Методическая разработка урока на тему Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРПУХОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по дисциплине «Основы экономической теории» на тему «Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование»
Составил:
преподаватель Номашко М.А.
Серпухов 2013
Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование
Цели урока:
Методическая: Показать возможность применения полученных знаний в жизни.
Образовательная: Изучить понятия: «рыночное равновесие», «равновесная цена», «дефицит», «затоваривание», «рынок продавца», «рынок покупателя», рассмотреть работу рыночного механизма, рассмотреть зависимость эластичности спроса и выручки предпринимателя, научиться строить кривые эластичности спроса и предложения.
Развивающая: Развитие логического и критического мышления, а также возможности применять полученные знания на практике.
Воспитательная: Воспитание инициативности, объективности по отношению к себе и уважения к мнению других студентов.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие студентов и проверка отсутствующих)
Повторение пройденного материала (фронтальный тест-опрос по теме «Спрос и предложение»)
Изучение нового материала (изучение новых теоретических понятий и решение задач)
Закрепление нового материала и подведение итогов (выставление оценок)
Задание на дом
Окончание урока
(Слайд 1)
Обратите внимание на фрагмент, изображенный на слайде (метод критического мышления).
Как вы думаете, что изображено на рисунке?
А вы попадали в такие ситуации?
А как вы думаете, какие экономические процессы представлены на данном слайде? (происходит дискуссия)
Мы ежедневно участвуем в процессе добровольного обмена – торговли. Такой обмен происходит всякий раз, когда мы совершаем покупки.
(Слайд 2)
Делая повседневные покупки, вы наверняка не думаете о себе как об участнике рынка. Тем не менее, механизм, приводящий в движение рыночный обмен в магазине, где моно купить самые обычные и сравнительно не дорогие вещи или на аукционе, где продаются редкие, дорогостоящие предметы, один и тот же. На продукты, имеющие высокую цену, как правило, находится меньше покупателей. При доступных или низких ценах количество покупателей увеличивается. Почему рыночные цены играют такую важную роль? Что вызывает рост или падение цен в условиях рынка? Эти сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.
(Слайд 3)
Цели урока:
Выяснить, каким образом спрос и предложение влияют на формирование цены в рамках рыночной экономической системы.
Рассмотреть ситуацию «рыночного равновесия».
Познакомиться с ситуациями нарушения равновесия: «дефицитом» и «затовариванием».
(Слайд 4)
Задачи урока:
Выяснить каким образом формируется равновесная цена
Изучить ситуации нарушения равновесия: «дефицит» и «затоваривание».
На практике закрепить изученные категории
(Слайд 5)
Мы уже знаем, что согласно закону спроса, потребители покупают меньше товара (услуг), если цена на него растет. Изучив закон предложения, мы выяснили, что предложение продавцов товара (услуг), увеличивается с ростом цены на этот товар (услугу). Получается, что покупатель заинтересован в снижении цены, а продавец в увеличении.
(Слайд 6)
Разрешимо ли это противоречие? Могут ли участники рынка прийти к согласию относительно того, какое количество товара (услуг) покупать и продавать и по какой цене? Ответ на эти вопросы можно найти во взаимодействии спроса и предложения.

(Слайд 7)
На основании данных таблицы произвести построение кривых спроса и предложения, графическим методом определить равновесную цену и равновесное количество товара. (пример занести в тетрадь)
Таблица 1. Данные для построения кривых спроса и предложения
Цена (Р), руб. Объем спроса (QD), ед. Объем предложения (QS), ед.
160 3000 9000
120 4000 8000
80 6000 6000
60 8000 4000
40 10000 2000
(Слайд 8)

Рисунок 1. Формирование рыночного равновесия
Как формируется рыночное равновесие?
Как определяется рыночная цена?
(Слайд 9)
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда спрос и предложение уравниваются с помощью равновесной цены.
Равновесная цена — это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, то есть это цена, по которой продавец согласен продать товар, а покупатель его купить. (определения занесите в тетрадь)
(Слайд 10)

Рисунок 2. Определение равновесной цены и равновесного количества товара
PR = 80 руб. – равновесная цена, QR = 6000 ед. – равновесное количество товара
(Слайд 11)

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность, как для продавца, так и для покупателя.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие.
(сделать запись в конспект)
(Слайд 12)
А что произойдет, если цена окажется выше или ниже равновесной?
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия самостоятельно. Когда покупатели и продавцы встречаются, то не всегда планы по купле и продаже могут быть реальными. Возможно, что спрос будет больше предложения, что сразу приведет к дефициту, или предложение будет больше спроса, что создаст затоваривание.
(Слайд 13)


Допустим, цена на товар установится на уровне 60 руб. Как это отразится на рынке?
(пример занесите в конспект)
(Слайд 14)

Рисунок 3. Товарный дефицит
P = 60 руб. Q S = 4000 ед. Q D = 8000 ед. Q S < Q D
(Слайд 15)
Товарный дефицит — это ситуация, возникающая на рынке, если цена товара ниже реального соотношения спроса и предложения (цена ниже равновесной), т.е. большему количеству денег противостоит меньшее количество товаров, что проявляется в очередях.
Например, Кевин Меллиш стоял в очереди за ковром в течение 20 дней у магазина «Ардинг энд Хоббс», Клапэм, Лондон, с 7 по 27 декабря 1986 г. (Книга рекордов Гиннесса).
(Слайд 16)

Допустим, цена на товар установится на уровне 160 руб. Как это отразится на рынке?
(Слайд 17)

Рисунок 4. Затоваривание
P = 160 руб. Q S = 9000 ед. Q D = 3000 ед. Q S > Q D
(Слайд 18)
Затоваривание — это ситуация, возникающая на рынке, если цена товара слишком высока по отношению к соответствующей величине спроса, качеству и полезности товара, который мертвым грузом лежит на полках магазинов и складов.
(Слайд 19)
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. В условиях свободных цен цена в скором времени установится на уровне равновесной. Почему?
(Слайд 20)
Если цена на рынке установится на уровне ниже равновесной, то начнется конкуренция между покупателями (в более благоприятном положении находится продавец), выражающаяся в очередях, талонах, покупках «из-под прилавка», ведь по такой цене продавцы не будут продавать свой товар. Выиграют эту конкуренцию те покупатели, которые предложат большую цену за товар, что и будет двигать цену вверх до уровня равновесной. Это рынок продавца, где конкурируют между собой покупатели.
(Слайд 21)
Если цена окажется выше равновесной, то начнется конкуренции среди продавцов (покупатель находится в более благоприятном положении), желающих предложить свой товар. На рынке окажется много товаров и мало денег. Эту конкуренцию выигрывают те продавцы, которые снизят цену на свой товар, что будет двигать цену вниз до уровня равновесной. Это рынок покупателей, где конкурируют между собой продавцы.
(Слайд 22)
Как же действует стихийный механизм установления рыночной цены?
Каждый экономический агент (производитель и потребитель) стремится к личной выгоде. Производитель стремится продать товар подороже, а покупатель — купить подешевле. В процессе борьбы между потребителями и производителями, а также между самими покупателями и продавцами формируется рыночная цена, которая устраивает всех.

Рисунок 5. Рыночное саморегулирование равновесной цены
Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить следующие взаимосвязи:
увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».
Регулирование цен государством (сообщение студента)
Мы рассмотрели примеры, когда рынок сам является регулятором экономических процессов. Но в экономике может сложиться такая ситуация, когда государство пытается само отрегулировать цены. Рассмотрим верхние и нижние пределы цен.
Верхние границы цен — это цены выше, которых продавать продукцию запрещается. При этом установленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате проведения государственной политики «замораживания цен», т.е. фиксирования их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Тогда подобное регулирование позволяет широким кругам потребителей приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах.
Однако здесь же возникает цепочка негативных последствий. Нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров и необходимость государственного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему). В результате неизбежно растёт контролирующий бюрократический аппарат, появляются нелегальные, чёрные рынки, фальшивые потребительские карточки и другие беззакония.
Нижние границы цен — устанавливает государство, пытаясь увеличить доходы отдельных производителей. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определённым производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительством минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров (низкая равновесная цена разорила бы их), но опять-таки порождает ряд негативных последствий.
Выключение рыночной саморегулировки неизбежно ведёт к образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство вынуждено либо ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо выкупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом встаёт проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции. В этих условиях государство вынуждено сокращать посевные площади, выплачивая компенсации фермерам, что тяжелым бременем ложится на бюджет.

Рисунок 6. Государственное регулирование цен
(Слайд 23-24)
ВЫВОДЫ: В точке пересечения кривых спроса и предложения объем предложения равен объему спроса и устанавливается равновесная цена, удовлетворяющая покупателей и продавцов. При любой цене ниже равновесной излишек спроса (конкуренция покупателей) будет «толкать» цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос (конкуренция продавцов), и цена начнет снижаться до уровня равновесия.
На изменение рыночной цены влияют:
возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;
избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.
Вмешательство государства в регулирование цен отрицательно влияет на действие рыночного механизма: происходит рассогласование спроса и предложения, что влечет за собой образование дефицита или излишков.
Таким образом, административное установление цен в любом его варианте выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно складывающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этого не делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справляться с порождаемыми ими проблемами.
(Слайд 25)
Закрепление
Функция спроса населения на шариковые ручки описывается уравнением QD = 4P, функция предложения описывается уравнением QS = 50 + P.
Постройте кривые спроса и предложения, математическим и графическим методами определить равновесную цену товара, равновесный объем продаж.
(Слайд 26)
На основе данных, приведенных в таблице, постройте кривые спроса и предложения, графическим методом определить равновесную цену товара, равновесный объем продаж.
Цена за 1кг яблок (Р), руб. Объем спроса (QD), кг Объем предложения (QS), кг
62 40 7
60 32 13
58 25 20
56 20 25
54 13 32
52 7 40
(Слайд 27-31)
Проверка знаний
Как устанавливается равновесная цена?
при договоренности производителей и потребителей
при пересечении кривой безразличия и бюджетной линии
при пересечении кривой производственных возможностей и бюджетной линии
при пересечении кривых спроса и предложения
Что происходит с рынком в состоянии равновесия?
рынок затоварен
рынок дефицитен
рынок сбалансирован
рынок ликвидирован
Что действует в сторону понижения цены на рынке?
затоваривание
дефицит
сбалансированность
все ответы верны
Что действует в сторону повышения цены на рынке?
затоваривание
дефицит
сбалансированность
все ответы верны
(Слайд 32-33)
Домашнее задание
Задача 1.
Функция спроса населения на товар определяется уравнением QD = 7P,
функция предложения данного товара –
QS = 5 + 2P.
Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.
Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 3 руб.?
Задача 2.
Функция спроса на яблоки описывается уравнением: Qd = 1000 – 25 · Р.
Функция предложения яблок: Qs = - 500 + 50 · Р.
Определите равновесные цену и объем продаж на рынке яблок.
Определите объем дефицита (или избытка), который будет иметь место при Р=15 р. за 1 кг.
Заключение
Возможно, вы спрашиваете себя: «Зачем изучать экономическую теорию»? Но нужно отметить, что некоторые экономические процессы, напрямую затрагивают ваши интересы: – одни как личность, обладающую определенными желаниями и потребностями, другие – как человека, который зарабатывает и тратит деньги, третьи – как гражданина страны. Еда, одежда, жилье и даже то, как вы проводите свое свободное время, – все это, так или иначе, определяется экономическими силами. Изучение экономической теории поможет вам лучше понять законы и принципы, в соответствии с которыми они действуют.