Методические рекомендации Поддержка одаренных детей в дополнительном образовании


Методические рекомендации
«Поддержка одаренных детей в дополнительном образовании»
Разработчик: Кочетова Наталья Леонидовна
педагог – организатор структурного подразделения детский (подростковый)
клуб «Созвездие»,
МБУ ДО «Детский (подростковый)
центр «Агнес»
Гении падают с неба. И на один раз, когда онвстречает ворота дворца, приходитсясто тысяч случаев, когда он падает мимоД. Дидро
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности учащихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым учащимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности МБУ ДО «Арина». Структурное подразделение детский (подростковый) клуб «Созвездие» ориентирован на формирование у детей общей культуры и художественно-эстетического вкуса, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Условно можно выделить три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем эстетического развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной одаренности в определенной области искусства (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными творческими резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде. Одаренные дети, как никто другой, нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким творческим потенциалом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Личность учителя - педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.
Критерии одаренности ребенка:
решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;
речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Для выявления и развития одаренности применяются следующие формы и методы:
тренинги;
сложные игры, т.к. именно такие игры более интересны для детей такого уровня;
моделирование творческой ситуации;
образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. При разработке образовательной траектории для одарённых детей разного возраста применяются следующие принципы специализации образовательных программ:
Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях и т.д.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социумом, природой, культурой и т.д.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
формирование внутренней мотивации;
предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;
рефлексия;
возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
интегративный подход;
проектное обучение;
модульная технология;
технология полного усвоения;
инновационные компьютерные технологии.
Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.
Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях дополнительного образования имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах учащихся, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, конкурсы в клубе, а также и вне клуба, принимая участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и конференциях разного уровня.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.