Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Самостоятельные и служебные части речи.


Этапы Содержание урока Дея-ть ученика УУД
I.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
II.Актуализация знаний Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется «Морфология».
Что это за страна? Спросите вы.
Морфология - это удивительная страна, в которой живут части речи.
Почему части речи живут именно в этой стране? Морфология – это наука, которая изучает части речи. Поэтому страна, в которой живут части речи, и названа Морфологией.
Части речи – самые дружные жители, они всегда ходят вместе и никогда не ссорятся. Ведь они знают, что все слова служат для выражения наших мыслей и составляют предложение, а если они поссорятся, то мы не сможем правильно выразить свою мысль.
Как в любое путешествие нам необходимо собрать багаж. Что же мы возьмем с собой?
Для успешного путешествия нужно взять: знания, интерес и прилежание.
Все взяли? Тогда можно отправиться в путь. Страна Морфология.
Морфология – это наука, которая изучает части речи.
П- поиск и выделение необходимой информации;
К- оценка действий партнёра;
III. Самоопределение к деятельности Давайте сядем на вертолет и посмотрим на страну Морфологию. Мы видим, что она состоит из двух частей. На одной части страны живут самостоятельные части речи, а на другой – служебные. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие. Самостоятельные части речи являются членами предложения, имеют лексическое значение и отвечают на определенные вопросы.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях (не являясь членами предложения), не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы. Каждая из служебных частей речи выполняет свои функции. части речи: самостоятельные, служебные П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Р- постановка учебной задачи;
Чистописание Наш вертолет идет на посадку. Но посмотрите, кто-то забыл чемодан. Давайте вспомним, как пишется слово «чемодан»
Чистописание
Чч (припишите заглавную букву Ч в соединении со строчной) ча, чу и слоги (ча, чу). На другой строчке зашипите слово чемодан, запомните, как оно пишется. Поставьте ударение, поделите слова на слоги. Ччча, чучемода'н че-мо-да'нIV. Работа по теме урока. Давайте заглянем в чемодан. Там лежат слова, но они перепутались. Давайте разделим их на группы.
Первый вариант запишет самостоятельные части речи, а второй вариант – служебные.
ПАУЗА
Волк, снег, на, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, а,    он, и, через , беговой, одиннадцать, пятый, из, ночь, в, издалека, снежный, но, она, с, как.
 Задание:
1 вариант - самостоятельные части речи
2 вариант – служебные части речи.
Проверь себя
Самостоятельные части речи: волк, снег, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, он, беговой, пять, пятый, ночь, издалека, снежный, она.Служебные части речи: на, а, и, через, из, в, но, с, как.П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
V. Изучение материала Самостоятельные части речи
Имя существительное является одной из самых важных частей речи, так как все вещи, предметы, живые существа и в нашей жизни названы именем существительным. Обозначает имя существительное предмет и отвечает на вопросы – Кто? и Что?
Пример: кот, дом, молния, Москва
Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? С помощью имени прилагательного предмет может быть охарактеризован с различных точек зрения.
Например: Кот (какой?) маленький, черный, пушистый.
Имя числительное обозначает число (пятнадцать), количество предметов (три яблока), их порядок при счете (седьмой человек) и дает ответ на вопросы - Сколько? Какой? Который? (по счету).
Местоимения — это слова, которые указывают на предмет, но не называют его (я, ты, мы, вы, этот, тот, столько. Глагол — часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действия или состояние предмета. Глаголы отвечают на вопросы – Что делать? (Рисовать, читать) Что сделать? (Написать, сказать)
Наречие - часть речи, включающая слова, которые обозначают признаки действий или признаки признаков. Дает ответ на вопросы - Как? (пешком, верхом) Когда? (вчера) Где? (впереди) Куда? (вверх).Запомните! Наречие не изменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.
Развиваем свою речь
Прочитайте текст. Назовите сказку.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
ПАУЗА
Это сказка Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев»
Запомните написание слова
дополнить таблицу
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
П- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
К- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Р- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
Л- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
VI. Закрепление материала Спишите, укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
ПАУЗА
Проверь себя ПАУЗА
ФизминуткаСамостоятельная работа
В предложении подчеркните главные члены и второстепенные члены.
Над каждым словом напишите, какой частью речи они выражены.
1 группа – второе предложение.
2 группа – третье предложение.
3 группа – четвертое предложение.
Образец рассуждения:
1.В предложении говорится о дожде. Что? Дождь - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Дождь что сделал? Прошел – это сказуемое, выражено глаголом. Дождь какой? Теплый – это определение, выражено прилагательным. Дождь какой? Грибной – это определение, выражено прилагательным.
2.В предложении говорится про грибников. Кто? Грибники – это подлежащее, выражено именем существительным. Грибники что сделали? Прошли – это сказуемое, выраженное глаголом. Прошли где? По лесу – это обстоятельство. Оно выражено предлогом по и именем существительным лесу.
3.В предложении говорится про гриб. Что? Гриб - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Гриб что сделал? Вырос – это сказуемое, выражено глаголом. Гриб какой? Белый – это определение, выражено прилагательным. Вырос где? Под елкой – это обстоятельство. Оно выражено предлогом под и именем существительным елкой.
4.В предложении говорится про грибок. Что? Грибок - это подлежащее, оно выражено именем существительным. Грибок что сделал? Спрятался – это сказуемое, выражено глаголом. Грибок какой? Маленький – это определение, выражено прилагательным. Спрятался куда? Под мох – это обстоятельство. Оно выражено предлогом под и именем существительным мох.
ПАУЗА
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. ПАУЗА
глагол прил. прил. сущ.
12833351708150056896017208500825516763900200088516763900Прошёл теплый грибной дождь.
82553238500 предл. сущ. глаг. сущ.
-5524517081500По лесу прошли грибники.
8255-381100предл. сущ. глаг. прил. сущ.6635757175500663575-5715001284605-571500
12846051682750086233016065500Под елкой вырос белый гриб.
861695-12710076835825400прил. сущ. глаг. предл. сущ.1854200825400
1651018097500Маленький грибок спрятался под мох.
Проверьте себя
глагол сущ.
Разбегайтесь, ручьи,
глагол сущ.
Растекайтесь, лужи,
глагол сущ.
Вылезайте, муравьи,
предлог прил. сущ.
После зимней стужи!
глагол сущ.
Пробирается медведь
предлог прил. сущ.
Сквозь лесной валежник.
глагол сущ. сущ. глаг.
Стали птицы песни петь,
союз глаг. сущ.
И расцвел подснежник.
Прошёл теплый грибной дождь.
По лесу прошли грибники.
Под елкой вырос белый гриб.
Маленький грибок спрятался под мох.
Взаимопроверка
П- моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
VII. Итог урока Найдите, какие части речи спрятались в стихотворении.
Существительное школа.
Просыпаемся глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье.
Бьёт числительное — семь.
За ученье, без сомненья.
Приниматься нужно всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно.
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
О. ВысотскаяИщут.
Существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Местоименье.
Числительное.
Наречие.
Частица.
Междометья.
Р- оценивание качества и уровня усвоения материала
VII. Рефлексия Запишите Д.З-упр. 111 стр. 67
Что узнали?
Чему научились?
Вам понравился урок? Ответы детей Р- оценивание качества и уровня усвоения материала;
Тема: Самостоятельные и служебные части речи
Цели: актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.
Задачи:
Образовательная: создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.
Воспитательная: содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию Забайкалья.
Формируемые УУД:
Познавательные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные учебные действия:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные учебные действия:
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные учебные действия:
установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.