Конспект внеурочного занятия с активными методами обучения на темуТайна моего имени


Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Мордовский республиканский институт образования»
индивидуальный проект занятия по внеурочной деятельности
с использованием активных методов обучения
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности
младшего школьника в современных условиях»

Выполнила: Сабурова Татьяна Григорьевна,
МОБУ «Рождественская СОШ»,
учитель начальных классов


Саранск 2016г.
Занятие внеурочной деятельности
Направление внеурочной работы: духовно-нравственное
Форма организации: интегрированное занятие с элементами игры.
Программа: «Я- гражданин России»
Класс: 2
Тема: Тайна моего имени
Цель: воспитание интереса и уважения к своему имени.
Формируемые УУД:
1) формирование познавательных УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- анализ, синтез;
- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).
2) формирование регулятивных УУД:
- формулировать и удерживать цель занятия;
- составлять план и последовательность действий;
3) формирование коммуникативных УУД:
- умение слушать и понимать других;
- воспитывать взаимоуважение друг к другу;
- умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им;
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- умение отстаивать свою точку зрения.
4) формирование личностных УУД:
- самоопределение себя частью многоликого изменяющегося мира, умение объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями по классу.
Оборудование и материалы: загадка на солнышке, клубок нитей, альбомные листы, краски, фигуры на липучках для рефлексии – солнышки и тучки,ромашка с вопросами
Этапы занятия Время Подробное описание АМО Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
Инициация 2 мин АМО начала урока «Улыбнемся друг - другу»
Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе
Участники: Все обучающиеся
Время проведения: 2 минуты
Проведение: Дети должны взяться за руки , улыбнуться друг другу и пожелать друг другу хорошего настроения
Оценка результата: хорошее настроение, готовность сотрудничать с учителем и сверстниками 1. Организация класса
- Здравствуйте, ребята!
-Я хочу чтоб наше занятие мы начали с хорошего настроения. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу
Вхождение е в тему 2 мин АМО Метод «Загадка-секрет»
Цели метода: активизация мыслительной деятельности
Участники: Все обучающиеся
Время проведения: 3 минуты
  Проведение: Педагог загадывает детям загадку, расположенную на отвернутом солнышке
Оценка результата: развивает у учащихся интерес  к теме занятия 2. Объявление темы занятия
- Если разгадаете загадку, то солнышко повернется к нам
Педагог загадывает детям загадку, расположенную на отвернутом солнышке:
Тебе дано,
А люди пользуются?
Что это такое? (дети отгадывают: имя)
Педагог с детьми разбирают загадку.
Загадка разбирается по вопросам:
Почему имя тебе дано?
Какая задача у имени, для чего или зачем оно тебе дано?
Есть ли смысл у имени?
Солнышко вывешивается на доску.
Формирование ожиданий учеников 2 мин АМО «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения:2мин
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. Прикрепите на доску солнышко, если вы уверены ,что вы сегодня справитесь с заданиями, если не уверенны - тучку.
Проработка содержания темы 3 мин.
АМО ««Кубик вопросов»»
Цель: используется для стимуляции высказываний детей по вопросу.
Участники; Все обучающиеся
Время проведения: 3 минуты
Проведение: учитель предлагает ряд вопросов для обсуждения ,просит высказывать идеи или мнения без какой - либо их оценки. Фиксирует идеи на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время..
Оценка результатов: дает ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников, уточнить персональные позиции и личные точки зрения участников Педагог: Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя?
Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное, свое, чужое, содержащее в себе иной смысл…
- Может ли человек жить без имени?
Дети: нет, объясняют почему (выдвижение предположений).
- Проблемная ситуация: А если у человека нет имени, что с ним произойдет?
Дети: ему будет не так, как остальным; плохо, он будет расстраиваться, человек не может без имени, оно ему необходимо.
- Правильно ребята без имени человеку было бы сложнее выжить в нашем многогранном и разноцветном мире.
А что мы будем делать, чтобы ответить на эти вопросы?
- Что такое имя? Откуда берутся имена? Что значит ваше имя?
Планирование деятельности: разбираться, что такое имя, узнаем откуда они появились, для чего они нужны, узнаем тайны имен.
Интерактивная мини-лекция
7 мин Метод «Лекция со стопами»
  Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. 
Участники; Все обучающиеся
Время проведения: 10 минуты
Проведение: Лекция читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется индивидуально.
Организация поиска информации из рассказа педагога.
Педагог начинает свой рассказ по теме занятия, обращаясь, всё время к обучающимся.
Я решила разобраться, что же такое имя?
Ребята, кто-нибудь из вас может ответить на это вопрос? (предположения детей: именем называют человека, имя есть у каждого человека).
Послушайте внимательно мой рассказ и найдите в нём, то, с чем связано имя человека.
Для начала я решила посмотреть, что такое имя в справочнике (демонстрация справочника) и вот что я узнала:
ИМЯ - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (Слайд 3)
Имена личные люди имели во все времена. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом, жизнью.
Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.
Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени.
Личные имена употребляются не только в жизни, в частных разговорах, но и в документах. Они могут быть модными или, напротив, устаревшими.
Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия .
Организация диалога:
- Скажите, кто запомнил, что же такое имя? Как оно появилось?
Ответы детей: имя – это личное название человека, любое слово могло стать именем.
- Велика ли роль имени в жизни человека?
Велика, у каждого человека есть имя. Без имени человек не может жить.
- А кто запомнил, какие бывают имена?
Личное, модное, устаревшее.
А приведите примеры таких имен.
Дети приводят примеры: например устаревшие имена Серафим, Степанида, Фаина, Лазарь, Назар, модные имена: Карина, Алина, Матвей, Максим. Личные имена6 называют свои имена.
Молодцы, ребята, внимательно слушали меня, привели хорошие примеры.
Мы сейчас немного отдохнём.
Эмоциональная разрядка 2 мин АМО «Как живёшь?» Цель: Снятие утомления
Время проведения: 2 минут
Проведение: Дети выполняют движения в соответствие со словами учителя
Оценка результата: Положительный эмоциональный настрой, снятие утомления
Сейчас мы немного отдохнем и заодно поднимем наше настроение
-На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия. Как живёшь? А идёшь? Как бежишь? А плывёшь? Ждёшь обед? Машешь в след? Утром спишь? А шалишь?
Проработка содержания темы 3 мин АМО Упражнение "Мое имя".
Цель: Идентификация со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Время проведения: 3 минут
Проведение: Дети по очереди сообщают о себе по плану:
"Мое имя ..., мне... лет, + дополняют что-то о себе мне нравится, я интересуюсь, я люблю и т.д.…."
Оценка результата: знакомство с членами группы, создание доброжелательной атмосферы, формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие коммуникативной компетентности Работа организуется в группах. Сначала в четверках, затем все вместе.
Первый начинает взрослый:
Например: Моё имя Татьяна, мне 32 года, мне нравится сегодняшний день.
Далее педагог следит за деятельностью в малых группах, потом все возвращаются в круг и говорят как им нравится, когда их называют: полным именем или сокращенным, уменьшительным или измененным.
Проработка содержания темы 7 мин АМО «Поиск знаний»
Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся
Время проведения: 7 минут
Проведение: найдите информацию о своем имени.
Оценка результатов: умение ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником Ребята, значение имени и есть некая тайна имени.
После того, как каждый ребенок выскажется о себе, как его зовут и что-то о себе учитель предлагает найти информацию подобранную заранее что обозначает его имя.
Пример
Анна – от древнееврейского «благодать»
Александр - от греческого «мужественный защитник».
Матвей – от древнееврейского «Божий человек»
Дарья - от персидского — «огонь великий».
Давайте полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное, особенное.
- Кто узнал что-то новое о себе?
- О своих друзьях?
- Кто запомнил для чего человеку имя?
- Какие бывают имена?
- Почему говорят «Тайна имени»?
Дети отвечают на вопросы педагога.
- У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все вместе мы (перечисление имен присутствующих) - одно целое «Мы».
Проработка содержания темы 5 мин АМО « Игра "Клубочек и его нити"».
Цель: формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).
Время проведения: 5 минут
Проведение: У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему.
Оценка результатов: знакомство с членами группы, создание доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативной компетентности - А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами.
У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему.
Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы.
Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напишем его на листах.
Проработка содержания темы 7 минут АМО «Метод образного видения. »
Цель: активизация"ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия.
Время проведения: 7 минут
Проведение:Дети пишут свое имя любой краской на альбомном листе и дополняют его значением, смыслом. Если ребенок затрудняется, учитель пишет его имя на листке, ребенок копирует. При наличии одинаковых имен можно написать букву фамилии или другой знак. Листы вывешиваются на доску.
Оценка результатов:
погружение во внутренний мир, снятие напряжение Рисование своего имени: творческое задание.
- А теперь, давайте напишем и нарисуем наши имена, в соответствии с их значениями, то есть их тайной.
Нарисуйте символ имени, сделайте герб имени, оживите имя с помощью своего рисунка, поместите его в среду и т.д.
Релаксация 2 мин АМО «Метод образного видения. »
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты. Ребята ,сейчас подойдите к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у вас возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если ваши опасения были напрасны.
Подведение итогов 3 мин АМО «Ромашка»
Цель: систематизация целей, ожиданий учащихся
Участники; Все обучающиеся
Время проведения: 3минут
Проведение: Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме занятия, записанные на обратной стороне
Оценка результата: Положительный эмоциональный настрой, закрепление изученных понятий
- Давайте ответим на вопросы ,которые записаны на листочках ромашки Кто узнал что-то новое о себе?
- О своих друзьях?
- Кто запомнил для чего человеку имя?
- Какие бывают имена?
- Почему говорят «Тайна имени»?
Я узнал про свое имя….
Мне было интересно, когда …
Мне еще нужно узнать…
Для меня самым трудным было…
Сегодня на занятии мне было…