Сессионная работа по биологии для 10 класса реального профиля


«Согласовано»
Руководитель ЛМК естественных наук
Кулева Т.Н. ____________________
« ______» __________________ 2012г.
«Утверждаю»
Директор РТЛ им. М.П. ГубоглоЮрченко Е.А. ______________
«______»______________2012г.
Чадыр - Лунгский районный теоретический лицей им. М.П.Губогло
Зимняя сессия 2012-2013уч.г.
Зачётная работа по биологии. 10кл. Реальный профиль.
Преподаватель: Киорогло Т.И.
Дата ______________
Фамилия имя ученика _________________________________________ класс ___________
Кол-во баллов__________ Оценка __________
I. Соотнесите колонку А и колонку Б.А. Б.
1.зоология ____ а) наука о создании новых сортов растений и пород животных;
2.альгология ____ б) наука о водорослях;
3.бриология ____ в) наука о клетке;
4.цитология ____ г) наука о животных;
5.селекция ____ д)наука о мхах 5б
II. Заполните пропуски необходимыми терминами:
1.Во время ______________________ тратится энергия и образуются сложные органические вещества, тогда как при __________________ энергия образуется, а сложные органические вещества расщепляются на более простые.
2.В онтогенезе одного организма различаются два периода:_________________ и _____________________________ развития. 4 б
III. Выберите верный вариант ответа и обведите его: 1) Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.
2) Конечным продуктом обмена веществ является:а) кислород; б) мочевина; в) белки.
3) Процессы, приводящие к накоплению энергии и усвоению веществ, являются сущностью:
а) пластического обмена; б) водного обмена; в) энергетического обмена;
4) Денатурации легче подвергаются белки:
а) первичной структуры; б) вторичной; в) третичной; г) четвертичной; 4б
IV. Если утверждения верные обведите букву В, если неверные букву Н. В неверных предложениях подчеркните ошибку и исправьте ее (одно слово). 14 б
1.В / Н Флоэма – это проводящая ткань, состоящая из трахей и трахеид.
________________________________________________________
2.В / Н Апикальная меристема обеспечивает рост корня в длину.
________________________________________________________
3.В / Н Гаструляция – это стадия эмбриогенеза, характеризующаяся появлением второго слоя клеток. ____________________________________________________
4.В / Н Корень – это положительный геотропный орган, обладающий отрицательным гидротропизмом. ____________________________________________________
5.В / Н Хемотрофы синтезируют органические вещества на основе солнечной энергии ________________________________________________________
6.В /Н У майского жука развитие с неполным метаморфозом;
__________________________________________________________
7.В / Н Тропизмы - это неориентированные движения органов растений, обусловленные временными изменениями интенсивности действия __________________________________________
V. Составьте и напишите предложения о бактериальной клетке, используя по одной характеристике из каждого примера, выбранную характеристику подчеркни: 5 б
А) содержит мезосомы/лизосомы____________________________________________________________
Б) относится к эукариотам/прокариотам______________________________________________________
В) не содержит цитоплазмы/митохондрий/рибосом____________________________________________________
Г) клеточная стенка содержит хитин/муреин/целлюлозу ______________________________________________
Д) передвигается с помощью жгутиков/псевдоподий______________________________________________
VI . В каждой строке подчеркните лишнее слово, ответ поясните. 6 б
1. спорофит, гаметофит, яйцеклетка, сперматозоид _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. фототропизм, геотропизм, фотонастии, гидротропизм __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
3. митохондрии, рибосомы, ядро, пластиды_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
VII. Составьте триады по следующему алгоритму: тип клетки – органоид – функция (словосочетания используются один раз) 6 б
Пластиды, транспорт веществ, синтез органических веществ, растительная клетка, нуклеотид, животная клетка, аппарат Гольджи, прокариотная клетка, хранение генетической информации.
1______________________________________________________________________________________________2______________________________________________________________________________________________3______________________________________________________________________________________________
VIII. Найдите 3 сходства и 3 отличия между ДНК и РНК: 12б
Сходства:
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ДНК Критерии отличия РНК
1. 2. 3.
IX. Напишите эссе о роли и функциях воды в живых организмах. 5б
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Барем оценивания.
№ итемаКол-во баллов Барем Ожидаемый ответ Примечание
1 5 Ответ отсутствует – L.
Ответ неверный – 0б.
За каждое верное соотношение- 1б. Зоология – наука о животных.
Альгология – наука о водорослях.
Бриология – наука о мхах.
Селекция – наука о создании новых сортов растений и пород животных.
Цитология –наука о клетке. Другие варианты
оценивания не
допускается.
2 4 Ответ отсутствует – L.
Ответ неверный – 0б.
За каждое правильно вписанное название процесса и периода развития - по 1б Ассимиляции и диссимиляции.
Эмбриональный и постэмбриональный. Другие варианты
оценивания не
допускается.
3 4 Ответ отсутствует–L.
Ответ неверный – 0 б.
За каждый правильный ответ – 1 б. 1 б 2 б
3 а 4г Другие варианты
оценивания не
допускается.
4 14 Ответ отсутствует– L.
Ответ неверный – 0б.
За подчеркивание варианта Н, без объяснений – 1б.
За подчеркивание варианта Н,
с объяснением– 2б.
За подчеркивание варианта В – 2 б. 1 В. 2В. 3В.
4Н, ошибка – отрицательным, правильно положительным гидротропизмом
5Н, ошибка хемотрофы, правильно -фототрофы.
6Н, ошибка с неполным, правильно - с полным метаморфозом7Н, ошибка тропизмы, правильно –таксисы. Могут быть представлены другие варианты. Акцент делается на
правильное значение
формулировки
объяснений.
5 5 Ответ отсутствует– L.
Ответ неверный – 0 б.
За каждый правильный ответ – 1б. Содержит мезосомы.
Относится к прокариотам.
Не содержит митохондрий.
Клеточная стенка содержит муреин.
Передвигается с помощью жгутиков. Другие варианты
оценивания не
допускается.
6 6 Ответ отсутствует–L.
Ответ неверный – 0 б.
За каждое выделенное слово - по1 б.
За каждое объяснение - по1 б 1.Спорофит – бесполое поколение.
2. Фотонастии – не ориентированные движения растений.
3. Рибосомы – амембранные органоиды Акцент делается на
правильное объяснение выбора лишнего слова.
7 6 Ответ отсутствует – L.
Ответ неверный – 0б.
За каждую правильную триаду – по 2б.
За неполную триаду или с ошибками– 0 б Растительная клетка- пластиды-синтез органических веществ
Животная клетка-аппарат Гольджи-транспорт веществ
Прокариотная клетка-нуклеотид-хранение генетической информации Другие варианты
оценивания не
допускается.
8 12 Ответ отсутствует–L.
Ответ неверный – 0 б.
За каждое сходство – по 1 б.
За каждый критерий отличия– по 1б.
За каждое заполнение рубрики отличия – по 1 б. Сходства:
1.    Биополимеры
2.    Участвуют в синтезе белка
3.    Сходное строение мономеров: - азотистое основание
-   молекула пентозы- остаток фосфорной кислоты
ДНК Критерии РНК
Содержится, в основном, в ядре, образуя хромосомы, в митохондриях, в пластидах Местонахождение В ядрышке, рибосомах, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах
Двухцепочечная молекула, образующая спираль. Мономеры - дезоксирибонук-леотиды, в состав которых входят дезоксирибоза,  азотистые основания -аденин, тимин, гуанин и цитозинСтроение Одноцепочечная молекула, мономеры рибонуклеотиды, в состав которых входят - рибоза, азотистые основания - аденин, урацил, гуанин и цитозинХимическая основа наследственности. Образует хромосомы, хранение и передача наследственной информации. Кодирует информацию о структуре белка. Функции Энергетическая - обеспечивает энергией процессы жизнедеятельности клетки: биосинтез, движение, сокращение мышц, активный перенос веществ через мембрану, и т. п.
Другие варианты
оценивания не
допускается.
Могут быть
представлены и
другие сходства и
различия, главное
чтобы были
правильные.
Необходимо указать
критерии сравнения.
9 5 Ответ отсутствует–L.
Ответ неверный – 0 б.
Ответ частично верный – 3б.
Ответ полный Функции воды: 1.Вода как растворитель. Многие химические реакции в клетке являются ионными, поэтому протекают только в водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофильными (спирты, сахара, альдегиды, аминокислоты), не растворяющиеся - гидрофобными (жирные кислоты, целлюлоза). 2.Вода как реагент. Вода участвует во многих химических реакциях: реакциях полимеризации, гидролиза, в процессе фотосинтеза. 3.Транспортная функция. Передвижение по организму вместе с водой растворенных в ней веществ к различным его частям и выведение ненужных продуктов из организма. 4.Вода как термостабилизатор и терморегулятор. Эта функция обусловлена такими свойствами воды, как высокая теплоемкость - смягчает влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде; высокая теплопроводность - позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме; высокая теплота испарения - используется для охлаждения организма при потоотделении у млекопитающих и транспирации у растений. 5.Структурная функция. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода поддерживает тургор (упругость эндоплазматической мембраны), у некоторых животных служит гидростатическим скелетом (медузы).  Могут быть
представленны и
другие функции.
Акцент делается на логичность, правильность и последовательность описания роли воды.
ВСЕГО: 61 Шкала оценивания.
Оценка 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Баллы 61-59 58-53 52-46 45-39 38-31 30-20 19-16 15-11 10-6 5-0