Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звук[и], буквы И,и»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 села Красная Поляна Кущёвского района Краснодарского края


Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе.


Учитель МБОУ СОШ №9 село Красная Поляна Кущёвского района Краснодарского края Шангарёва Елена Александровна


Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звук[и], буквы И,и»
Цель урока: познакомить обучающихся с гласным звуком [и] и буквами И, и.
Задачи урока:

Учить соотносить букву И и звук[и], делить слова на слоги, выделять звуки из слова, определять ударный слог, уметь давать характеристику звукам, определять место звука в слове и обозначать его буквой.
Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
Развивать фонематический слух, зрительно-слуховую память, логическое мышление, обогащать и расширять словарный запас ученика.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, Азбука, звуковые схемы, электронное приложение к Азбуке, карточка с печатной и прописной буквой И, и.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации знаний.















Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия





1.Мотивирование к учебной
деятельности. Постановка учебной задачи.


Эмоциональный настрой. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Подводит детей к формулированию темы урока.
Артикуляционная гимнастика (трубочка, петух , лошадка).
Работа над выразительностью речи (пение гласных ).
-С какой буквой на лестнице мы ещё не познакомились на уроке обучения грамоте? Какой звук она обозначает? Какая тема нашего урока сегодня? Чему мы научимся на уроке?




Выполнение упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастик. Пение гласных звуков.
Постановка темы и цели урока.


Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Подводит детей к актуализации имеющихся знаний для построения нового знания, их обобщения. Актуализирует мыслительные операции и познавательные процессы.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [и]».
-Хлопните в ладоши, когда услышите звук:
среди звуков, слов (аист, пони, каша, мастер, урок, ива, белка).
-Какой герой пришёл к нам на урок? Из какой сказки? Сколько звуков в слове Иа? Назовите их. Какие это звуки? Почему? Сколько слогов в слове? Как вы это узнали? Какое правило мы знаем? Что такое слог? Какой слог ударный? По аналогии работа со словом «индюк».
Обучающиеся хлопают в ладоши, услышав звук .
Наблюдают над артикуляцией звука.
Составляют звуковые схемы данных слов на доске. Дают характеристику звукам, количество слог, ударный и безударный слог.

Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, осуществление анализа объектов.
Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности

3. Изучение нового материала


















4.Физпауза
Обозначение звука[и] буквами И,и.
-Какой буквой на письме обозначается этот звук? На что похожа буква И? Прослушайте стихотворение и закончите их хором, когда я остановлюсь:
Молоток я раздобыл,
- Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек? 3.
- А какая буква? И.
На калитку посмотри:
- Чем она не буква И.
- Между двух прямых досок
- Одна легла наискосок.
В какую сторону наклонилась буква И? Какие буквы И бывают? Для чего нужна заглавная буква И? (Чтобы записывать имена людей, клички животных, в начале предложения) К какому герою мы приставим заглавную букву И, а какому строчную? Почему?















Сравнивают образ буквы с картинками.
Развивают умение говорить в рифму стихотворения.
Вспоминают правило написания имён людей и кличек животных.
Анализ печатных букв
( сходство по форме, различие по размеру).
Соотнесение цвета звуковой схемы звука и цветом буквы.







Громко тикают часы
(Ходьба .)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.) В школу нам пора идти,
(Ходьба )
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)
Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, составление плана и последовательности действий
Познавательные: моделирование, построение речевых высказываний в устной форме, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Закрепление
Организация деятельности по применению новых знаний
1.Работа в парах.
Узнавание буквы И среди других букв.
- Обведите кружочками все буквы И. Сколько букв И встретились?
2. Работа с электронным приложением
- Найдите в словах звук И. Какой он по счёту?
- Составьте звуковую схему слову малина. Что такое малина? Какую пользу она приносит?
3. Работа по учебнику.
-Рассмотрите рисунок. Назовите имя сказочного героя. Из какой сказки он к нам пришёл, кто автор? Что напутал художник? Как называется предмет, из которого выпускают стрелы? Что вы можете сказать о слове ЛУК? ( многозначное слово) Какой можно сделать вывод? Составьте предложение по схеме и по рисункам. Назовите1, 2 ,3 слова. Расскажите всё, что вы знаете о предложении. Отчего зависит знак в конце предложения? Посмотрите схему этого предложения. Что обозначает большой первый квадрат во втором слове? Рисунок какого слова вы заменили бы на схеме?
4. Работа со словами – омографами.
Посмотрите на картинки. Какая конфетка прилипает к нёбу и зубам? Составьте это слово из магнитной азбуки. Поставьте ударение. Измените ударение так, чтобы получилось название цветов. В чём сходство и различие этих слов? Какой вывод можно сделать? (одно и тоже слово может иметь несколько значений, изменив только ударение)
5. Работа над словообразованием, подготовка к изучению родственных слов.
-Что такое жмурки? (игра)
-Чего много в детском саду?(игрушек)
-Что вы любили делать в детском саду?(играть)
-Там был настоящий компьютер для игр? А какой был?(игрушечный)
-Прочитайте слова, которые мы отгадали? Что вы наблюдаете? Эти слова образуют семью слов, их называют родственными, потому что у них есть общая часть. Кто увидел общую часть?


Работа в парах.



Один ученик работает на интерактивной доске остальные за партами.
Поиск звука в словах и обозначение буквой.
Составление звуковой схемы слова «малина» по 1- му человеку.
Работа с многозначными словами, анализ их особенностей.
Составление предложения по картинке. Анализ схемы предложения.



Повторение понятие ударения и его значения в словах. Наблюдение над словами – омографами. Делают вывод
( различие в ударении и значении слов)
Наблюдение над словообразованием родственных слов. Делают вывод: в родственных словах есть общая часть, которая их объединяет в одну семью.
Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий, преобразование практической задачи в познавательную, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные:
умения использовать уже имеющиеся знания на различных заданиях, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнёра, контроль,
коррекция, оценка поведения партнёра.

6. Рефлексия учебной деятельности
Организация рефлексии. Самооценка обучающихся. Оценивание учителя.
- Давайте вспомним, какую цель ставили. Как считаете достигли? С какими трудностями столкнулись при достижении цели?
- Продолжите фразу:
-Сегодня я узнал
- Мне было интересно
- Было трудно
- Я понял, что
- Теперь я могу
- Я научился

Подводят итог урока.
Соотносят цель и результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения с достаточной полнотой и точностью
Личностные:
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Познавательные: обобщение по заданным критериям, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.




15