История воззрений на общество 3вар ответы


История воззрений на общество. 3 вариант Соотнесите имена ученых и их теории
Тайлор«История человечества, - говорит он - есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде»
Все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам является его теория переживаний.
История человечества это история прогресса и что различия в его степени коренится не в расовых различиях, а в моменте и степени развития.
Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Культурой он называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа
Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.
Морган Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней – ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение значения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигаемых ими ориентиров устройства/переустройства мира.
В постиндустриальном обществе на первый план выходят научное, теоретическое знание и информация как источники власти и богатства
Постиндустриальное общество характеризуется:
доминирующими позициями сферы услуг в экономике;
социальным управлением, становящимся занятием ученого и профессионала-технократа, заменяющими традиционного политика;
повсеместным распространением интеллектуальных технологий и самоподдерживающимся на их основе технологическим прогрессом.
Фрэзер Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
Понятие "культурно-исторических типов" - центральное в его учении.
Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою.
Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы.Уже в ближайшем будущем, считал он огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.
Шпенглер
Он вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.
Магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
Идея "психического единства», универсальное сходство проявлений человеческого разума являться важнейшим фактором эволюции человечества.
Данилевский Предметом его философско-культурологических исследований была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.
Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), он предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
К числу «великих культур относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую Питирим Сорокин
История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
В историческом процессе, считал он, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:
«идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;
«чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;
«идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.
Любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису
Тойнби
Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».
Цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
религия и форма её организации;
территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Он выделяет 21 цивилизацию, также, выделяет неродившиеся цивилизации и особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения
Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. y Он считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Ввел в научный и политический оборот понятие ВЫЗОВА.
Вызовом западной цивилизации станут Россия, исламский мир и Китай.
Дюркгейм Разработал четкую концепцию предмета социологии
Принципы социологии:
общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
общество первично по отношению к составляющим его людям;
изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
Выделял
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в его работах.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Ростоу Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.
Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.
Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются.
ТоффлерОсновной его научный вклад связан с тремя концепциями — теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.
Выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.
Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер — в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.
Джон Белл
Ядром его теории является идея о едином прогрессивном пути развития человечества.
По его мнению, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты.
На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.
На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Им открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.
1 11 4 5 3 6 7 8 9 10 2