Профессиональная ориентация в школе как ресурс, обеспечивающий повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению

Профессиональная ориентация в школе как ресурс, обеспечивающий повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. (слайд 1)

Модернизационные процессы, происходящие в российском образовании, характер современной экономики, особенности развития ее сфер способствуют трансформации социально-трудовых отношений и профилизации рынков труда и услуг, повышают роль профессиональной ориентации молодежи. В модели «Российского образования до 2020 г., для экономики, основанной на знаниях» образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. В числе мер по решению приоритетных задач социально-экономической политики государства определено повышение профессиональной ориентированности молодежи.. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. (слайд 2)
Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора пути профессионального развития. Этот процесс в основном занимает и качественно характеризует один из самых неопределенных и сложных возрастных периодов человека – детство-взрослость. И чем раньше и чем точнее будет обозначено направление профессионального развития, тем быстрее и ближе он окажется к профессиональному успеху. Данная задача в нашей школе решается целенаправленной системой мер профессиональной ориентации.

Принципы профессиональной ориентации (слайд 3)
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью ( учитываютя потребности общества в кадрах).
Схема организации работы школы по профориентационной работе (слайд 4)













Этапы и содержание профориентационной работы
I и II этапы являются этапами первичного профессионального выбора. (слайд 5) На I этапе учителями начальных классов на уроках литературного чтения и технологии в игровых ситуациях предоставляется возможность обучающимся «примерить на себя различные профессии». Учителя привлекают обучающихся 1-4 классов к научно-исследовательской деятельности. В 2012 году учащиеся 3-4 классов приняли участие в школьной ученической конференции и заняли 1,3 место. В течение 2011-2012 учебного года классными руководителями 1-4 классов были проведены:
ролевые игры с профессиональными сюжетами «Школа», «Столовая», «Магазин», «Больничный городок», «На улицах села», «Космическое путешествие»;
классные часы с профессиональной направленностью «Все работы хороши – выбирай на вкус», «О профессиях разных, нужных и важных», «Путешествие по океану «Профессия»;
конкурс рисунков «Профессии наших родителей»;
анкетирование «Мой любимый школьный предмет»;
организованы:
экскурсии, встречи с родителями-представителями различных профессий;
оформлено портфолио обучающихся.
На II этапе учителя 5-7 классов на уроках развивают интересы и способности обучающихся, привлекают их к коллективной творческой и научно-исследовательской деятельности, формируют потребности обучающихся в профессиональном самоопределении. В 2011/2012 учебном году обучающаяся 7 класса Подрезова Н.заняла I место во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «удивительная география», 13 учащихся приняли участие в Межрегиональной многопрофильной олимпиаде «Менделеев» - 1 учащийся участвовал в очном этапе «Лучший по праву», 5 учащихся приняли участие в районном этапе Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». Учащиеся нашей школы являются активными участниками и призёрами Всероссийских молодёжных чемпионатов по предметам: обществознание, география, биология, математика. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 12 учащихся, которые заняли 10 призовых мест (результативность 83%). Второй год подряд наши ученики становятся победителями областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. В течение 2011-2012 учебного года в 5-7 классах были проведены следующие мероприятия профориентационной направленности: (слайд 6)
учителями:
предметные недели;
предметные олимпиады;
конкурс рисунков, сочинений «Моя будущая профессия»;
классными руководителями:
экскурсии на предприятия села ;
встречи с родителями-представителями различных профессий;
тематические классные часы профессиональной направленности «Мир профессий»
«пробы пера» - литературные зарисовки;
диагностика «исследование одарённости учащихся», «изучение личности учащихся», «мои читательские интересы»
библиотекарем:
выставка книг «К будущей профессии через книгу»;
анкетирование «Что мы любим читать?» (изучение читательских интересов с целью оказания помощи обучающимся в выборе литературы по проофриентации);
социальным педагогом:
анкетирование «определение школьной мотивации»;
исследование интересов по методике ДДО.
На III этапе (слайд 7) профориентационной работы происходит моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в старшей школе или учреждениях профессионального образования. Все профориентационные мероприятия, проводимые на этом этапе, направлены на формирование умений обучающихся 8-9 классов адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
В школе организуются элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные. Ориентационный элективный курс «Основы профессионального самоопределения», включенный в учебный план 9 класса, проводится для оказания помощи обучающимся в их профессиональном и социальном самоопределении. Он помогает обучающимся выстроить проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Широкий спектр пробных элективных курсов («Удивительный микромир» - знакомство с профессиями – врач, агроном, психолог, ветеринар, генетик и другие; «В мире химических реакций и задач» - фармацевт, нефтехимик, лаборант, технолог; «Изучаем Конституцию» - судья, адвокат, нотариус, прокурор, следователь, социальный работник, глава администрации» «Решение задач по географической карте»- топограф, геолог, геодезист, водитель, военный, космонавт, гидролог, метеоролог, землеустроитель), созданных в школе, позволяет учащимся утвердиться в сделанном ими выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности, или отказаться от него.
На этом этапе классные руководители и учителя 8-9 классов знакомят обучающихся с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывают обучающимся помощь в выборе профиля обучения, проводят тематические классные часы и родительские собрания Летняя трудовая практика дает возможность обучающимся проявить себя в качестве вожатого, овощевода, подсобного рабочего. Ежегодно трудоустраиваются от 12-20 учащихся .
На IV этапе (10-11 классы) (слайд 8) профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у обучающихся проявляется устойчивый интерес и способности. При проведении занятий по выбранным учебным предметам преобладающими являются вузовские формы работы: лекции, практикумы, дискуссии, проектная деятельность. Для того чтобы оказать помощь обучающимся в выборе профессии, соответствующей их интересам, способностям, возможностям и ценностным установкам, в содержание данных предметов обязательно включается знакомство с различными профессиями
В целях реализации концепции непрерывности и преемственности образования наша школа в течение ряда лет осуществляет тесное сотрудничество с учебными заведениями г. Тобольска
информирование о правилах приема и условиях обучения в ССузах, ВУЗах; распространение в школе материалов об учебных заведениях и рекламных в буклетов;
демонстрацию фильмов о ВУЗах и других учебных заведениях в школе;
выступление представителей учебных заведений с лекциями о специальностях;
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями) о правилах приема в ВУЗ и условиях обучения в нем;
участие в Днях открытых дверей.
Мониторинг поступления выпускников в учебные заведения (слайд 9)
год
Вузы ( % от количества выпускников)
Ссузы

2009-2010
24
39

2010-2011
60
10

2011-2012
80
10

Наши выпускники обучаются в Тюменском нефтегазовом университете, Тюменской архитектурно-строительной академии, Тюменском институте государства и права, Тобольской государственной социально-педагогической академии, медицинском колледже, педагогическом колледже, Тюменском колледже транспорта и других учебных заведениях.
Вся система сотрудничества школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования в настоящее время выстроена так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности обучающихся, предоставить возможность получения образования по всем возможным направлениям – техническому, естественно-научному, социальному, экономическому, гуманитарному, в области информационных технологий, права. Это обеспечивает выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.
Заместитель директора по УВР Булашева Н.В.
УЧИТЕЛЬ/ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

БИБЛИОТЕКАРЬ

КООРДИНАТОР ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР

сбор методической литературы по профориентации для педагогов школы;
сбор литературы по профориентации для обучающихся

экскурсии на предприятия и в учебные заведения города;
классные часы и родительские собрания на тему профориентации

забота о развитии и обучении детей;
содействие в выборе профессии, рода занятий и работы

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

характеристика рынка труда; классификация профессий;
подготовка справочно-информационного материала

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

классификация профессий; профессиограммы; профконсультирование с учетом возрастных особенностей обучающихся; изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии обучающимися

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК

антропометрические характеристики состояния здоровья обучающихся...