Урок по окружающему миру на темы Почему идёт дождь и дует ветер? (1 класс) Что такое деньги? (3 класс)


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 12.03.2013 г.
1 класс 3 класс
Тема: Почему идёт дождь и дует ветер? Тема: Что такое деньги?
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: Расширение и уточнение представлений детей о дожде и ветре, причины их возникновения.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения природных явлений;
- формировать опыт исследовательской работы;
- формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие:
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат,
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» ( 1 класс), авт. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь; оборудование для опытов (свеча, вата, блюдце, вода), учебный диск «Окружающий мир», карточки со словами, рисунки, картинки.
Тип урока: получение новых знаний.
Цели: Познакомиться со способами обмена товаров и услуг, функцией денег; дать понятие денег, цены, ознакомиться с монетами, денежными единицами, сбережениями. Развивать речь, расширять кругозор, воспитывать бережливость.
Выяснить что такое деньги?
Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Вспомнить, что мы изучали о деньгах во 2 классе.
Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.
Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами.
Оборудование.
1) Монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка у каждого ученика.
2) Кроссворд
3) Изображение денег на диске.
4) Альбом со старыми монетами, бумажными деньгами.
5) Раковина каури.
6) Карточки «Самостоятельная работа»
7) Учебник «Окружающий мир А.А. Плешакова, тетрадь «Проверим себя», рабочая тетрадь по окружающему миру в 3 классе.
8) Учебный диск «Окружающий мир».
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Игра «Доскажи словечко»
Солнце – это огромный пылающий … (шар).
Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
Солнце создает нам … (тепло).
По размерам солнце …(больше) Земли.
Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
Звёзды – это огромные пылающие … (шары).
Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся … (далеко от Земли).
Звёзды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру).
Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
Самоопределение к деятельности.
- О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
- А почему идёт дождь? (Ответы детей.)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется. (Ветер.)
- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О дожде и ветре.)
- Прочитайте тему урока на с. 36 учебника и слайде 1.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Работа по теме урока
- Прочитайте первое задание на с.36 учебника. Обсудите его в группах. (Учитель выслушивает ответы групп.)
-Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.
- Почему дожди так назвали?
1. Ливень или проливной дождь. Говорят, что дождь льёт как из ведра.
2. Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
3. Косой дождь, или косохлёст.
- Отгадайте, о каком дожде идёт речь.
Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить? (Ливень.)
- Прочитайте второе задание на с.36. Обсудите его в группах. (Учитель выслушивает ответы групп.)
- Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.
- На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется.
- Кто знает, что это значит? (Рисунок)
- Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращается в большое темное облако – тучу.
-Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь.
- Представьте себе, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Как может выглядеть весёлый дождик? Нарисуйте.
- А как будет выглядеть грустный дождик? Нарисуйте.
- Так почему идет дождь? (Дождь идет потому, что тяжёлые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю.)
Проведение опыта.
- Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
ОПЫТ №1.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
- Ребята, представьте. Что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
- Туча, туча, что несёшь?
Отвечает туча… дождь.
- Какой вывод вы можете сделать из этого опыта? ( Вот так появляется дождь.)
Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые.
- Лей, дождик лей!
Дождинки пляшут, как живые.
- Пей, рожь, пей!
И рожь, клонясь к земле зеленой,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
Продолжение работы по теме урока.
Объяснение.
- Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Значит ветер – это воздух, который приходит в движение. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры – это ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.
(1.Ураган – ветер разрушительной силы. Проносится над землёй, поднимает тучи пыли, песка и тащит их за собой неведомо куда.
2. Смерч – вихрь, возникающий в грозовом облаке. Он столбом, винтом закручивает либо пыль, если случается на суше, либо воду, если на море. Внутри столба ветер крутиться с такой силой, что может засасывать в свою воронку корабли, дома, автомобили и разбить их, разломать, словно детскую игрушку.
3. Тайфун – ураган большой разрушительной силы. Проносится над Японией, Китаем, Индонезией.
4. Муссон – устойчивый сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.
5. Бриз – слабый береговой ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.)- Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
(Дети рассматривают рисунки в учебнике.)
- Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах стало бы ещё холоднее. Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных теплее.
Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.
Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.
Вот какую помощь оказывает ветер.
Беседа, работа по учебнику.
- Прочитайте третье задание на с.36.. Обсудите его в группах. (Учитель выслушивает ответы групп.)
- Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
- Какой ветерок получился? (Слабый, легкий.)
Прочитайте четвёртое задание на с.37. Обсудите его в группах.
(Учитель выслушивает ответы групп.)
- Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87.
3. Опыт № 2.
Что такое ветер?
-Это движущийся воздух. Сейчас мы сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? ( Ветер)
- Откуда он взялся? ( Мы заставили рукой двигаться воздух)
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт №3.
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажжённую свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит тёплый воздух.
-Ребята, вы своими глазами видели как движется воздух. Попробуйте сами сделать вывод о том, как движется воздух.
( Тёплый воздух поднимается вверх, он тёплый. А тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.)Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.23-24). Работа в парах.
Ответы: 1)Дуб, роза, жук, помидор, конь.
2) Одуванчик, белка, лист, стрекоза, грач.
№2 (с.24).
- Рассмотрите рисунки. Что вы заметили? Объясните, что неверно нарисовано. (На первом рисунке дождь прямой, значит, не должно быть ветра, а деревце наклонилось. На двух других рисунках ветер дует одновременно в разные стороны. Так не бывает.)- Выполните задание.
Творческая работа.
- Сочините сказку по рисунку на с.37 учебника.
- У вас было задание составить сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. ( Выслушиваются сказки, составленные учащимися).
- Видите, дождю рады все.
Рефлексия.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.37).
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока.
-Вернемся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?
(Учащиеся проговаривают их ещё раз).
Рекомендации для занятий дома.
Понаблюдать за тучами, дождем, ветром. Подобрать слова для описания подобных явлений (какие тучи? какой дождь? какой ветер?)
Попросить родителей почитать стихи о дожде и ветре. Обратить внимание на то, какой разный «характер» бывает в стихотворениях у дождя, у ветра. Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Работа по тетради «Проверим себя» - №1, 2, с.16. Выполните задания.
Отгадайте кроссворд. (По горизонтали: 1.Пасека. 4.Ветеринар. 5. Улей. 6. Комбикорм. 8. Ферма. 10. Инкубатор. По вертикали: 1.Пастбище. 2. Пруд. 3. Пчела. 7.Омшарник. 9. Карп.)Сообщение темы урока.
- Послушайте стихотворение К.И.Чуковсого.
Как у наших у ворот чудо дерево растёт.Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нем, не цветочки на нем,
А чулки и башмачки словно яблоки!
Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки, новые калошки.
Папа по саду пойдет, папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки.
А для Мурочки такие крохотные, голубые
Вязаные башмачки! И с помпончиками!
Вот такое дерево, чудесное дерево!
- Существует ли такое замечательное дерево, на котором вырастают различные необходимые нам вещи? Где берут такие вещи? Откуда они попадают в магазины?
На прошлых уроках мы говорили о том, что люди производят товары и услуги и предлагают их нам с вами. Как и с помощью чего мы можем приобрести эти товары и услуги?
- Сегодня мы с вами будем говорить о деньгах.
Работа по теме урока.
- Каждую секунду на земле производится бесчисленное множество товаров. Причём разные люди и предприятия производят различные товары. Например, фермер выращивает картофель, кондитерская фабрика делает конфеты, автомобильный завод – автомобили. Что же происходит со всеми этими товарами дальше?
- Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: бартер и купля – продажа.
Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие. Кажется, всё просто и удобно. На самом деле сложно и неудобно!
- Представьте, что придётся выменивать у кого – то всё, что требуется для жизни: и зубную пасту, и ботинки, и хлеб, и телевизор… Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой способ обмена – купля – продажа. Это такой обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар – это значит обменять его на какое – то количество денег. На какое именно указывает цена товара.
Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
- Люди придумали деньги уже в глубокой древности. Пользоваться ими оказалось так удобно, что их стали называть одним из величайших изобретений человечества. Совершим небольшое путешествие в страну денег.
- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – пленных. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
- Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Деньги не должны портиться при хранении или передаче из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Необходимо, чтобы деньги легко делились, но при этом не теряли своей ценности. Если разделить на мелкие кусочки шкурку соболя или лисы, чему будет равняться стоимость всех кусочков? Нулю!
- Одними из первых денег были раковина каури – моллюсков, добывались в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. Зв одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Деньгами служили также шкурки зверей и даже сушенная рыба.
- Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
- У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить деньги (разбойники и грабители легко его находили). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки. Банкир выписывал банковский билет – банкноту. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную на этом документе сумму. Чем богаче был банк, чем выше была его репутация, тем больше доверия вызывали его банковские билеты и тем шире они использовались в расчетах людей, заменяя золото и серебро.
- Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
- Откуда человек берёт деньги? Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь - это сбережение. Для чего необходимы сбережения?
- Мы не можем сразу пойти и купить автомобиль или квартиру. Поэтому деньги откладывают и собирают необходимую сумму.
Физкультминутка. Ветер.
Практическая работа.
- В каждой стране в обращении свои деньги, или, как говорят экономисты, своя национальная валюта. Валюта каждой страны имеет свои отличительные знаки (герб, портреты, рисунки).
- как называется валюта нашей страны? (Рубль)
- Как называется валюта Соединенных Штатов Америки? (Доллар.)
Какая валюта ходит на территории многих стран Европы? (Евро.)
Работа с образцами. Рубль и копейка.
- Рассмотрите монеты, которые у вас на столе. Они изготовлены из специальных сплавов, которые устойчивы к истиранию. Сравните рубль и копейку. Что на них изображено и написано?
- Разные части монет имеют своё название. Сторона, на которой указан номинал монеты, называется «реверс». Люди часто называют эту сторону «решка». Лицевая сторона с изображением герба называется «аверс». Эту сторону часто называют «орел». Почему используют такое название? (На гербе страны изображен орел).
Ребро монеты называется «гурт».
Надпись на монете называется «легенда». Достоинство монеты называется «номинал».
Закрепление изученного.
1. Задания:
1) Найдите в учебнике определения слов бартер и деньги.
2) Какими деньгами ты пользуешься, когда ходишь в магазин?
3) Какими деньгами воспользуешься, если поедешь в США? В Европу?
2. Самостоятельная работа
1) Как называется плата за работу (зарплата)
2) Деньги, которые откладывают на будущее ( сбережения)
3) Какие денежные единицы ты знаешь?(рубль, доллар, евро, динар, лат, гривна, марки)
4) Особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги ( деньги)
5) Прямой обмен одних товаров на другие ( бартер)
3.Знакомство с коллекцией денег (монеты)
4. Сообщения детей.
1) Рождение рубля
2) Монеты в Древней Руси
3) Копейка
4) Первая древнерусская монета
5) Первый серебряный рубль
6) Первая золотая монета
7) Первые бумажные деньги
8) Кожаные деньги
РОЖДЕНИЕ РУБЛЯ
Слово «рубль» впервые упоминалось в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1281 — 1299 годами. Рубль (от слова «обрубок»), по-видимому, происходит от серебряной гривны — древнейшей единицы веса и денежного счета. Вес ее был 409,5 грамма. Серебряные слитки в старину разрубали на части. Так появился рубль весом 204,8 грамма.
КОПЕЙКА
Летописи сообщают, что в 1535 году при малолетнем Иване IV(4) были выпущены новые деньги. Они представляли собой серебряные монеты с изображением: «князь великий на коне, а имел копье в руце и оттоле прозвавша денги копейные». Так появилось название «копейка».
ПЕРВАЯ ДРЕВНЕРУССКАЯ МОНЕТА
В 1792 году была найдена первая древнерусская монета — серебряник князя Ярослава Мудрого, отчеканенный на очень тонком серебряном кружке. Средний вес монет от 2,9 (две целых девять десятых) до 3,3 (три целых три десятых) грамма. Установлено, что чеканка первых монет на Руси началась при князе Владимире в конце X (10) века.
МОНЕТЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Массовая чеканка монет в Древней Руси начата в XIV(14) веке. Русь, только что одержавшая первую знаменательную победу над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 году, стремилась закрепить этот успех выпуском собственных денег. Имя князя Дмитрия Донского декларировало факт образования политического союза русских княжеств во главе с Москвой.
Русские монеты представляли собой серебряные неправильной формы небольшие пластинки весом около 1 грамма с разнообразными изображениями: всадниками, воинами с оружием в руках, фантастическими четвероногими животными, петухами, изображениями человеческой головы и т. п. А слово «деньга» — серебряная монета в Древней Руси — произошло от татарского «таньга».
ПЕРВАЯ ЗОЛОТАЯ МОНЕТА
Первая русская золотая монета — это златник князя Владимира, чеканившаяся в Киевском княжестве в конце X(10) — начале XI(11) века. Сейчас в музеях страны находятся 10 златников. Вес монеты около 4 граммов. От златника произошла русская единица веса — золотник — 4,266 грамма.
ПЕРВЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ РУБЛЬ
Первый русский серебряный рубль отчеканили в 1654 году на Московском денежном дворе во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. На лицевой стороне монеты изображен скачущий на коне царь в накинутой на плечи шубе, на оборотной стороне — двуглавый орел, увенчанный короной.
ПЕРВЫЕ БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ
Впервые вопрос о выпуске русских бумажных денег был поднят при Елизавете Петровне. Однако сенат отклонил проект. При Петре III 25 мая 1762 года последовал указ сенату «наделать как наискорее банковых билетов на 5 миллионов рублей». Но заготовленные ассигнации были уничтожены ввиду происшедшего в том же году государственного переворота. К идее выпуска бумажных денег вернулись при Екатерине II, когда государственные расходы грозили крупным дефицитом.
Фактическое обращение ассигнаций началось 12 января 1769 года. Заготовлены они были на «нарочно для того сделанной бумаге» достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей.
КОЖАНЫЕ ДЕНЬГИ
В начале прошлого века Российско-Американская компания на Аляске выпустила... кожаные деньги. Первый выпуск — в количестве 10 тысяч единиц на сумму 42 тысячи рублей — был отпечатан на тюленьей коже и находился в обращении с 1816 по 1826 год. Последний выпуск кожаных денег состоялся в 1834 году.
В 1867 году Россия продала свои владения США, а в следующем году была ликвидирована и компания. Находящиеся в ее обороте кожаные деньги были обменены на русские государственные. Сейчас один кожаный денежный знак стоит столько же, сколько такое же по весу количество золота.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради.
6. Вывод
1) Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (трудиться)
2) Что не купить за деньги? (здоровье)
3) Что не продастся и не покупается? (честь, совесть, любовь, доброта, патриотизм)
Итог урока
- Что нового вы узнали о возникновении денег? Что такое купюра? Банкнота? Банковский билет?
Ответить на вопросы рубрик «Подумай» и «Проверь себя» на странице 71.
Домашнее задание.
Напишите, как вы понимаете выражения:
Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга.
Деньги - это единственная вещь, от которой мы получаем пользу, освобождаясь от нее, отдавая ее другим людям.
Оценки.