План-конспект урока русского языка на тему Приставка как значимая часть слова. Образование новых слов


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ПРИСТАВКА КАК ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ»
ФИО (полностью) Пуганова Ирина Викторовна
Место работы МБОУ «СШ № 40» г. Смоленска
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 2
Тема и номер
урока в теме
«Приставка как значимая часть слова.
Образование новых слов» (урок № 1)
Базовый учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2014. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
Цель урока: формировать умение находить и обозначать приставку как часть слова, образовывать слова при помощи приставки
Задачи:
- образовательные:
знания:
- формировать понятие приставки как значимой части слова;
умения:
а) специальные:
- формировать умение находить приставку в словах, обозначать её место в слове;
- способствовать формированию умения образовывать новые слова при помощи приставки, восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова;
б) общеучебные:
- владение приемами монологической и диалогической речи; приемами индивидуальной и групповой работы; уметь сравнивать и доказывать, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами самоконтроля и взаимоконтроля; уметь коллективно и индивидуально работать;
- развивающие:
- развивать речь путём образования новых слов при помощи приставки и составления речевых высказываний с данными словами;
- стимулировать развитие образного и логического мышления в процессе решения проблемных ситуаций;
- развивать внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом;
- воспитательные:
- воспитывать уважительное и бережное отношение к словам русского языка.
Тип урока
урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся
фронтальная работа с учащимися (Модель: АРМ учителя-класс («один ко многим»)), индивидуальная работа детей (Модель: 1 ПК – 1 ученик), работа в парах (Модель: 1 ПК – 2 ученика) и групповая работа (Модель: 1 ПК – мини-группа)Необходимое техническое оборудование
ПК, мультимедийный проектор с экраном, колонки.
Структура и ход урока
Организационный момент (2 мин)
Минутка чистописания (4 мин)
Словарная работа (5 мин)
Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование проблемы урока (3 мин)
Постановка учебной задачи. Мотивация деятельности (2 мин)
«Открытие» учащимися новых знаний (9 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Первичное закрепление (12 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1. Организационный момент Приветствует детей, проверяет готовность к уроку,
создает положительный эмоциональный настрой.
Организует работу по модели АРМ
учителя – класс («один ко многим») Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на позитивную работу на уроке. 2
2. Минутка чистописания Каллиграфия
(ЭОР № 1)
Демонстрирует информационный ЭОР.
Демонстрация и прописывание букв п, р, и, с, т, а, в, к.
Учитель сообщает, что эти буквы являются основными в названии темы урока. Организует самоконтроль.
Проводится работа по модели 1 ПК – 1 ученик.
Одновременно с демонстрационным ОЭР прописывают буквы в воздухе, комментируя вслух. Самостоятельно прописывают буквы в тетради (модель 1 ПК – 1 ученик).
Самоконтроль 4
3. Словарная работа Слова
(ЭОР № 2) Демонстрирует практический ЭОР, направленный на повторение слов с непроверяемыми «опасными местами» (орфограммами). Организует работу по модели 1 ПК – мини-группа.
Организация само- и взаимоконтроля Анализируют практический ЭОР, выполняют работу с ним по модели 1 ПК – мини-группа. Обобщают и систематизируют знания.
Само- и взаимоконтроль 5
4. Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование проблемы урока Организует беседу о способах образования новых слов. Проводит работу со стихотворением Е. Измайлова «Как растут слова». Создает проблемную ситуацию Анализируют, выполняют работу по модели 1 ПК – мини-группа. Обобщают и систематизируют знания
Само- и взаимоконтроль 3
5. Постановка учебной задачи. Мотивация деятельности Организует фронтальную работу, корректирует тему, цель урока, которые были поставлены учащимися.
Мотивирует деятельность учеников.
Организует работу по модели АРМ
учителя – класс («один ко многим») Формулируют тему, цель урока. Мотивируют собственную деятельность, осознают значимость предстоящей работы 2
6. «Открытие» учащимися новых знаний Что такое приставка?
(ЭОР № 3)
Определение
приставки
(ЭОР № 4)
а) Организует демонстрацию по теме урока информационного ЭОР.
Организует деятельность учащихся по модели АРМ учителя – класс.
Организует контроль

б) Организация работы над новым материалом по учебнику (с. 95, упр. 134). Организация подводящего диалога
в) Учитель демонстрирует информационный ЭОР, направленный на умение формулировать определение приставки, (модель: 1 ПК – мини-группа).
Организация само- и взаимоконтроля а) Анализируют ЭОР, выстраивают модель, формулируют вывод о месте и значимости для словообразования данной части слова. Обдумывают варианты и создают алгоритм нахождения приставки в ряде однокоренных слов.
Выполняют работу по модели АРМ учителя - класс.
Самоконтроль.
Работают с ЭОР (модель 1ПК - пара).
б) Выполняют упражнение, отвечают на вопросы учителя.
Самоконтроль.
в) Формулируют определение приставки. Сравнивают его с выводом в учебнике.
Само- и взаимоконтроль
9
7. Физкультминутка Глинка М.И. Фортепианная пьеса. Полька
(ЭОР № 5) Предъявляет информационный мультимедийный объект для прослушивания.
Организует выполнение движений по модели АРМ учителя-класс («один ко многим») Восприятие информационного ЭОР.
Выполнение танцевальных движений под музыку по модели АРМ учителя-класс («один ко многим»)
3
8. Первичное закрепление Найди приставку
(ЭОР № 6)
Закончи предложение
(ЭОР № 7)
Демонстрирует практический ЭОР.
Организует работу по модели 1ПК - 1 ученик. Организует самоконтроль
Предъявляет практический ЭОР, направленный на применение знаний в нестандартной ситуации.
Организация фронтальной работы по модели АРМ учителя-класс.

Анализируют практический ЭОР, работают с ним по модели 1ПК - 1 ученик.
Самоконтроль
Воспринимают и анализируют ЭОР.
Работают по модели АРМ учителя - класс.
Под руководством учителя устно выполняют задания, отвечают на вопросы, делают вывод.
Контролируют собственную деятельность 12
9. Домашнее задание Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания Задают уточняющие вопросы.
Записывают в дневник 2
10. Подведение итогов урока. Рефлексия Организует подведение итогов урока, рефлексию.
Организует деятельность по формулировке дальнейших целей; оценивает работу Анализируют работу на уроке, делают выводы, прогнозируют дальнейшую работу в рамках изучения темы, оценивают собственную деятельность 3
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
«ПРИСТАВКА КАК ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Каллиграфия
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)) www.school-collection.edu.ru)Информационный ЭОР. Мультимедийный объект для показа написания букв Композиция с визуальным представлением информационных объектов Каллиграфия(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF)
2. Словарная работа
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) www.school-collection.edu.ruПрактический ЭОР. Мультимедийный объект с интерактивным взаимодействием Графика, тренажер    HYPERLINK "http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/351a66c7-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/view/" \t "_blank" Контрольное задание на изученные словарные слова - 153(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66c7-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_90.swf)
3. Что такое приставка?
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ruИнформационный ЭОР.
Мультимедийный объект с интерактивным взаимодействием Аудиофрагмент, графика, композиция с визуальным представлением информационных объектов. Что такое приставка?(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/574b6f18-1c4b-4e5a-9b50-bfbaf6bad02e/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BMA_011%5D.swf)
4. Определение
приставки
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)) www.school-collection.edu.ruИнформационный ЭОР. Мультимедийный объект с интерактивным взаимодействием Композиция с визуальным представлением информационных объектов   Определение приставки(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af9c10e3-52f9-4a20-8e90-136ebbd29287/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BTQ_012%5D.swf)
5. Глинка М.И. Фортепианная пьеса. Полька
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ruИнформационный ЭОР. Мультимедийный объект для прослушивания Аудиофрагмент Фортепианная пьеса Полька(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/453267c3-eab4-a26b-84d7-7d87f03044b2/Glinka.Fortepiannie_piessi.02.Polka.mp3)
6. Найди приставку
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) ) www.school-collection.edu.ruПрактический ЭОР. Мультимедийный объект с интерактивным взаимодействием Аудиофрагмент, графика, тренажер   Найди приставку(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dc5c9dc-cbf0-4b4e-a51a-bc145a50d050/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BQN_013%5D.swf)
7. Закончи предложение
(Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) www.school-collection.edu.ruПрактический ЭОР. Мультимедийный объект с интерактивным взаимодействием Аудиофрагмент, графика, тренажер Закончи предложения(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ebff74f-8133-4512-b736-ed40036b9d97/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BIG_015%5D.swf)