Технологическая карта по русскому языку на тему Приставка — значимая часть слова


Технологическая карта
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык, класс 3
Учитель: Никитинская Ольга Владимировна
Тема урока
Приставка – значимая часть слова Тип урока
Изучение нового материала
Целевые установки урока
(от учителя) Актуализировать знания об однокоренных словах. Формирование понятия «приставки – как значимой части слова». Формировать умения отличать приставку о других частей слова, с помощью приставок образовывать новые слова; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.
Основное содержание: понятия, термины Части слова, корень, однокоренные слова, окончание, приставка.
Планируемые результаты (от ученика)
Предметные Метапредметные Личностные
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знать понятия: корень, окончание, однокоренные слова. Продолжить формирование навыка проверки написания безударных гласных в слове. Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Оценивать результаты своей деятельности
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: ставить и формулировать проблему. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Формирование положительного отношения к обучению. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи Ресурсы
Литературное чтение + региональный компонент (Ю. Казаков «Никишкины тайны») В.П. Канакина «Русский язык» ч.1(учебник с.84-85), тетрадь, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, ноутбуки, карточки.
Ход урока
Повторение ранее изученного материала.
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Проводит беседу. Побуждает подумать, какие буквы необходимо вставить в слова, а также доказать правильность своего выбора с помощью подбора проверочных слов.
Др…ва, в…рона, в…роны, д…ревня, др…вишки, др…вяной.
Предлагает учащимся самим придумать задания, используя предложенные слова. Предлагает своё задание, в котором необходимо разбить слова на две группы: 1-я группа - формы одного и того же слова, и 2-я группа - однокоренные слова. Закрепляет понятия: корень, окончание. Читают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют правильность написания. Подбирают к предложенным словам различные задания и тут же эти задания выполняют. Рассуждают о том, какие слова могут быть отнесены в 1 группу (формы слова), а какие во 2 группу (однокоренные) и почему. Выделяют в словах корень и окончание.
Личностные (формирование положительного отношения к обучению).
Регулятивные (планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей).
Познавательные (выбор оснований и критериев для классификации объектов)
Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Учебно-познавательная деятельность (актуализация). Мотивация к деятельности
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Предлагает найти лишнее слово, объяснить свою точку зрения. Раскрывает значение слова «деревня», предлагает познакомиться с описанием русской северной деревни через отрывок из произведения Ю. Казакова «Никишкины рассказы». Побуждает нарисовать словесную картину к прочитанному отрывку и найти в тексте слова, помогающие передать движение изб. Направляет внимание детей на сравнение выделенных слов (чем похожи и чем отличаются) Читают отрывок из произведения, рисуют словесную картину к прочитанному отрывку, находят в тексте и зачитывают слова, отражающие движение изб. Рассуждают о том, что выделенные слова являются однокоренными. Выделяют ту часть слова, которая помогла образовать новое слово. Предполагают, что на уроке они узнают:
как называется эта часть слова;
где она расположена;
зачем нужна.
Личностные (формирование положительного отношения к обучению).
Регулятивные (уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Работать по коллективно составленному плану).
Познавательные (ставить и формулировать проблему)
Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Преобразующая деятельность
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организует просмотр анимации №1 из электронного приложения.

Организует просмотр анимации №3 из электронного приложения.
Учебник стр. 85, упр. 154.
Предлагает учащимся выполнить упражнение в рабочей тетради (стр. 45, упр. 109): выслушать задание, составить план его выполнения. Просмотр анимации в электронном приложении.
Отвечают на поставленные ранее вопросы, формулируют вывод – правило. Читают правило в учебнике (стр. 84), приводят примеры.
Просмотр анимации в электронном приложении.
Читают задания и текст упражнения 154, выполняют предложенное задание письменно.
Читают задания к упр. 109 (устно). Выслушивают задание, составляют в паре план его выполнения, применяют знания, полученные на уроке, и выполняют его. Регулятивные (работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия).
Познавательные (уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Контрольно оценочная деятельность (рефлексия)
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Предлагает выполнить в паре упражнение из электронного приложения.
Оценивает работу учащихся
Предлагает учащимся выполнить дома упр.110 из рабочей тетради на стр. 45,выучить правило из учебника на с.84.
Проводит беседу по вопросам: С какой частью слова познакомились?
Где она находится?
Для чего она нужна?
Какое задание вам было интересно выполнять? Выполняют задания из электронного приложения.
Оценивают свою работу, делятся впечатлениями.
Записывают задание на дом.
Анализируют деятельность на уроке с опорой на вопросы учителя. Личностные (уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности)
Регулятивные (оценивать правильность выполнения действия).
Познавательные (уметь ориентироваться в своей системе знаний)
Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.)
Самоанализ учителя