Урок окружающего мира в 3 классе по теме «В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ» (по УМК Школа России)


Технологическая карта урока открытия нового знания
Класс: 3
Предмет:
ОКРУЖА-ЮЩИЙ МИР
Тема урока:
«В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ»
УМК «Школа России»
(Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. 1 ч. М.: Просвещение, 2012) Задачи урока:
познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;
формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;
прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды. Опорные понятия, термины:
царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, мицелий, микология, съедобные/несъедобные грибы.
Планируемые результаты
предметные: знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; знать правила сбора грибов;
метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; извлекать информацию из разных источников; планировать свои действия; оценивать достижения на уроке;
личностные: применять экологические знания, чувство ответственности за состояние природы родного края.
Оборудование: листы белой бумаги (половина листа формата А4), «Памятка начинающему грибнику» (раздаточный материал), таблички с нумерацией столбцов (раздаточный материал), корзина небольшая; мультимедийное оборудование; Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.3 класс.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1 Мотивация к учебной деятельности - Сегодня урок окружающего мира.
К нам пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать? Приветствуют друг друга и гостей, садятся за парты, настраиваются на работу на уроке. Самоопределение.
2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Окружающий мир – это и большой мир природы. Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе?
- Каковы признаки живых организмов?
- Какую роль в жизни человека играют животные?
- Почему многие виды животных становятся редкими?
- Каких животных из Красной книги России вы знаете?
- О каких животных приготовили сообщения?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?
- Как люди заботятся об охране животных? - Живая и неживая.
- Растения, животных, микроорганизмы и грибы …
- Дышат, питаются, растут и размножаются, движутся и умирают.
Рассказывают о животных на основе задания Рабочей тетради, с.65 - №6.
Выставляют свои плакаты «Берегите животных!». Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Бережное отношение к природе.
3 Выявление места и причины затруднения Включить мелодию «Голоса леса»
Спроектировать картину леса.
(СЛАЙД 3)
- Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
- Посмотрите на изображение леса. Какие царства живой природы можно здесь встретить?
- Послушайте текст и определите, о чём идет речь?
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.
“Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть, нет головы?” (Гриб)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
- Почему?
- А какие части растений нам известны?
- Есть ли они у грибов?
- А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
- А к миру животных?
- Так, что же такое грибы?
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. - Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
- Грибы.
Предполагают, что грибы – это царство растений. Затем в процессе дальнейшей беседы выясняется, что это особое царство природы. Анализировать объекты окружающего мира, рисунки.
Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения).
Поддерживать в ходе общения доброжелательное общение друг с другом.
Планировать своё высказывание.
4 Построение проекта выхода из затруднения
- Обозначим тему сегодняшнего урока. Итак, мы отправляемся в лес в царство…
(СЛАЙД 1)
- Какие задачи поставим для работы? Что бы вы хотели узнать о грибах? (СЛАЙД 2)
- Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
В конце урока мы вернёмся к таблице и увидим, насколько вы были правы.
Грибы – это растения.
Главной частью гриба является плодовое тело.
Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
Может ли гриб вырасти на дереве?
Животные едят несъедобные грибы.
Шампиньон - это ядовитый гриб.
Бледная поганка - это съедобный гриб.
Размножаются грибы спорами.
Все грибы можно употреблять в пищу.
Желчный гриб – это съедобный гриб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Грибов.
Выяснить, как устроен гриб,
как растут грибы.
Учиться различать съедобные и несъедобные грибы.
Уточнить правила сбора грибов.
Заполняют верхнюю строку таблицы. Понимать и принимать учебную задачу.
Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
5 Реализация построенного проекта 1. СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.
- Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги.
- А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
(СЛАЙД 4 о строении гриба)
- Существует целая наука о грибах и называется она МИКОЛОГИЯ.
(СЛАЙД 5)
- Где люди часто встречают грибы?
- Принято почему то собирать грибы в лесу, там, где деревья. Как вы думаете, почему?
- Послушайте сказку.
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- Об этом вы узнаете из текста учебника на с. 112 – 113.
- Что интересного узнали вы из этой статьи?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Вместе весело»
(музыкальная)
- Для чего люди собирают грибы?
- Кому ещё необходимы грибы?
2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.
- Грибы – это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете? (СЛАЙДЫ 6 и 7)
*Показать хлеб, покрытый плесенью.
- Как вы думаете, что это?
3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.
- На какие две группы можно разделить все грибы? (СЛАЙДЫ 8 и 9)
- Назовите представителей этих групп грибов.
- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого поработаете в парах на стр. 114 – 115 учебника.
- Вы, наверное, заметили, что это грибы – двойники.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
(СЛАЙДЫ 10 - 13 и 14)
ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.
- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
- Я сейчас вручу вам памятку о том, как следует правильно собирать грибы. Вы её внимательно прочитаете и сравните свои знания.
- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов? Получают лист бумаги и изображают гриб.
- Ножка, шляпка, грибница.
- Под деревьями, в траве, на пнях, деревьях.
Работают с текстом, обсуждают в парах.
Рассуждают.
- Съедобные и несъедобные.
Читают описательные статьи, соотносят описание с иллюстрацией.
Соотносят съедобные и ядовитые грибы по иллюстрациям слайда.
Делятся опытом сбора грибов.
Работают с ПАМЯТКОЙ. Проявлять индивидуальные творческие способности.
Высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами).
Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Планировать своё высказывание.
Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков.
Установка на безопасный образ жизни на основе представлений о природном окружении.
Поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное общение друг с другом.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – В начале нашей работы вы пытались изобразить гриб. А теперь я попрошу дополнить ваши схемы и указать на них строение гриба, указав при помощи стрелочек все части.
Физминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, тогда проходим мимо: сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. Дорабатывают схему строения гриба. Соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Возьмите тетради с «ТЕСТАМИ» и выполните тесты 111 – 115 на 34 – 35.
Решают тесты и проверяют по эталону на СЛАЙДЕ 15:
111 – В; 112 – А, В; 113 – В, Г
114 – Б; 115 – А, В Самоконтроль.
Коррекция.
8 Включение в систему знаний и повторение - Многие тайны леса и особого царства живой природы грибов уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес, природу.
- А теперь попробуйте ответить на вопросы (СЛАЙД 17).
- А теперь давайте снова поиграем в игру «Верите ли вы, что…» Отвечают на вопросы.
Заполняют второй ряд таблицы. Представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к природе.
9 Рефлексия УД - Ребята, подведём итог нашей большой работе. Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах, кто теперь научился их собирать, отличать съедобные и ядовитые грибы, кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке, я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину.
- Мы уже возвращаемся из леса.
- Что дома вы расскажете родителям про грибы? Складывают грибы в корзину. Фиксировать в конце урока удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
10 Задание на дом С. 112 – 116 прочитать текст, выполнить задания.
Т. с. 68 – задание 5 (рисунок или фотография)
Собрать коллекции: съедобных грибов, ядовитых грибов, редких грибов.