Конспект урока русского языка на тему Самостоятельные и служебные части речи


Тема урока: самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель урока: научить обучающихся различать самостоятельные и служебные части речи.
Задачи:
Обучающие: наблюдение за особенностями самостоятельных и служебных частей речи. Подвести детей к восприятию служебных частей речи о том, какими возможностями они обладают, и какую роль выполняют; развивать умение изменять слова по образцу. Совершенствовать орфографические навыки учащихся.
Развивающие: учить обобщать и систематизировать полученные знания; совершенствовать навыки самостоятельной работы в парах, группах, применяя взаимоконтроль; развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать. Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие: способствовать формированию мотивации учащихся к учебной деятельности; воспитание познавательного интереса к предмету; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, значимость каждого ученика в образовательном процессе.
Личностные: ценностное отношение к умению различать самостоятельные и служебные части речи; осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение применять и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы, формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; применять на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действием партнёра.Ход урока.
1.Мотивация и стимулирование деятельности
Улыбнёмся, друг другу и начнём урок.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Чему учимся на уроках русского языка?
– Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?
- А девизом нашего урока будут слова из пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?
.2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Ребята посмотрите на доску. Какое задание вы можете предложить?
Устный шоколад подъехать или а но не
прелестный черный разъяснение и под на у в с
непроизносимая согласная в корне слова, буквы о ё после шипящих, разделительный твердый и мягкий знаки)
Разделить на части речи: сущ.гл.прил.)
- Ребята, а что же осталось? Прочитайте.
- Послушайте сказку. О чём в ней пойдёт речь?
В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи.
Жили они очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
- Скажите, а как вы считаете, какие части речи называют самостоятельными?
-Что в них особенного? (отвечают на вопросы, имеют значение)
-Ребята, а что же осталось нетронутым у меня на доске?( и или а но не под на у в с)
-Так что же это за части речи? Они вам знакомы.
- Скажите, кто уже может назвать тему нашего урока?( самостоятельные и служебные части речи)
-Ребята, а мы все знаем о частях речи, как вы думаете?
3.Постановка цели урока. Открытие новых знаний.
- А какую цель мы перед собой поставим? ( научиться различать самостоятельные части речи от служебных)
- Ребята, а чтобы добиться поставленной цели и помочь разобраться правильно ли я предлагаю вам выполнить задание?
(Работа в группах. Две группы)Самостоятельные части речи
Можно ли поставить вопрос?
Можно ли составить предложение?
Являются ли членом предложения?
Служебные части речи
Можно ли поставить вопрос?
Можно ли составить предложение?
Являются ли членом предложения?
(Вывод у доски делают представители от каждой группы)
- Скажите, если к служебным частям речи нельзя задать вопрос, нельзя составить предложение, нельзя определить являются ли они каким либо членом предложения, зачем они нам?
- Я предлагаю вам выполнить ещё одно задание.
(работа в парах)
- У вас на партах лежат карточки с заданием. Как вы думаете, что нужно сделать?(составить предложение)
- Чего не хватает?( служебных частей речи)
- У вас на партах есть таблица. Используйте её для выполнения заданий.
лес ребята лыжи катались горки
В лесу ребята катались с горки на лыжах.
тетрадь столе карандаш лежала
На столе лежали тетрадь и карандаш.
огороде морковь редис рос укроп лук
В огороде росли лук, укроп, морковь, редис.
волк зайцем его погнался догнал
Волк погнался за зайцем, но не догнал его.
мамой мы поехали зоопарк
Мы с мамой поехали в зоопарк.
ходили лес дети ничего грибами нашли
Дети ходили в лес за грибами , ничего не нашли.
- Какой вывод можно сделать? Для чего нужны нам служебные части речи? (для связи слов в предложении, помогают принять словам в предложении нужную форму, вносят дополнительный смысл)
- Скажите, а чтобы проверить наши предположения куда мы можем обратиться за помощью? ( к учебнику, стр.127 урок 62)
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Упр.3, стр.128.
- Слова какой части речи оказались в каждой группе?
- Какой вывод можно сделать?
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните, какую цель вы ставили на уроке, достигли вы её? Пригодятся ли эти знания нам в дальнейшем? - Под каким девизом мы сегодня работали?
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
- Как, вы считаете, работали на уроке и, как усвоили материал. В какой сундучок положите знания с сегодняшнего урока.
-На все вопросы нельзя ответить на одном уроке, ещё многое предстоит узнать на последующих уроках.
Самостоятельные части речи
Можно ли поставить вопрос?
Можно ли составить предложение?
Являются ли членом предложения?
Служебные части речи
Можно ли поставить вопрос?
Можно ли составить предложение?
Являются ли членом предложения?
лес ребята лыжи катались горки
В лесу ребята катались с горки на лыжах.
тетрадь столе карандаш лежала
На столе лежали тетрадь и карандаш.
огороде морковь редис рос укроп лук
В огороде росли лук, укроп, морковь, редис.
волк зайцем его погнался догнал
Волк погнался за зайцем, но не догнал его.
мамой мы поехали зоопарк
Мы с мамой поехали в зоопарк.
ходили лес дети ничего грибами нашли
Дети ходили в лес за грибами , ничего не нашли.