Урок русского языка в 4 классе на тему «Части речи. Морфологические признаки частей речи


МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1»
Технологическая карта
урока русского языка в 4 классе
по теме «Части речи. Морфологические признаки частей речи»
УМК «Школа России»
Учитель: Маньшина Л.А.
Тип урока Урок изучения новых знаний
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте.
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме
Метапредметные УУД
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, формулировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать результат своих действий Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности.
Оборудование Учебник «Русский язык» 4 класс. Автор В.П. Канакина, 2014г. Документ-камера,
учебная презентация, карточки для актуализации знаний и для работы в паре.
Этапы урока Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа:
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствует учащихся.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке.
Урок сегодня необычный,Но для ребят вполне привычный,Придётся думать головой,Вопрос услышав непростой,Найти ответ, стремиться помнитьИ на уроке всё запомнить! Определяют уровень самоготовностиПринимать и
сохранять организационные задачи
2. Актуализация знаний:
- определение темы урока;
- постановка целей и задач урока.
Цель этапа:
готовность мышления к изучению нового материала (На доске в произвольной форме расположены карточки с названиями частей речи и несколько карточек с другими терминами: корень, подлежащее, буква). Учитель задает проблемный вопрос.
- Прочитайте слова и скажите, какие слова можно объединить в отдельную группу? Как называются эти слова?
(Учитель комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.)
- Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы вспомним ...
Мы научимся ...
- Вспомните, что вы знаете по этой теме.
- Хотите получить новые знания? Обсуждают тему урока.
Формулируют цель урока.
Определяют задачи урока
Что знаем Что хотим узнать
Как называются части речи В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных;
какова функция служебных частей речи
Проектировать учебную деятельность.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей.
3. Изучение нового материала
Наблюдение над языковым материалом.
 
Организует работу по теме урока
Названия каких частей речи прозвучало в этом стихотворении?
Какие еще части речи вы знаете?
Учитель читает дидактическую сказку.
Организует работу в парах Чтение стихотворения подготовленным учеником:
Существительное - школа,Просыпается - глагол.С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришел.Встали мы - местоименье,Бьёт числительное семь.За ученье, без сомненья,Приниматься надо всем.
Знакомство с дидактической сказкой. (см. Приложение 2)
Составление таблицы (из разрезных карточек):
(Приложение 3)
Части речи
Самостоятельные Служебные
существительное прилагательное, глагол, числительное, местоимение,
наречие предлог
союз
частица
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.
Аргументировать свою позицию.
Словарная работа
Цель этапа:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Работа с учебником. (Стр. 67) Организует работу над словом с непроверяемой безударной гласной. Записывают словарное слово в
тетради: двенадцать
Дополнительная информация. (Выступление подготовленного ученика)
Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десять», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово». Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.
Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель этапа: закрепление и фиксация нового знания
Организует работу с учебником стр. 67 № 111
Осмысление роли самостоятельных и служебных частей речи в предложении.
Какой частью речи являются выделенные слова?
Подчеркнуть служебные части речи.
Какую роль они выполняют в предложении?
Делают вывод о служебных частях речи:
НЕ являются членами предложения.
Служат для связи слов и предложений.
Помогают понять смысл предложений.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.
6. Исследовательская работа.
- Наблюдения над грамматическими признаками частей речи.
Цель этапа:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Сравнение самостоятельных и служебных частей речи.

Организует наблюдения над грамматическими признаками частей речи:
есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? Какую роль играют в предложении?
Работа в группах: анализ и обобщение
Наблюдают над грамматическими признаками:
1 группа - самостоятельных частей речи;
2 группа – служебных.
Заполнение таблицы.
(см. Приложение 1)
Проверка с помощью Документ-камеры. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения грамматических признаков.
Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.
Организует сравнение самостоятельных и служебных частей речи, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи»
Части речи Граммат. признаки Роль в предложении
Самост. есть Являются членами предложения.
Служеб-ные нет Не являются членами предложения
Служат для связи слов и предложении.
7. Закрепление.
Мозговой штурм Задает вопросы, организует фронтальную работу.
Организует практическую работу. -Перед какими союзами всегда ставится запятая?
-Название какого домашнего животного состоит из 2-х предлогов? (к-от)
-Какой напиток состоит из 3-х предлогов? (с-о-к)
Определите части речи в предложениях:
1. Доброе дело два века живет.
2. Белое покрывало снегом землю покрывало.
Осуществлять анализ
с целью построения точного ответа на вопрос.
Различать изученные части речи.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
Что нового узнали на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Всё ли у вас получилось?
Урок наш окончен.
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку: определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Приложение.
1. Таблица для проведения исследовательской работы
а) для I группы:
Части речи: самостоятельные
Имеет ли лексическое значение? Изменяемая или неизменяемая часть речи? Является ли членом предложения?
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение б) для II группы:
Части речи: служебные
Имеет ли лексическое значение? Изменяемая или неизменяемая часть речи? Является ли членом предложения?
Союз Предлог Частица 2. Сказка
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королём и показать ему, какие они красивые и нужные!
Но части речи очень волновались: правильно ли они встали в колонны? Поможем им, ребята?
Части речи
Самостоятельные Служебные
существительное прилагательное, глагол, числительное, местоимение,
наречие предлог
союз
частица