профессором4) Он обосновал три закона механики5) Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический законОтвет Исаак Ньютон Задание 2. 1) Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки2) Его изобретения весьма популярны3) С его открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну4) Он говорил: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир!»5) После сделанного открытия, он закричал «Эврика!»Ответ Архимед 
Задание 3. 1) Это уникальный путешественник 20 века2) Претендентов на это путешествие было почти 3 тысячи, но выбрали именно его.3) Свое кругосветное путешествие он проделал в одиночку4) То, что он совершил, прославило человеческий разум, его самого и нашу Родину
5) Перед началом путешествия он сказал: «Поехали!»     Ответ Юрий Гагарин 
Задание 4 1) Свои первые открытия он сделал будучи еще студентом.2) Свои исследования в области механики и астрономии этот ученый начал после окончания университета3) Закон инерции открыл именно он.4) Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры5) Занимаясь исследованиями свободного падения, ему понадобилась наклонная пизанская башня.Ответ: Галилео Галилей 
6. Конкурс капитанов «Гонка за лидером».
Первый ведущий: Капитаны по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают один балл.1.Будет ли кусок алюминия плавать в ртути (будет)2.Как называется линия, по которой движется тело (траектория)3.Повысится ли уровень воды в океане, если растают все плавающие в нем льды (нет)4.Где быстрее потемнеет хранящееся серебро: на кухне или в комнате (на кухне)5.на каком явлении основана сварка металлов (диффузия)6.Длина траектории (путь)7.Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел.(инерция)8.Изменение формы и размера тела. (деформация)9.Величина, характеризующая инертность тела. (масса)
7 конкурс«Объяснить пословицу».
Второй ведущий: с написанными пословицами. Посовещавшись, вы должны через 1 минуту дать правильное объяснение. Этап оценивается 5 баллами.1. Как с гуся вода.2. Куй железо пока горячо.
Подведение итогов мероприятия. Слово председателя жюри, вручение призов.