Открытый урок окружающего мира Многообразие грибов. Шляпочные грибы


Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Многообразие грибов. Шляпочные грибы»
Цель: формирование представлений о многообразии грибов.
Задачи урока:
Самостоятельная формулировка детьми темы урока, формирование представлений о царстве грибов, о делении грибов на съедобные и несъедобные, на пластинчатые и трубчатые, о строении гриба;
Развивать мыслительную деятельность, воображение, познавательную потребность, навыки самооценки;
Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать учителя и друг друга, бережное грамотное отношение к объектам живой природы, ответственное отношение к своему здоровью;
Здоровьесберегающая задача: профилактика переутомления, нарушения осанки и зрения.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, 1 класс, 2-я часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2-я часть
Презентация
Карточки «Строение гриба»
Муляжи
Иллюстрации
Формирование УУД:
Личностные:
Обладать мотивационной основой учебной деятельности;
Использовать самооценку и оценку деятельности одноклассников;
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
Познавательные:
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Выделять существенное из потока информации;
Коммуникативные:
Строить понятные высказывания;
Отвечать на вопросы;
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Уметь выступать перед аудиторией;
№ Структурные элементы, хронометраж Деятельность учителя Деятельность учащихся Цель этапа, инструментарий УУД
1 Организационный момент
1 мин. Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
Все ли правильно сидят?
Все ли весело глядят?
Только мне напомнить нужно,
Что работаем мы …(дружно),
Слушаем …(внимательно),
Работаем …(старательно).
-Если будем внимательны, то узнаем много нового и интересного.
-Зачем изучаем этот предмет?
-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а куда, вы мне сейчас подскажите. Закройте глаза и вслушайтесь в звуки.
Граммзапись «Звуки леса» эмоциональное вхождение в урок
Прослушивание граммзаписи «Звуки леса» с заданием включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии
личностные: самоопределение - мотивация учения, смыслообразование – значение учения
2
3 Актуализация знаний
Постановка целей урока - Где же мы оказались?(в лесу)
- слайд №2: есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший. Он вам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
- как с нами лес здоровается, что нам протягивает?
- давайте встанем и тоже поприветствуем лес и всех его обитателей (хором): Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!
- Что значит быть лесу своим? – повторение правил поведения в лесу.
- Зачем можно идти в лес?(за грибами, за ягодами, погулять)
-Выясним цель нашего путешествия в лес, для этого отгадаем загадку.
Слайд №3: под сосною, у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. - появления грибка-боровичка.
- Сформулируйте тему урока. (грибы)
- Выясним, что вы уже знаете о грибах.
Посмотрите на предложения на доске, прочитайте их и распределим в таблице по колонкам:
уже знаем / нужно узнать
-бывают съедобные и
несъедобные - строение
-где какие грибы растут; грибов
-как собирать грибы -какие бывают
грибы по
строению ножек
и шляпок
-как грибы дружат
с деревьями
- Какие цели поставим на уроке, что нужно узнать?(с правой колонки таблицы)
- Но, сначала повторим то, что уже известно.
- На какие группы можно разделить все грибы? – слайд №5
- Где какие грибы искать?(слайд №6)
-Сейчас ребята загадают вам загадки, вы отгадаете и скажите, где этот гриб нужно искать:
(дети держат рисунки грибов, показывают после отгадывания, - под дерево)
Данил: не спорю, не белый,
я, братцы, попроще.
расту я обычно в березовой роще.(подберезовик-березы)
Жанна: растет в бору крепыш на толстой ножке, и часто попадает к нам в лукошко.(боровик-бор, дубовая роща)
Леша: что за гриб возле осинки стоит в оранжевой косынке?(подосиновик-осинка)
Кристина: на опушках, просеках, в елочках и сосенках, словно бы после дождя, шляпки их всегда блестят.(маслята-ели, сосны)
Трофим: на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.(опята- пеньки)
я – слайд №6- проверка
физкультминутка для глаз – слайд №7
- (для чего нужна?)
- Как думаете, что делают с собранными грибами? –слайд №8
- Можно ли детям одним собирать грибы? Почему?-щелчок
- Можно ли брать незнакомый гриб? Почему?- щелчок
- Как можно собирать грибы? Почему?
- Что делать с несъедобными грибами? Можно ли их топтать?
- Итак, запомнили правила сбора грибов(слушайте внимательно, сведения о составе грибов вам сейчас понадобятся)
Денис: Раз ты собрался по грибы-
с собою острый нож бери;
им аккуратно гриб срезай-
в земле грибницу оставляй.
Саша: В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай…
Нужны они лесным зверятам:
Лисичкам, ёжикам, зайчатам.
Настя Пряж.: Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного всё ж
Тот гриб полезен и хорош!
физкультминутка для всех групп мышц:
дети рано утром встали,
за грибами в лес пошли.
приседали, приседали,
белый гриб в траве нашли.
на пеньке растут опята,
наклонитесь к ним, ребята.
наклоняйся: раз-два-три,
и в лукошко собери!
три часа в лесу бродили,
все тропинки исходили. приветствие в стихотворной форме, повторение правил поведения в природе
чтение и отгадывание загадки
работа в парах: чтение, распределение предложений по колонкам таблицы, с целью выяснения затруднений учащихся по теме
формулировка целей урока по таблице с опорой на собственный опыт
чтение наизусть выяснение опыта детей по данному вопросу, затруднений, повторение материала, необходимого для открытия нового
развитие логического мышления, умение самостоятельно формулировать тему урока
«подготовленный ответ» для формирования умения оценивать и адекватно принимать оценку
развитие умения договариваться, приходить к совместному способу действия
выяснение опыта учащихся по данному вопросу личностные: умение вести себя культурно, экологически-грамотнопознавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме
коммуникативные
УУД
познавательные: формулирование познавательных целей
регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще нужно узнать.
регулятивные: оценка, т.е. выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества усвоения
личностные: осознание личной ответственности за свое здоровье4 «Открытие нового знания» а)-Работа в парах: Теперь нам нужно узнать строение грибов. Посмотрите на карточки, на которых изображен гриб в разрезе, обсудите и попробуйте догадаться, как называются части гриба, впишите названия в клеточки.
- Проверка – слайд №9 - + или -
физкультминутка №10: карлики-великаны(о грибах карликах мы с вами узнаем на следующем уроке)
- Как думаете, какая часть гриба самая главная? Почему? Зачем грибам нужна шляпка?- проверим предположения
- Прочитаем текст на с.17 учебника, пополним свои знания.
- Так, какая же, часть гриба самая главная? Почему? Зачем грибам нужна шляпка?
- сейчас будем исследовать шляпки грибов, одинаковые они?
б) Работа в группах по рядам:
прочитайте задание на с.18 (работа с муляжами)- выберите в группе, кто будет объяснять.
- под шляпкой есть пластинки- пластинчатые, у этих пластинок нет – значит трубчатые.
- Какой секрет грибов еще открыли?
- Слайд №11
-Посмотрите на нашу полянку, каждый гриб растет недалеко от дерева, как думаете почему? Какое еще открытие осталось сделать? Предположите.
- Проверьте свои предположения, на с.17 внизу страницы.
- Вывод, слайд №12- грибы дают деревьям…, а деревья грибам … практическая работа на карточках с проверкой по эталону
работа с учебником: чтение вслух
сравнение объектов с целью дифференциации
самостоятельное чтение частично-поисковый метод: исследование строения гриба с опорой на собственный опыт
развитие умения работать с учебником, выделять нужную информацию регулятивные: контроль в форме сличения результата самостоятельно выполненной работы и
заданного эталона
общеучебные: поиск и выделение информации
познавательные – логические: анализ с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4
Первичное закрепление - какие качества, ребята очень нужно грибнику, чтобы грибов много собрать?
- и в том числе – внимательность.
- Боровичок предлагает сыграть в игру
«Самый внимательный грибник»- слайд №13
- Я буду читать стихотворение Зои Александровой, а вы должны посчитать, сколько в нем названий грибов встретится.
- Проверка, кто самый внимательный, поднимите руки. Молодцы.
- Если будет время: игра с карточками– разложить на две группы. слушание, запоминание
применение новых знаний применение новых знаний
развитие слуховой памяти, внимания 5 Рефлексия
1-2 мин. Возврат к правой колонке таблицы:
- что интересного о грибах узнали?
- Договорите предложение
Я теперь смогу…(помогать по рисункам)
Дома можете помочь Незнайке найти белые грибы: т.с 11, №5 осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка