Урок русского языка Приставка как значимая часть слова(3 класс)


Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. презентация к уроку;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя
I. . Мотивирование к учебной деятельности
Цели:
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давай улыбнёмся друг другу и началу нового урока. И с хорошим настроением приступим к работе.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
- Послушайте, пожалуйста, притчу.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания. И девизом нашего урока будут такие слова: «Грамоте учиться всегда пригодится» (Слайд 2)
- Желаю работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
1.Минутка чистописания. (Слайд 3)
- Открой тетрадь, запишите число и классная работа.
-Сегодня у нас на уроке присутствует всем нам известный гость, отгадай, как его зовут?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?
- Буратино забыл, как писать букву Б, давай ему напомним, возьми в руки ручку и пропиши в воздухе заглавную и строчную буквы б.
- Охарактеризуй звук б
- А теперь пропиши заглавную и строчную буквы в тетради. (Слайд 5)
2. Работа с пословицей. (Слайд 5)
- Посмотри на экран. Прочитай скороговорку.
Бараны били в барабаны.
- Напишите скороговорку в тетради. Выдели главные члены предложения.
3. Работа над однокоренными словами.
Подбери к слову «барабаны» однокоренные слова. (Барабаны, барабанчик, барабанный, барабанщик) (Слайд 6)
Запиши эти слова в тетрадь. Выдели корень. А какое получится слово, если мы добавим слог -за? (Забарабанит) (Слайд 7)
III. Постановка учебной задачи.

Цель:
– организовать формулировку темы, цели урока. - Запиши слово «забарабанит» и попробуй разобрать его по составу.
- Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? Всё ли слово мы можем разобрать? Что мы не можем выделить?
- О чём мы будем говорить на уроке, ты узнаешь, послушав стихотворение.
Мы приставимся всегда,Лишь к началу слова.И меняем без трудаСмысл его на новый.В речи – очень много нас:У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.И еще другие есть,Всех нас трудно перечесть.И запомните, друзья,В языке без нас нельзя! (Приставки). (Слайд 8)
Как же будет звучать тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим? (Слайд 9)
-Узнать, что такое приставка?
- Для чего служит приставка?
-Найти место приставки в слове;
Научиться находить и выделять в словах приставки. (Слайд 10)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия)
Цели:
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.
1.Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
Коля, так давай подумаем с тобой и скажем, что же такое приставка? (Слайд 11)
2. Работа по учебнику
Стр. 84 Правило
Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково.
3. Фронтальная работа.
На слайде:
Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит
-Докажи, что данные слова являются однокоренными. Объясни различие в лексическом значении однокоренных слов.
- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?
- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? Как называется эта часть слова?
Физкультминутка
Цель: здоровьесбережениеБуратино потянулся, (Слайд 13)Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
V. Первичное закрепление во внешней речи
Цели:
– организовать применение нового знания;
– организовать выполнение самостоятельной работы; 1. Фронтальный опрос
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? Для чего она служит?
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?
2.Работа по учебнику с.85 № 157
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
– организовать самопроверку; 1.Работа по карточке
…бежал за угол
…бежал из дома
…бежал первым
…бежал через дорогу
…бежал от края
Подсказка:
За - вы - при - пере - от - про -
VII. Включение в систему знания и повторение
Цели:
– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
- организовать выполнение самостоятельной работы; 1. Фронтальная работа
- Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, ты хлопаешь в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, ты сидишь тихо.
делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил.
2.Самостоятельная работа
(работа в р/т с. 45 упр. 110)
VIII. Итог урока
-Какова была тема урока?
- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?
Тест (Слайд 14)
1.Приставка – это:
а) главная часть слова
м) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
о) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
л) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
о) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
д) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
е) записка
б) замок
7.Пристаки со словами пишутся:
о) раздельно
ц) слитно
Если ты правильно выполнил тест, то у тебя должно было получиться слово «Молодец». Правильно ты выполнил задания или нет?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности. (Слайд 15)Буратино доволен твоей работой на уроке и просит тебя оценить свою работу:
Если не было затруднений, то хлопни 1 раз;
Если испытывал затруднения – хлопни 2 раза.
Если не смог выполнить – хлопни 3 раза.
X. Домашнее задание
Цель:
– организовать выполнение д/з. (Слайд 16)Правила с. 84-85 упр.156
Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки.
Карточки для индивидуальной работы
…бежал за угол
…бежал из дома
…бежал первым
…бежал через дорогу
…бежал от края
Подсказка:
За - вы - при - пере - от - про -
Карточка
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало.
С деревьев …летает листва. …летные птицы …летают в теплые края.